Решение по делу № 33-3504/2024 от 05.03.2024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Копеина И.А. Дело № 33-3504/2024

УИД 24RS0017-01-2022-003979-46

2.069г

06 мая 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сударьковой Е.В.

судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Смирновой Ольги Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о восстановлении нарушенных пенсионных прав

по апелляционной жалобе представителя Смирновой О.В. - Хербер И.Г.

на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 24 апреля 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Смирновой О.В. удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю включить Смирновой Ольге Владимировне,<дата> года рождения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с 18.07.1994 по 9.03.1997 года на должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании на цинковом заводе в гидрометаллургическом цех АО Лениногорский полиметаллический комбинат.

Исковые требования Смирновой О.В. о включении периодов с 10.03.1997 по 1.05.2021года в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию, оставить без удовлетворения.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Смирнова О.В. обратилась в суд с требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (после смены наименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю) о восстановлении нарушенных пенсионных прав.

Требования мотивировала тем, что согласно записям в трудовой книжке она проработала 24 года 1 месяц 22 дня в качестве аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании, в связи с чем, считает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ранее достижения возраста. 04 марта 2022 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением ответчика от 16 марта 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом в специальный стаж не зачтены периоды работы: с 18 июля 1994 года по 09 марта 1997 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга на цинковом заводе в гидрометаллургическом цехе АО «Лениногорский полиметаллический комбинат», с 10 марта 1997 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк». С данным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку в спорные периоды времени она в течение полного рабочего дня выполняла работу с вредными и тяжелыми условиями труда, работала в качестве аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании, все записи в трудовой книжке были оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Истец просила суд признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вышеуказанные спорные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Смирновой О.В. - Хербер И.Г. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм пенсионного законодательства, настаивает на удовлетворении требований Смирновой О.В. в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 октября 2023 года решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 24 апреля 2023 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж периода работы с 10 марта 1997 года по 1 мая 2021 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости, в отмененной части принято новое решение, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность включить Смирновой Ольге Владимировне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 10 марта 1997 года по 22 июня 1999 года и с 12 января 2000 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк», а также назначить Смирновой Ольге Владимировне досрочную страховую пенсию по старости с 04 марта 2022 года, в остальной части решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 24 апреля 2023 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 января 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 октября 2023 года в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обязанности включить Смирновой Ольге Владимировне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 01 января 2013 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк», назначении Смирновой Ольге Владимировне досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04 марта 2022 года – отменено, в отмененной части дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 октября 2023 года оставлено без изменения.

С учетом изложенного, проверив материалы дела в части отказа в удовлетворении исковых требований Смирновой О.В. о возложении на пенсионный орган обязанности включить в льготный стаж период работы с 01 января 2013 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк», назначении Смирновой Ольге Владимировне досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04 марта 2022 года, выслушав представителей ОСФР по Красноярскому краю Королеву А.С. и Чернявскую Л.А., пояснивших, что согласны с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, 4 марта 2022г. истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Красноярскому краю от 16 марта 2022 г. № 220000043347144434/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом пенсионным органом не зачтены в специальный страховой стаж истца следующие периоды работы на территории Республики Казахстан: с 18 июля 1994 г. по 9 марта 1997 г. (2 года 7 месяцев 22 дня) в качестве аппаратчика-гидрометаллурга на цинковом заводе АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» ввиду не подтверждения указанного периода льготной работы официальными органами Республики Казахстан, документы об особых/льготных условиях труда в распоряжение не поступали, с 10 марта 1997 г. по 1 мая 2021 г. (24 год 1 месяц 22 дня) в качестве аппаратчика-гидрометаллурга на Риддерском металлургическим комплексе АО «Казцинк» ввиду неподтверждения указанного периода льготной работы официальными органами Республики Казахстан, а также ввиду отмены с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий в Республике Казахстан.

Не согласившись с данным решением, Смирнова О.В. обратилась с иском в суд.

Как следует из дела, Смирнова О.В. в период с 18 июля 1994 года по 09 марта 1997 года, с 10.03.1997 года по 22.06.1999 года и с 12.01.2000 года по 01.05.2021 года работала во вредных условиях труда в качестве аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК О «Казцинк».

Период работы в условиях, дающих право на льготную пенсию с 18 июля 1994 года по 09 марта 1997 года, с 10.03.1997 года по 22.06.1999 года, с 12.01.2000 года по 31.12.2012 года, включен в льготный стаж истицы согласно вступивших в законную силу судебных решений.

