Принято в окончательной форме 05.10.2021
(УИД) 76RS0024-01-2021-002558-03
Дело № 2а-2189/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Короткевич А.И., с участием
стороны, заинтересованное лицо – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску мэрии г.Ярославля к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области Моревой Виктории Игоревне об освобождении от взыскания исполнительского сбора, снижении размера исполнительского сбора,
установил:
Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 16.09.2019 по делу №2-2576/2019, с учетом определения суда от 13.03.2020 об исправлении описки, удовлетворены исковые требования заместителя прокурора г. Ярославля, судом постановлено:
«Обязать мэрию города Ярославля и департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу организовать устранение дефектов покрытия проезжей части улицы 5-й Луговой переулок на участке:
- от дома № 28 по ул. 3-1 Луговой переулок,
- между домами № 10 и 12 по 5-му Луговому переулку,
- в районе домов №№ 3, 8 по 5-му Луговому переулку,
- от дома № 6 по 5-му Луговому переулку до пересечения с ул. Вишняки».
На основании указанного решения судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И. в отношении должника мэрии г.Ярославля возбуждено исполнительное производство №11930/20/76025-ИП от 01.06.2020.
11.05.2021 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И. в рамках исполнительного производства №11930/20/76025-ИП от 01.06.2020 вынесено постановление о взыскании с мэрии г.Ярославля исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
17.08.2021 Врио начальника Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области вынесено постановление о взыскании с мэрии г.Ярославля и Департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля исполнительского сбора в рамках исполнительных производств №11930/20/76025-ИП, №11939/20/76025-ИП в солидарном порядке.
Мэрия г.Ярославля обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И., УФССП России по Ярославской области в котором просила об освобождении от уплаты исполнительского сбора, а в случае, если суд не усмотрит оснований для освобождения от исполнительского сбора просила уменьшить его размер.
В обоснование административного иска указано, что мэрией г.Ярославля принимаются меры к исполнению решения суда, однако исполнение решений судов осуществляется в объеме выделенных бюджетных средств из бюджета города Ярославля на текущий год и в порядке очередности, исходя из даты вступления решения в законную силу. Поскольку расходы на исполнение решений судов утверждены в бюджете города Ярославля с учетом планируемых поступлений в бюджет (ст.33 Бюджетного кодекса РФ), возможность исполнить решение суда в установленный в нем срок отсутствует.
Представитель административного истца мэрии г.Ярославля, административные ответчики УФССП России по Ярославской области, судебный пристав-исполнитель Морева В.И., заинтересованные лица прокурор г. Ярославля, Врио начальника Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Кожевникова Е.Е., департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в судебное заседание не явились, извещались судом надлежаще.
Судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит следующему.
Судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И. в отношении должника мэрии г.Ярославля №11930/20/76025-ИП от 01.06.2020 в установленный в постановлении 5-дневный срок не исполнено.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено мэрией г.Ярославля 05.04.2021.
Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 20.01.2021 уменьшен размер исполнительского сбора, взысканного с департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И. от 25.09.2020 по исполнительному производству №11939/20/76025-ИП от 01.06.2020, до 37500 руб.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения решения суда, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что в рамках настоящего гражданского дела должник не обжалует постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и о взыскании исполнительского сбора, а просит освободить его от уплаты данного сбора, либо снизить его размер, суд исходит из законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.
На основании ч. 6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 30 июля 2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Исходя из разъяснений, изложенных в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Административным истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии исключительных, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению судебного решения. Те обстоятельства, на которые истец ссылается в административном иске, по смыслу закона не являются чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами, влекущими возможность освобождения от исполнительского сбора.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что исполняя судебные постановления, орган местного самоуправления осуществляет соответствующие мероприятия в объеме выделяемых бюджетных ресурсов, с учетом планируемых поступлений в бюджет в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, а также учитывает, что процесс исполнения судебного решения по принятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения по оборудованию автомобильных дорог в соответствии с установленными требованиями является действительно сложным, длительным и затратным, требующим, с учетом статуса должника, являющегося органом местного самоуправления, составления соответствующего плана мероприятий в целях обеспечения и подготовки бюджетного финансирования для выполнения данных работ, в связи с чем считает допустимым в данном случае снизить размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера 50 000 руб., то есть до 37 500 руб.
Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
Административные исковые требования мэрии г. Ярославля удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с мэрии г.Ярославля по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области Моревой Виктории Игоревны от 11 мая 2021 года по исполнительному производству №№11930/20/76025-ИП от 01.06.2020, на одну четверть от установленного размера, то есть до 37 500 руб.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева