Решение по делу № 33-6115/2023 от 21.06.2023

Судья Черемисина О.С. дело № 33-6115/2023 (2-4520/2022)

УИД 22RS0068-01-2021-005202-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 августа 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Вегель А.А.,

судей Алешко О.Б., Сачкова А.Н,

при секретаре Тенгерековой Л.В.,    

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Гусейнова Эльдара Афраиловича на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2022 года по делу

по иску Гусейнова Эльдара Афраиловича к обществу с ограниченной ответственностью, «Капитал Медицинское страхование», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гусейнов Э.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Капитал Медицинское страхование» (далее по тексту - ООО «Капитал Медицинское страхование»), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее по тексту - ТФОМС) о взыскании денежных средств, возложении обязанности.

В обоснование исковых требований истцом указано на то, что с 21 марта 2016 года он содержится под стражей.

Вместе с тем, ООО «Капитал Медицинское страхование» не заключались договоры с медицинскими организациями об оказании Гусейнову Э.А. медицинских услуг.

Уточнив исковые требования, истец просил определить размер сбереженных денежных средств ООО «Капитал Медицинское страхование» за период с 21 марта 2016 года до принятия судом решения, обязать ТФОМС взыскать с ООО «Капитал Медицинское страхование» указанные денежные средства; перевести его в иную страховую организацию, проконтролировав заключение договора на оказание медицинских услуг; взыскать и вернуть в бюджет Российской Федерации неосновательно сбереженные денежные средства, которые подлежали расходованию на медицинское обеспечение истца.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Гусейнов Э.А. просит решение отменить, рассмотреть жалобу с его участием.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции в нарушение ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал и не оценил его доводы относительно административного дела №2а-3760/2020, а также на необеспечение его участия в судебном заседании 16 ноября 2022 года.

Определением судебной коллегии от 18 июля 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренный главой 39 ГПК РФ в связи с рассмотрением дела в отсутствии истца Гусейнова Э.А.

ТФОМС Алтайского края в отзыве просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В суде апелляционной инстанции участвующий посредствам использования систем видеоконференц-связи с ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Алтайскому краю истец Гусейнов Э.А. заявил ходатайство об отводе составу судебной коллегии, допустил оскорбительные высказывания и нецензурную брань в адрес суда, ввиду чего был отключен от видеоконференц-связи в соответствии с положениями части 2 статьи 159 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представитель ответчика ТФОМС Алтайского края Потапова Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно п.2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является рассмотрение дела в отсутствии кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Определением судебной коллегии от 18 июля 2023 года по данному основанию в связи с тем, что суд первой инстанции вынес решение по делу в отсутствие истца, предварительно удовлетворив ходатайство Гусейнова Э.А. об обеспечении его участия в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренный главой 39 ГПК РФ.

Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решения суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Гусейнов Э.А. имеет полис обязательного медицинского страхования, выданный в порядке Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

20 апреля 2015 года единый полис Гусейнова Э.А. *** поставлен на учет в Едином регистре застрахованных Филиалом ООО «Капитал Медицинское страхование» в Алтайском крае по причине ежегодной замены страховой медицинской организации без переизготовления полиса.

Согласно представленной ООО «Капитал Медицинское страхование» на запрос суда информации Гусейнов Э.А. является застрахованным данной страховой медицинской организацией с указанной даты по настоящее время, полис обязательного медицинского страхования имеет действующую регистрацию в страховой медицинской организации.

Истец является застрахованным в ООО «Капитал Медицинское страхование» на основании его заявления на выбор (замену) страховой медицинской организации, поданного им лично в филиал 20 апреля 2015 года.

ООО «Капитал Медицинское страхование» является страховой медицинской организацией, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края, имеет соответствующую лицензию на осуществление страхования.

В соответствии со сведениями, представленными ООО «Капитал Медицинское страхование» на судебный запрос, филиалом страховой медицинской организации в Алтайском крае заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со всеми медицинскими организациями, входящими в реестр медицинских организаций по обязательному медицинскому страхованию.

С 21 марта 2016 года Гусейнов Э.А. содержится под стражей.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Гусейнов Э.А. просит определить размер сбереженных денежных средств ООО «Капитал Медицинское страхование» за период с 21 марта 2016 года до момента вынесения решения судом, обязать ТФОМС взыскать с ООО «Капитал Медицинское страхование» денежные средства, сбереженные за период с 21 марта 2016 года до момента вынесения решения судом, перевести его в иную страховую организацию, проконтролировав заключение договора на оказание медицинских услуг, а также взыскать в бюджет Российской Федерации сумму неосновательно сбереженных денежных средств, образовавшуюся за счет неполучения им медицинской помощи.

Разрешая заявленные исковые требования суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе основания возникновения прав и обязанностей застрахованных граждан, гарантии их реализации урегулированы нормами ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Согласно положениям п.п. 1, 5 ст. 3 указанного Федерального закона, обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования; на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования; выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Исходя из положений ч.ч. 6, 7 ст. 14 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (далее - целевые средства).

Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.

В силу ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 01 января 2021 года, данный договор заключался между медицинской организацией и страховой медицинской организацией, без участия территориального фонда.

При этом согласно ч. 5 данной статьи Федерального закона страховые медицинские организации не вправе отказать в заключении договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинской организации, выбранной застрахованным лицом и включенной в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Как предусмотрено ст. 4 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами.

Статьей 11 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определено, что страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 17 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В силу ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм закона, застрахованное лицо имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации. Оплата такой медицинской помощи производится в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемому между медицинской организацией, территориальным фондом и страховой медицинской организацией. Предоставленная медицинская помощь подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.

Статьей 21 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определено, что средства обязательного медицинского страхования формируются за счет: 1) доходов от уплаты: а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование; б) недоимок по взносам, налоговым платежам; в) начисленных пеней и штрафов; 2) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование; 3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 4) доходов от размещения временно свободных средств; 5) иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, нормами ст. 3 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.

Исходя из буквального содержания указанных положений закона, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, являясь обязательными платежами, в то же время обладают обезличенным характером, персонифицированный учет сумм таких страховых взносов в отношении каждого застрахованного лица в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрен.

При этом согласно данным нормам закона во взаимосвязи с приведенными выше, объем предоставляемой бесплатно медицинской помощи не зависит от объема уплачиваемых страховых взносов, застрахованное лицо имеет право на получение медицинской помощи необходимого характера (с учетом территориальной программы обязательного медицинского страхования). Право на медицинскую помощь зависит от объема предоставляемых государством гарантий оказания медицинской помощи застрахованным лицам и не зависит от размера страховых взносов, уплачиваемых за застрахованных лиц на обязательное медицинское страхование. При том, что в отношении работающих граждан страхователями выступают работодатели (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам); страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3.1 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 04 февраля 2011 года № 4, территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории края, а также решения иных задач, установленных ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», настоящим Положением, законом о бюджете Территориального фонда.

Из материалов дела следует, что уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование за Гусейнова Э.А. в спорный период осуществлялась как за неработающего гражданина.

Исходя из информации, предоставленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю, сведения о сумме страховых взносов за спорный период в отношении истца Гусейнова Э.А. отсутствуют.

Согласно ответу ФКУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» на судебный запрос, следственным изолятором в отношении Гусейнова Э.А. перечислений в порядке обязательного медицинского страхования, взносов не производилось.

Однако, ввиду действующего правового регулирования отношений по обязательному медицинскому страхованию оказание бесплатной медицинской помощи истцу Гусейнову Э.А. гарантировано законом, не зависит от порядка уплаты в отношении него страховых взносов (как за работающего гражданина либо неработающего).

При этом, как установлено из представленных ООО «Капитал Медицинское страхование» сведений, Гусейнову Э.А. медицинская помощь в порядке обязательного медицинского страхования оказывалась в период с 21 марта 2016 года по 14 апреля 2021 года.