Разрешая исковые требования Смирновой О.В. о возложении на пенсионный орган обязанности включить в льготный стаж период работы с 01 января 2013 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк» и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие льготный стаж истца официальными органами Республики Казахстан, кроме того, с 1 января 1998 года отменен институт досрочных пенсий в Республике Казахстан.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что у истицы не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части исходя из следующего.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015г.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется:

- список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В разделе VIII «Металлургическое производство (цветные металлы)» в подразделе 7 «Гидрометаллургия, выщелачивание, получение кадмия и купороса» (позиция 1070900а-10187) Списка № 1 от 26 января 1991 г. № 10 предусмотрены аппаратчики - гидрометаллургии.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР № 235 от 8 января 1992 г. «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517», действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано на основании Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и прекратило действие в отношениях Российской Федерацией с другими участниками с 1 января 2023 г.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств Евразийского экономического союза, включая Российскую Федерацию и Республику Казахстан, откуда переселился истец начиная с 1 января 2021 г. регулируются Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенном в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г. (ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 г. Федеральным законом № 354-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрен порядок определения права на пенсию в соответствии с законодательством каждого государства-члена исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, а в некоторых случаях с учетом стажа, приобретенного на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов.

Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.

В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм.

В соответствии со статьей 12 Соглашения от 20 декабря 2019 г. назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (далее Порядок взаимодействия).

Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 г., в связи с чем не основан на законе вывода суда апелляционной инстанции о включении в специальный страховой стаж периода работы истца после 1 января 2021 г., поскольку после этой даты пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.

Частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в действующей редакции) предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

При этом редакция части 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», действующая на момент принятия оспариваемого решения пенсионного органа, предусматривала возможность зачета в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работ при условии не только начисления, но и уплаты страховых взносов.

В Определении от 28 февраля 2017 г. № 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.

Таким образом, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» до 1 января 2017 г. и частями 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 1 января 2017 г.

Статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Следовательно, само Соглашение от 13 марта 1992 г. указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился пенсионер, то есть его нормы носят отсылочный характер и, соответственно, судам надлежит применять законодательство Российской Федерации, при этом обязательные профессиональные пенсионные взносы в Республике Казахстан носят компенсационный характер, имеют иную правовую природу, отличную от правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в Российской Федерации, целью которых является обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий по старости.

Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что материалами дела, а именно: трудовой книжкой истицы, справками от 05 мая 2021 г. и от 25 января 2022 г., уточняющими период и характер работы истицы, занимаемая истцом в спорные периоды должность – аппаратчик-гидрометаллург, занятый на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк» - полностью совпадает с наименованием должности, указанной в Списке, вместе с тем, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что работодателем после 31 декабря 2012 года за работника не производились начисление и уплата дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что предусмотрено в силу прямого указания пенсионного законодательства Российской Федерации для включения периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

С учетом изложенного решение суда в данной части является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы стороны истца, что данные периоды неправомерно не включены в ее льготный стаж, судебная коллегия находит несостоятельными.

Разрешая требования истицы о возложении обязанности на пенсионный орган назначить ей пенсию с 04 марта 2022 года и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что у истицы не имеется права на ее назначение.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона № 400-ФЗ с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом, необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Как следует из дела, заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ за работу в тяжелых условиях труда (Список № 1) Смирновой О.В. подано 04.03.2022. Величина ИПК, необходимая для установления пенсии истице, должна составлять не менее 23,4 балла.

Вместе с тем, из представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции расчетов следует, что у истицы имеется ИПК в размере 7,586 балла (начисляется от количества страховых взносов), что значительно меньше необходимого.

С учетом изложенного, у истицы не имеется право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. При этом, принятое при рассмотрении спора решение ОСФР по Красноярскому краю от 15 февраля 2024 года о назначении истице пенсии с 04 марта 2022 года, не может являться основанием для удовлетворения требований истицы в данной части, поскольку в силу действующего правового регулирования, у истицы объективно не имеется права на назначение данной пенсии.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о незаконности решения в части отказа истице в назначении досрочной страховой пенсии.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 24 апреля 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Смирновой О.В. о включении периодов работы с 01 января 2013 по 01 мая 2021 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначении досрочной трудовой пенсии с 04.03.2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Смирновой О.В. – Хербер И.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий: Сударькова Е.В.

Судьи: Белякова Н.В.

Охременко О.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.05.2024 года.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Копеина И.А. Дело № 33-3504/2024

УИД 24RS0017-01-2022-003979-46

2.069г

06 мая 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сударьковой Е.В.

судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Смирновой Ольги Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о восстановлении нарушенных пенсионных прав

по апелляционной жалобе представителя Смирновой О.В. - Хербер И.Г.

на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 24 апреля 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Смирновой О.В. удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю включить Смирновой Ольге Владимировне,<дата> года рождения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с 18.07.1994 по 9.03.1997 года на должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании на цинковом заводе в гидрометаллургическом цех АО Лениногорский полиметаллический комбинат.

Исковые требования Смирновой О.В. о включении периодов с 10.03.1997 по 1.05.2021года в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию, оставить без удовлетворения.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Смирнова О.В. обратилась в суд с требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (после смены наименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю) о восстановлении нарушенных пенсионных прав.

Требования мотивировала тем, что согласно записям в трудовой книжке она проработала 24 года 1 месяц 22 дня в качестве аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании, в связи с чем, считает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ранее достижения возраста. 04 марта 2022 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением ответчика от 16 марта 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом в специальный стаж не зачтены периоды работы: с 18 июля 1994 года по 09 марта 1997 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга на цинковом заводе в гидрометаллургическом цехе АО «Лениногорский полиметаллический комбинат», с 10 марта 1997 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк». С данным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку в спорные периоды времени она в течение полного рабочего дня выполняла работу с вредными и тяжелыми условиями труда, работала в качестве аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании, все записи в трудовой книжке были оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Истец просила суд признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вышеуказанные спорные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Смирновой О.В. - Хербер И.Г. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм пенсионного законодательства, настаивает на удовлетворении требований Смирновой О.В. в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 октября 2023 года решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 24 апреля 2023 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж периода работы с 10 марта 1997 года по 1 мая 2021 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости, в отмененной части принято новое решение, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность включить Смирновой Ольге Владимировне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 10 марта 1997 года по 22 июня 1999 года и с 12 января 2000 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк», а также назначить Смирновой Ольге Владимировне досрочную страховую пенсию по старости с 04 марта 2022 года, в остальной части решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 24 апреля 2023 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 января 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 октября 2023 года в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обязанности включить Смирновой Ольге Владимировне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 01 января 2013 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк», назначении Смирновой Ольге Владимировне досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04 марта 2022 года – отменено, в отмененной части дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 октября 2023 года оставлено без изменения.

С учетом изложенного, проверив материалы дела в части отказа в удовлетворении исковых требований Смирновой О.В. о возложении на пенсионный орган обязанности включить в льготный стаж период работы с 01 января 2013 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк», назначении Смирновой Ольге Владимировне досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04 марта 2022 года, выслушав представителей ОСФР по Красноярскому краю Королеву А.С. и Чернявскую Л.А., пояснивших, что согласны с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, 4 марта 2022г. истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Красноярскому краю от 16 марта 2022 г. № 220000043347144434/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом пенсионным органом не зачтены в специальный страховой стаж истца следующие периоды работы на территории Республики Казахстан: с 18 июля 1994 г. по 9 марта 1997 г. (2 года 7 месяцев 22 дня) в качестве аппаратчика-гидрометаллурга на цинковом заводе АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» ввиду не подтверждения указанного периода льготной работы официальными органами Республики Казахстан, документы об особых/льготных условиях труда в распоряжение не поступали, с 10 марта 1997 г. по 1 мая 2021 г. (24 год 1 месяц 22 дня) в качестве аппаратчика-гидрометаллурга на Риддерском металлургическим комплексе АО «Казцинк» ввиду неподтверждения указанного периода льготной работы официальными органами Республики Казахстан, а также ввиду отмены с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий в Республике Казахстан.

Не согласившись с данным решением, Смирнова О.В. обратилась с иском в суд.

Как следует из дела, Смирнова О.В. в период с 18 июля 1994 года по 09 марта 1997 года, с 10.03.1997 года по 22.06.1999 года и с 12.01.2000 года по 01.05.2021 года работала во вредных условиях труда в качестве аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК О «Казцинк».

Период работы в условиях, дающих право на льготную пенсию с 18 июля 1994 года по 09 марта 1997 года, с 10.03.1997 года по 22.06.1999 года, с 12.01.2000 года по 31.12.2012 года, включен в льготный стаж истицы согласно вступивших в законную силу судебных решений.

Разрешая исковые требования Смирновой О.В. о возложении на пенсионный орган обязанности включить в льготный стаж период работы с 01 января 2013 года по 01 мая 2021 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк» и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие льготный стаж истца официальными органами Республики Казахстан, кроме того, с 1 января 1998 года отменен институт досрочных пенсий в Республике Казахстан.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что у истицы не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части исходя из следующего.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015г.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется:

- список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В разделе VIII «Металлургическое производство (цветные металлы)» в подразделе 7 «Гидрометаллургия, выщелачивание, получение кадмия и купороса» (позиция 1070900а-10187) Списка № 1 от 26 января 1991 г. № 10 предусмотрены аппаратчики - гидрометаллургии.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР № 235 от 8 января 1992 г. «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517», действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано на основании Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и прекратило действие в отношениях Российской Федерацией с другими участниками с 1 января 2023 г.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств Евразийского экономического союза, включая Российскую Федерацию и Республику Казахстан, откуда переселился истец начиная с 1 января 2021 г. регулируются Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенном в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г. (ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 г. Федеральным законом № 354-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрен порядок определения права на пенсию в соответствии с законодательством каждого государства-члена исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, а в некоторых случаях с учетом стажа, приобретенного на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов.

Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.

В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм.

В соответствии со статьей 12 Соглашения от 20 декабря 2019 г. назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (далее Порядок взаимодействия).

Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 г., в связи с чем не основан на законе вывода суда апелляционной инстанции о включении в специальный страховой стаж периода работы истца после 1 января 2021 г., поскольку после этой даты пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.

Частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в действующей редакции) предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

При этом редакция части 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», действующая на момент принятия оспариваемого решения пенсионного органа, предусматривала возможность зачета в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работ при условии не только начисления, но и уплаты страховых взносов.

В Определении от 28 февраля 2017 г. № 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.

Таким образом, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» до 1 января 2017 г. и частями 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 1 января 2017 г.

Статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Следовательно, само Соглашение от 13 марта 1992 г. указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился пенсионер, то есть его нормы носят отсылочный характер и, соответственно, судам надлежит применять законодательство Российской Федерации, при этом обязательные профессиональные пенсионные взносы в Республике Казахстан носят компенсационный характер, имеют иную правовую природу, отличную от правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в Российской Федерации, целью которых является обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий по старости.

Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что материалами дела, а именно: трудовой книжкой истицы, справками от 05 мая 2021 г. и от 25 января 2022 г., уточняющими период и характер работы истицы, занимаемая истцом в спорные периоды должность – аппаратчик-гидрометаллург, занятый на выщелачивании в гидрометаллургическом цехе Цинкового завода Риддерского ГМК АО «Казцинк» - полностью совпадает с наименованием должности, указанной в Списке, вместе с тем, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что работодателем после 31 декабря 2012 года за работника не производились начисление и уплата дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что предусмотрено в силу прямого указания пенсионного законодательства Российской Федерации для включения периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

С учетом изложенного решение суда в данной части является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы стороны истца, что данные периоды неправомерно не включены в ее льготный стаж, судебная коллегия находит несостоятельными.

Разрешая требования истицы о возложении обязанности на пенсионный орган назначить ей пенсию с 04 марта 2022 года и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что у истицы не имеется права на ее назначение.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона № 400-ФЗ с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом, необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Как следует из дела, заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ за работу в тяжелых условиях труда (Список № 1) Смирновой О.В. подано 04.03.2022. Величина ИПК, необходимая для установления пенсии истице, должна составлять не менее 23,4 балла.

Вместе с тем, из представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции расчетов следует, что у истицы имеется ИПК в размере 7,586 балла (начисляется от количества страховых взносов), что значительно меньше необходимого.

С учетом изложенного, у истицы не имеется право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. При этом, принятое при рассмотрении спора решение ОСФР по Красноярскому краю от 15 февраля 2024 года о назначении истице пенсии с 04 марта 2022 года, не может являться основанием для удовлетворения требований истицы в данной части, поскольку в силу действующего правового регулирования, у истицы объективно не имеется права на назначение данной пенсии.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о незаконности решения в части отказа истице в назначении досрочной страховой пенсии.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 24 апреля 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Смирновой О.В. о включении периодов работы с 01 января 2013 по 01 мая 2021 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначении досрочной трудовой пенсии с 04.03.2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Смирновой О.В. – Хербер И.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий: Сударькова Е.В.

Судьи: Белякова Н.В.

Охременко О.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.05.2024 года.

33-3504/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнова Ольга Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю
Другие
Хербер Инга Геннадьевна
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024Передано в экспедицию
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее