Дело № 2-95/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2017 года
Верещагинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мохнаткиной И.В.,
при секретаре Поповой С.П.,
с участием прокурора Тетеновой И.В.,
представителей ответчика Селиванова В.В., Голубаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, принять меры по содержанию и регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верещагинского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления установлено, что администрацией Зюкайского сельского поселения не надлежащим образом соблюдаются требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, выразившееся в нарушении требований федерального законодательства. Администрацией Зюкайского сельского поселения не разработана и не утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения; отсутствуют паспорта на автомобильные дороги, не разработаны проекты автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки; право собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения не зарегистрировано.
В судебном заседании прокурор Тетенова И.В. поддержала исковые требования.
Представители администрации МО «Зюкайское сельское поселение» Селиванов В.В., Голубаева В.В. в судебном заседании согласились с доводами истца и пояснили, что работы по паспортизации дорог, дислокации дорожных знаков будут проводиться, в настоящее время паспорт получен на дорогу <адрес> <данные изъяты> км. Просят учесть, что исполнить решение суда в установленный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ невозможно, так требуется несение существенных затрат с учетом общей протяженности автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения <данные изъяты> км., бюджет Зюкайского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ утвержден решением Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ и исполнение решения суда в финансовом ДД.ММ.ГГГГ невозможно, поскольку для выполнения требований прокурора требуются значительные финансовые и временные затраты, разработка и утверждение программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения невозможно без выполнения паспортизации дорог. Просят установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика, исследовав документы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (жителей Зюкайского сельского поселения Верещагинского муниципального района Пермского края), в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Верещагинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления законодательства, в ходе которой установлено, что в Зюкайском сельском поселении находятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения общей протяженностью <данные изъяты> км:
- в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>;
- в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>;
- в <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>, <адрес>.
На вышеуказанные автомобильные дороги в администрации поселения отсутствуют паспорта, не разработаны проекты их содержания, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, не разработана и не утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения. В реестре муниципальной собственности автомобильные дороги не числятся, в перечне автомобильных дорог не значатся, право муниципальной собственности не зарегистрировано.
Решением совета депутатов МО «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план Зюкайского сельского поселения (л.д.12).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 27 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), программы комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселений - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов соответствующих инфраструктур, Программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие соответствующих инфраструктур поселения, в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции таких объектов местного значения.
Пунктом 2 ст. 5 ГрК РФ установлено, что при наличии генеральных планов поселений, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440 утверждены требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений.
Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства, в случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.
Программы устанавливают перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, включая те, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии указанных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта, договорами о комплексном освоении территорий или о развитии застроенных территорий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с частью 9 статьи 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон).
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
В силу п. 6 ст. 13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 5 ФЗ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
безопасность дорожного движения обеспечивается посредством разработки и утверждения проекта организации дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1,4 п.9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в работы по содержанию автомобильных дорог входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права, обязанность по организации содержания и осуществлению ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения возложена на администрацию Зюкайского сельского поселение.
Из представленных материалов следует, что администрацией МО «Зюкайское сельское поселение» программа комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения не разработана и не утверждена, сведения о спорных автомобильных дорогах в нарушение требований вышеназванных норм законодательства в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены, технические паспорта на данные дороги (за исключение <адрес>) отсутствуют, не разработаны проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки.
Указанные нарушения приводят к тому, что автомобильные дороги, расположенные в пределах Зюкайского сельского поселения, не содержатся должным образом, в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного и безопасного движения транспортных средств.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие паспортизации спорного участка дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.
Непринятие администрацией Зюкайского сельского поселения мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
С учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия устанавливается срок исполнения обязательства. Прокурор просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик, не соглашаясь с указанным сроком, просит учесть то обстоятельство, что бюджет Зюкайского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ утвержден решением Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ, и исполнение решения суда в финансовом ДД.ММ.ГГГГ невозможно, поскольку для выполнения требований прокурора требуются значительные финансовые и временные затраты, совершаемые последовательно: разработка и утверждение программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения требует выполнение паспортизации дорог.
Просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, с учетом доводов ответчика, в том числе обоснованных невозможностью проведения всего объема работы для исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ по причине невозможности включения необходимых расходов в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ, принципа разумности, устанавливает срок исполнения решения суда в части принятия мер по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, путем разработки проектов содержания автомобильных дорог и организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки; паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений и регистрации право муниципальной собственности в срок: в течение одного года после вступления решения суда в законную силу. Решение суда в части: разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в течение <данные изъяты> после вступления решения суда в законную силу принять меры по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, путем выполнения следующих работ:
-разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки;
-паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в течение <данные изъяты> после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда с ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья И.В.Мохнаткина