Как усматривается из представленных страховой медицинской организацией сведений, медицинская помощь оказана истцу различными медицинскими организациями. Оказанная медицинская помощь Гусейнову Э.А. как застрахованному лицу оплачена филиалом ООО «Капитал Медицинские страхование» в Алтайском крае за счет средств обязательного медицинского страхования. Всего согласно реестрам на оплату медицинской помощи, полученных страховой организацией от ТФОМС Алтайского края, Гусейнову Э.А. оказана медицинская помощь за указанный период в 14 случаях, на общую сумму 25 337,00 руб. (том 1 л.д. 113-114).

Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что материалы административного дела, сведения из медицинской карты Гусейнова Э.А., ответы на запрос суда апелляционной инстанции из медицинских учреждений, подтверждают получение истцом Гусейновым Э.А. бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в периоды, указанные в реестре на оплату медицинской помощи.

Доводы истца о неполучении бесплатной медицинской помощи в спорный период ввиду отказа от оказания медицинской помощи опровергается материалами административного дела №2а-3760/2023.

Так, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 28 октября 2020 года установлено, что 9 июня 2020 года в связи с жалобами на боли в груди слева Гусейнов Э.А. направлен для уточнения диагноза в травмпункт КГБУЗ «Городская поликлиника № 1», куда был доставлен конвоем полиции, в травмпункте Гусейнову Э.А. было проведено ренгенологическое обследование грудной клетки, признаков перелома ребер не выявлено, установлен диагноз: ушиб грудной клетки слева.

Указанные обстоятельства установлены судом на основании медицинской документации, свидетельских показаний.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля фельдшер МЧ-10 Вавилкин А.А., вопреки доводам истца, показал, что 9 июня 2020 года он был вызван дежурным СИЗО-1 для освидетельствования Гусейнова Э.А. на наличие телесных повреждений, Гусейнов Э.А. был осмотрен визуально, поскольку от более тщательного осмотра он отказался, Гусейнов Э.А. указал ему на наличие ссадин, которые он осмотрел и подтвердил, других жалоб не поступило. Через несколько минут его попросили осмотреть Гусейнова Э.А. повторно на предмет ушиба, поскольку от Гусейнова Э.А. поступили жалобы на боль сбоку, однако Гусейнов Э.А. от повторного осмотра отказался.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.

С учетом изложенного, заявленные истцом исковые требования об определении размера денежных средств ООО «Капитал Медицинское страхование», поступивших за период с 21 марта 2016 года до принятия решения в целях медицинского обеспечения Гусейнова Э.А., а равно размера взносов, неиспользованных за заявленный период на оказание медицинской помощи истцу («сбереженных» платежей), удовлетворению не подлежат, поскольку, как определено законодательно, страховые взносы на обязательное медицинское страхование обладают обезличенным характером, персонифицированный учет взносов на имя конкретных лиц нормативно не предусмотрен.

По тем же основаниям, согласно действующего правового регулирования отношений по обязательному медицинскому страхованию, не подлежат удовлетворению и исковые требования Гусейнова Э.А. о возложении обязанности на ТФОМС Алтайского края взыскать с ООО «Капитал Медицинское страхование» денежные средства, сбереженные за период с 21 марта 2016 года до принятия решения судом, а равно взыскать и вернуть в бюджет Российской Федерации суммы неосновательно сбереженных денежных средств, которые должны были использоваться на медицинское обеспечение.

При этом фактов нарушений прав Гусейнова Э.А. на получение бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

Вместе с тем, не установлено судебной коллегией и нарушений прав Гусейнова Э.А. на получение медицинской помощи как лица, содержащегося в следственном изоляторе.

Согласно ч.ч. 1,3 ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.    

Согласно п.п. 6, 16 Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1466, первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь оказываются в медицинских организациях лицам, лишенным свободы, в соответствии с договором об оказании медицинской помощи, заключаемым между учреждением уголовно-исполнительной системы и медицинской организацией (далее - договор), примерная форма которого утверждается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Медицинская организация оформляет и направляет в учреждение уголовно-исполнительной системы, с которым заключен договор, счета, счета-фактуры, акты об оказанных медицинских услугах, на основании которых учреждение уголовно-исполнительной системы осуществляет в соответствии с договором оплату понесенных медицинской организацией расходов по оказанию медицинской помощи.

Исходя из указанного, лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Кроме того, порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу определены ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии с положениями ст. 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать бесплатное медико-санитарное обеспечение.

Согласно ст. 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Во исполнение требований закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017г. № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, устанавливающий правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 2 указанных Правил, в частности, определено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Как усматривается из медицинской карты Гусейнова Э.А., в период содержания под стражей истцу систематически и на постоянной основе оказывается необходимая медицинская помощь ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 22 Федеральной службы исполнения наказаний», медицинским кабинетом СИЗО-1.

Что касается вопроса качества оказанной истцу медицинской помощи, то данные обстоятельства, как связанные с надлежащим оказанием медицинской помощи, юридически значимыми для разрешения настоящего спора не являются.

Разрешая исковые требования Гусейнова Э.А. о переводе его в иную страховую медицинскую организацию с осуществлением контроля за заключением в отношении него соответствующего договора, судебная коллегия учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования; замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию.

Согласно ч.ч. 4, 5, 5.1 ст. 16 названного Закона, выбор или замена страховой медицинской организации осуществляется застрахованным лицом, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме - его родителями или другими законными представителями), путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций, который размещается в обязательном порядке территориальным фондом на его официальном сайте в сети "Интернет" и может дополнительно опубликовываться иными способами (часть 4).

Для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя обращается с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации непосредственно в выбранную им страховую медицинскую организацию или иные организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. В случае подачи в соответствии с частью 1 статьи 46 настоящего Федерального закона застрахованным лицом заявления о включении в единый регистр застрахованных лиц заявление о выборе страховой медицинской организации подается им одновременно с заявлением о включении в единый регистр застрахованных лиц. Порядок подачи и формы заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (часть 5).

Если застрахованным лицом не было подано заявление о выборе страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным в страховой медицинской организации, определенной территориальным фондом в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи. Если застрахованным лицом не было подано заявление о замене страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным той страховой медицинской организацией, которой оно было застраховано ранее (часть 5.1).

Согласно положениям указанной нормы закона, замена страховой медицинской организации носит заявительный характер. Застрахованные в сфере обязательного медицинского страхования граждане самостоятельно либо через своего представителя реализуют свои права в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе и право на замену страховой медицинской организации. Территориальный фонд данными полномочиями не обладает.

В судебном порядке может быть разрешен исключительно вопрос защиты прав застрахованного лица в случае нарушения его прав на замену страховой медицинской организации при намерении реализовать такое право.

Сведений о том, что истец Гусейнов Э.А. инициировал соответствующую процедуру замены страховой медицинской организации и при реализации такого права участниками отношений по обязательному медицинскому страхованию допущены какие-либо нарушения, в деле отсутствуют.

Исходя из указанного, исковые требования Гусейнова Э.А. о переводе его в иную страховую медицинскую организацию с осуществлением контроля за заключением в отношении него соответствующего договора не подлежат удовлетворению судом.

При установленных обстоятельствах правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.

С учетом изложенного, решением суда в связи с нарушением процессуального права истца, предусмотренного ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющее право стороне участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2022 года отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования Гусейнова Эльдара Афраиловича оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.08.2023.

33-6115/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по АК для вручения Гусейнов Эльдар Афраилович, 28.09.1986г.р.
Ответчики
ООО Капитал Медицинское страхование в АК
Территориальный фонд обязательного медецинского страхования АК
Другие
ФКУ СИЗО 1 УФСИН России по АК
КГБУЗ КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
КГБУЗ Новоалтайская городская больница имени Л.Я. Литвиненко
Краевая клиническая больница скорой медецинской помощи № 2
КГБУЗ Центральная городская больница г. Заринск
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
КГБУЗ Городская поликлиника № 1
КГБУЗ Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
28.06.2023Передача дела судье
18.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
08.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Передано в экспедицию
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее