Дело № 2а-1169/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года г.Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Фоменко И.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административным исковым заявлениям Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры (Природнадзор Югры), государственному инспектору ХМАО – Югры Нефтеюганского управления Природнадзора Югры Плотникову АВ о признании незаконными предписаний об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности,
установил:
ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее – Общество) обратилось в суд с административными исковыми заявлениями, объединенным в одно производство, в которых просит признать незаконными и отменить вынесенные государственным инспектором ХМАО – Югры Нефтеюганского управления Природнадзора Югры Плотникова А.В. предписания об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности № от (дата) (л.д. 67-72) и № от (дата) (л.д.3-7), мотивируя тем, что указанными предписаниями, поступившими в Общество (дата), Общество обязали в срок до (дата) освободить от горючих веществ участки лесного фонда ТО-Нефтеюганское лесничество в выделе 63 квартала 31 Юнг-Яхского участкового лесничества и в выделах 2, 7 квартала 41 Куть-Яхского участкового лесничества, соответственно.
Общество не согласно с оспариваемыми предписаниями, находя их выданными с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку проверки в порядке, установленном этим законом в отношении Общества не проводились, распоряжения руководителя Природнадзора Югры о проведении проверок не издавались, проверки не согласовывались с прокуратурой, акты проверок не оформлены и в адрес Общества не направлены.
По мнению Общества, оспариваемые предписания выданы в рамках возбужденных (дата) и (дата) административных дел по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, поскольку дата их вынесения соответствует дате составления протоколов об административных правонарушениях, при этом, возможность выдачи предписаний при рассмотрении дел об административных правонарушениях законом не предусмотрена. Кроме того, предписания выданы по истечении пожароопасного сезона, что также указывает на их незаконность.
Также административный истец просит взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Административные ответчики Природнадзор Югры и государственный инспектор Плотников А.В. просят отказать в удовлетворении требований Общества о признании оспариваемых предписаний незаконными, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
С согласия сторон, на основании ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.ч. 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что на основании распоряжения Природнадзора Югры от (дата) № и задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, проведены мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах ТО–Нефтеюганское лесничество, в результате которых составлен Акт № о выявлении нарушений Обществом соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, а именно: размещения горючих веществ на лесном участке – нефти и нефтепродуктов, а также нефтезагрязнение лесных участков в выделе 63 квартала 31 Юнг-Яхского участкового лесничества и в выделах 2, 7 квартала 41 Куть-Яхского участкового лесничества.
Факт размещения горючих веществ на указанных лесных участках также подтверждается: Актами отбора почв от (дата) № и №; протоколами КХА почв от (дата) №, №, № и №, а также заключением Сургутского отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО – Югре от (дата).
Выявив указанные нарушения, административным ответчиком составлены протоколы об административных правонарушениях № от (дата) и № от (дата), на основании которых (дата) и (дата) Общество привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 76-79, 17-22).
При этом, в день привлечения Общества к административной ответственности, государственным инспектором Природнадзора Югры Плотниковым А.В. Обществу выписаны предписания № от (дата) (л.д. 75) и № от (дата) (л.д. 23) об устранении в срок до (дата) выявленных нарушений правил пожарной безопасности в лесах, путем освобождения лесного участка от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов).
Предписания направлены в адрес Общества (дата), получены (дата) (л.д. 24), в суд же административные иски направлены (дата) и (дата), то есть в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулирует лесное законодательство (ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ).
Пункт 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относит осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.
Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Формы мероприятий по контролю в лесах установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)». К ним относятся: проведение плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 ФЗ № 294-ФЗ, а также проведение мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (пункт 12 Положения и пункт 10 Административного регламента).
Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года № 373. Результатом планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков является отчет о выполнении планового (рейдового) задания (пункт 8) и составление Акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) (пункт 12).
Из приведенных нормативно-правовых актов следует, что патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования участков лесного фонда осуществляется путем наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В случае выявления в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, должностное лицо также вправе вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (п.п. 81, 85 Приказа Минприроды России от 12.04.2016 N 233).
Вместе с тем, обнаруженные в ходе патрулирования и плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушения в силу части 2 статьи 13.2 ФЗ № 294-ФЗ, являются основанием для назначения внеплановой проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, по результатам которой должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде…, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (пп. 1 п. 1 ст. 17 ФЗ № 294-ФЗ).
При этом, из буквального толкования подпункта 8 пункта 15 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (утв. Приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233) следует, что при осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица вправе давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда лесам, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда, а также других мероприятий, обязательных для выполнения в соответствии с федеральными законами (далее - предписание об устранении выявленных нарушений), и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки, только в результате проверок соблюдения требований лесного законодательства.
Право должностных лиц исполнительного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор на выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок соблюдений лесного законодательства также предусмотрены ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ, ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения в установленный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исполнительным органом государственной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда является Природнадзор Югры (пункт 5.3.3 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры (Природнадзор Югры), утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 № 299-п).
Согласно пунктам 5.6.1, 5.6.3, 6.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Природнадзор Югры в целях исполнения функций по лесному надзору вправе проводить плановые и внеплановые проверки в установленном законодательством Российской Федерации порядке, мероприятия по контролю (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования) в установленной сфере деятельности, а также выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства.
Аналогичные права должностных лиц органов исполнительной власти и государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закреплены и в пункте 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Как указывалось выше и не оспаривается административными ответчиками, в отношении Общества было проведено мероприятие по контролю в лесах в форме патрулирования нефтезагрязненных участков лесного фонда, что включало в себя издание соответствующего распоряжения, выход на местность, отбор проб, составление Акта и последующее привлечение Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Оценив предоставленные в материалы дела доказательства и проанализировав мероприятия, проведенные Природнадзором Югры, суд приходит к выводу, что (дата) и (дата) в отношении Общества фактически была проведена внеплановая выездная проверка, по результатом которой, помимо привлечения Общества к административной ответственности, административному истцу выписаны оспариваемые предписания.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, проверки в отношении Общества в порядке, установленном ФЗ № 294-ФЗ Природнадзором Югры не проводились, распоряжения о их проведении не издавались и с прокуратурой не согласовывались, Общество о проведении проверок не уведомлялось. Проведенные же Природнадзором Югры мероприятия по контролю (патрулированию) земельных участков лесного фонда нельзя отнести к мероприятиям, указанным в ст.ст. 9-14 ФЗ № 294-ФЗ.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выдача Обществу государственным инспектором ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды обязательных к исполнению предписаний на основании Акта о проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах ТО-Нефтеюганское лесничество № от (дата) без соблюдения требований ст.ст. 9-14 ФЗ № 294-ФЗ, не может быть признана законной, поэтому суд возлагает на административного ответчика – Природнадзор Югры обязанность по их отмене.
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд взыскивает с Природнадзора Югры в пользу административного истца 4 000 рублей в счет возмещения расходов по уплате госпошлины за подачу двух административных исков.
Руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые заявления ООО «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворить.
Признать незаконными предписания государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Плотникова АВ об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности № от (дата) и № от (дата).
Обязать Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отменить предписания государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Плотникова АВ об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности № от (дата) и № от (дата).
Взыскать со Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в возмещение расходов по уплате госпошлины 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
СУДЬЯ