31RS0016-01-2024-005850-66 № 2-4311/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 02.09.2024
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Вавиловой Н.В.
при секретаре Бабиной В.О.
с участием истица Жаворонкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жаворонкова Владимира Викторовича к ОСФР по Белгородской области о включении в стаж периода работы,
установил:
Жаворонков В.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Белгородской области о включении в страховой стаж периода его работы с 02.01.1992 по 07.04.1994 в должности монтажника-водителя в ПКП «Эврика».
В обоснование заявленных требований истец указал, что 30.01.2024 обратился к ответчику за назначением пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), однако получил отказ в связи с недостаточностью страхового стажа – менее 42 лет. При этом в страховой стаж не был учтен период работы по причине внесении соответствующей записи в трудовую книжку с нарушением Инструкции при отсутствии иных подтверждающих документов.
В судебном заседании истец Жаворонков В.В. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ОСФР по Белгородской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил возражения, где полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, что и указано в решении об отказе в назначении пенсии.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, заслушав пояснения истца, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
С учетом переходных положений для мужчин, рожденных в 1962 году, право на страховую пенсию возникает по достижении возраста 64 лет при наличии страхового стажа 15 лет и ИПК 30.
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).
30.01.2024 Жаворонков В.В. обратился к ответчику за назначением пенсии по части 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях.
Решением от 17.05.2024 в назначении пенсии отказано ввиду недостаточности страхового стажа, который согласно расчету пенсионного органа составил 40 лет 6 месяцев 21 день при минимуме в 42 года.
При этом, как следует из содержания решения, в страховой стаж истцу не учтен период его работы с 02.01.1992 по 07.04.1994 в должности монтажника-водителя в ПКП «Эврика», поскольку запись в трудовой книжке сделана с нарушением Инструкции 1974 года (отсутствует наименование должности ответственного лица за запись об увольнении), а подтвердить данный период другими документами не представляется возможным ввиду отсутствия сведений в архивах.
Согласно записям в трудовой книжке Жаворонков В.В. 02.01.1992 принят на работу в ПКП «Эврика» монтажником-водителем, 07.04.1998 уволен по собственному желанию. Имеется ссылка на приказы, на основании которых сделаны записи, печать организации и подпись лица без указания его должности.
По сведениям ИЛС работодатель также отчитался о данном периоде работы истца.
Как указано ответчиком и не опровергнуто другой стороной, в архивной справке от 20.03.2024 №132, выданной отделом документационного обеспечения и ведения архива администрации Яковлевского городского округа, сообщено, что документы ПКП «Эврика» на хранение не поступали.
Статьей 11 Закон о страховых пенсиях определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Так, в соответствии с частью 1 указанной нормы в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 названного Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Закона).
Первичные документы из ликвидированного организации на хранение в архив не поступали по неизвестным причинам, не зависящим от работника, что лишает его возможности, кроме как свидетельскими показаниями, подтвердить факт своей работы.
Опрошенные в судебном заседании свидетели Дуюн В.М. и Петренко М.Л. пояснили, что в юридически значимый период работали вместе с Жаворонковым В.В.
Так, Дуюн В.И. указал, что с 02.01.1992 работал в ПКП «Эврика» директором, принимал Жаворонкова В.В. на работу и увольнял его. Это его подпись стоит в записи об увольнении в трудовой книжке, работали они вместе, виделись постоянно, более трех раз в неделю.
Петренко М.Л. также пояснил, что работал в ПКП «Эврика» с 25.05.1992 монтажником, когда пришел на работу, истец уже работал водителем, увольнялись вместе с ним в 1994 году, виделись регулярно, общались, в том числе и на планерках.
Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они логичны, непротиворечивы, согласуются с письменными материалам дела, сведениями трудовых книжек, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Оценивая представленные доказательства, пояснения свидетелей, даты приема на работу и увольнения, отраженные в трудовой книжке, соотносимые с иными доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что факт работы Жаворонкова В.В. с 02.01.1992 по 07.04.1994 в должности монтажника-водителя в ПКП «Эврика» нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Иных требований, в том числе о назначении пенсии Жаворонковым В.В. не заявлялось (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Жаворонкова Владимира Викторовича, <данные изъяты>, к ОСФР по Белгородской области, ОГРН 1023101648228, о включении в стаж периодов работы удовлетворить.
Возложить на ОСФР по Белгородской области обязанность включить в страховой стаж Жаворонкова Владимира Викторовича для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях период его работы с 02.01.1992 по 07.04.1994 в должности монтажника-водителя в ПКП «Эврика».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 10.09.2024.
Судья