Дело № 2-257/2024
59RS0005-01-2023-004701-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.02.2024 года . Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Парыгиной М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Симонян Т.С.,
с участием представителя истца Бейлина М.М.,
представителя ответчика Кудиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Ошевой Ирины Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах н/л ФИО1 к департаменту земельных отношений администрации г. Перми, министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об установлении границ земельного участка,
установил:
Ошева И.В., действуя в своих интересах и в интересах н/л ФИО1, обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями к департаменту земельных отношений администрации г. Перми, министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об установлении границ земельного участка.
В обоснование заявленных исковых требований в уточненной редакции указано, что истец и ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 24.01.2022г. по делу №2а-64/2022 признано незаконным бездействие департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, выразившееся в несовершении предусмотренных законом действий по заявлению Ошевой И.В. по образованию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 26.08.2022г. № утвержден проект межевания территории по <адрес>. На основании приказа Министерства были проведены кадастровые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом. 09.09.2022г. земельный участок площадью 1 200 кв.м. поставлен государственный кадастровый учет, кадастровый №. При утверждении проекта межевания территории и проведении кадастровых работ по формированию земельного участка были нарушены нормы земельного и градостроительного законодательства, а также права истца, как собственника квартиры в многоквартирном доме. Границы земельного участка, внесенные в ЕГРН, отличаются от фактических границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, что подтверждается схемой расположения земельного участка с кадастровым № с отображением фактических границ, подготовленной кадастровым инженером ФИО6 Распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от 31.03.2020г. № с целью установления границ земельных участков принято решение по подготовке проекта межевания территории по <адрес>е г.Перми. К распоряжению прикладывался план, в котором указана площадь предполагаемого земельного участка 0,25 га.
Истец просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым №, установить границы земельного участка по координатам, указанным в просительной части иска.
Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 18.10.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Росреестра по Пермскому краю (л.д.59 том 1).
Протокольным определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 19.12.2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Нечаев Н.Л. и Нечаев А.Л. (л.д.19 том 2).
Истец Ошева И.В., действующая в своих интересах и в интересах н/л ФИО1, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Бейлин М.М. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Как следует из ранее представленного отзыва, ответчик с заявленными исковыми требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении, считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав в связи с процедурой приобретения прав на земельные участки (л.д.5 том 2).
Представитель ответчика министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кудинова Е.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указала, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется проектом межевания территории. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Министерство принимает решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории Пермского городского округа, о внесении изменений в документацию по планировке территории Пермского городского округа. Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГг. № на основании заявлений администрации от 20 июля 2022г., 10 августа 2022г. был утвержден проект межевания территории по <адрес> в Мотовилихинском районе г.Перми, которым установлены границы земельного участка с кадастровым №. Во исполнение п.3 Приказа в адрес Главы г.Перми направлено письмо Министерства от ДД.ММ.ГГГГг. № о направлении приказов, в том числе Приказа Министерства. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, дата присвоения кадастрового номера 9 сентября 2022г. Доводы искового заявления о том, что площадь земельного участка должна была определяться в соответствии с распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГг. № не обоснованы. Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГг. № указанное распоряжение признано утратившим силу в связи с истечением срока подготовки проектов межевания территории. Проект межевания территории утвержден на основании обращения администрации от 20 июля 2022 г., 10 августа 2022г. под многоквартирным домом. В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007г. №143, территория, на которой расположен многоквартирный дом, находится в территориальной зоне сельскохозяйственного использования. Поскольку Правила утверждены в 2007г., многоквартирный дом построен в 1985г., то земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Градостроительный регламент территориальной зоны сельскохозяйственного использования не содержит требований к минимальному размеру земельного участка под многоквартирными домами, однако, данное требование содержится в регламентах иных зон, допускающих размещение многоквартирной застройки, и составляет для видов разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)», «среднеэтажная жилая застройка (2.5)», «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» 1200кв.м. Учитывая отсутствие документа о предоставлении земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>, а также невозможность рассчитать нормативный размер земельного участка, проектом межевания территории предусмотрен к образованию земельный участок минимально допустимой площадью для многоквартирного дома, предусмотренной Правилами, в размере 1200кв.м. Требуемые в исковом заявлении конфигурации границ земельного участка под многоквартирным домом, не отвечают требованиям действующего законодательства, так как создают изломанность границ, пересекают красные линии, установленные постановлением администрации г.Перми от 31 декабря 2013 г.№ «Об утверждении документации по планировке территории 1 (СТН Ж-7, Ж4, ИЮ, И11, И12) в Мотовилихинском районе г.Перми. Заявленные в иске требования о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым № фактически сводятся с несогласием с проектом межевания территории по <адрес> г. Перми, утвержденного приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, которым предусмотрено образование земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>, площадью 1200 кв.м. Проект межевания территории отвечает признакам нормативного правового акта. Проект межевания территории истцом, иными собственниками помещений в многоквартирном доме по <адрес> в указанной части не оспаривался. Поскольку требования в пределах компетенции к министерству не сформулировано, права и законные интересы истца при проведении кадастровых работ Министерство не нарушало, Министерство не является надлежащим ответчиком. (л.д. 63-65, т.1).
Представитель третьего лица департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что департамент с заявленными исковыми требованиями не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.155-161 том 1, л.д.1 том 2). В возражениях указано, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Приказом Министерства от 26.08.2022г. № утвержден проект межевания территории по <адрес> г.Перми, шифр №. Указанным проектом межевания территории предусмотрено образование земельных участков: № под малоэтажную многоквартирную жилую застройку (2.1.1) путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок образуется под существующий многоквартирный дом по <адрес> с кадастровым №, общая площадь 131кв.м., год постройки - 1985. Границы указанного земельного участка сформированы с учетом фактического расположения объекта капитального строительства - многоквартирного дома и минимального размера земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1)» 1200кв.м.; № под улетно-дорожную сеть (12.0.1) путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок предусмотрен для обеспечения доступа к земельному участку №. Данный земельный участок отнесен к территориям общего пользования или имуществу общего пользования. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования. Виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают размещение в границы территориальной зоны многоквартирных домов. Поскольку Правила землепользования и застройки г. Перми были утверждены в 2007 году, а многоквартирный дом построен в 1985 году, то для земельного участка под существующим многоквартирным домом по <адрес> г.Перми целесообразно было установить вид разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1) в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020г. №. Градостроительный регламент территориальной зоны сельскохозяйственного использования не содержит требований к минимальному размеру земельного участка под многоквартирными домами, однако данное требование содержится в регламентах иных зон, допускающих размещение многоквартирной застройки и составляет для видов разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)», «среднеэтажная жилая застройка (2.5)» 1200кв.м. При определении нормативного размера земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> необходимо учесть градостроительные регламенты территориальной зоны сельскохозяйственного использования, а также требования СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», утвержденного приказом Минземстроя от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым нормативный расчет земельного участка под многоквартирным домом определяется по формуле. Общая площадь жилых помещений многоквартирного дома по <адрес> в Мотовилихинском районе г. Перми неизвестна. Согласно сведениям ЕГРН общая площадь многоквартирного дома составляет 131кв.м., год постройки дома - 1985, этажность дома - 1. Таким образом, нормативный размер земельного участка согласно требованиям СП 30-101-98 рассчитать не представилось возможным. Учитывая отсутствие документа о предоставлении земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> г.Перми, а также невозможность рассчитать нормативный размер земельного участка, проектом межевания территории предусмотрен к образованию земельный участок с минимально допустимой площадью для многоквартирного дома, предусмотренной Правилами землепользования и застройки г.Перми, в размере 1200кв.м. Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4019093:117 площадью 1200кв.м. по <адрес> в Мотовилихинском районе г.Перми 09.09.2022г. прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам выполненных кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании утвержденного приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № проекта межевания территории по <адрес> в Мотовилихинском районе г.Перми. Предложенные конфигурации границ образуемого земельного участка в координатах, указанных в исковом заявлении, не отвечают указанным требованиям;, так как создают изломанность границ, пересекают красные линии, установленные постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории 1 (СТН Ж-7, Ж4, ИЮ, И11, И12) в Мотовилихинском районе города Перми». <адрес> г.Перми состоит двух квартир, помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, следовательно, является многоквартирным домом в соответствии. Проект межевания территории в судебном порядке не оспорен, незаконным не признан. Истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, что является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в ранее представленных письменных пояснениях просил дело рассмотреть без своего участия (л.д.81-83 том 1). В письменных пояснениях указано, что по актуальным сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым №, уточненной площадью 1200кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, категорией земель - земли населенных пунктов. В границах указанного участка расположено здание - многоквартирный дом, площадью 131кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>. Сведения о правах в отношении указанных земельного участка и многоквартирного дома в ЕГРН отсутствуют. Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с межевым планом от 07.09.2022г., подготовленного кадастровым инженером ФИО2 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Проектом межевания территории, утвержденным приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта межевания территории по <адрес> города Перми». Изменение сведений о границах и площади земельного участка может быть осуществлено только при наличии в судебном акте новых сведений о границах и площади земельного акта, а также сведений о границах и площади смежного земельного участка, у которого данные характеристики подлежат изменению.
Третьи лица Нечаев Н.Л. и Нечаев А.Л. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались надлежащим образом. В предыдущее судебное заседание направили заявление, в котором указали, что с иском Ошевой И.В. согласны в полном объеме, границы земельного участка не менялись с момента строительства дома. В границы участка не вошли объекты недвижимости, необходимые для обслуживания жилого дома. (л.д.38, т.2).
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав в силу положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется в судебном порядке и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Аналогичное положение содержится в п. п.4 п.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
При этом избранный способ защиты нарушенного права и законных интересов должен отвечать принципам правовой соразмерности, то есть должен быть основан на соблюдении баланса интересов и прав спорящих сторон.
В соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Положениями статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу положений ч.1 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как указано в ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В силу п.9 ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Как указано в ч.1 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ч.3 указанной статьи, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Судом установлено, что истец Ошева И.В. и ее несовершеннолетний сын ФИО1 с 06.03.2013 года на основании решения Мотовилихинского районного суда г.Перми от 09.01.2013 года являются долевыми собственниками квартиры общей площадью 63,1кв.м., расположенной по <адрес> (кадастровый №), им принадлежит по ? доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.138-142 том 1) и свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.10, 11 том 1).
Здание общей площадью 131 кв.м. с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес> г.Перми, является одноэтажным, состоит из двух квартир площадью 63,1кв.м. и 67,9кв.м., зарегистрировано в ЕГРН как многоквартирный жилой дом, год постройки – 1985 (л.д.143-149 том 1). Сведения о зарегистрированных правах на данное здание в ЕГРН отсутствуют. Долевыми собственниками квартиры №2 площадью 67,9кв.м., расположенной в здании <адрес> г.Перми являются Нечаев А.Л. и Нечаев А.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.11-13, 24-26 том 2).
Здание с кадастровым № расположено в границах земельного участка с кадастровым № площадью 1200кв.м., расположенного по <адрес> г.Перми (л.д.128-137 том 1).
Из выписки ЕГРН следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), категория земель - земли населенных пунктов. Сведения о правах в отношении земельного участка отсутствуют.
По сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Пермскому краю, границы земельного участка установлены в соответствии с межевым планом от 07.09.2022г., подготовленным кадастровым инженером ФИО2 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Проектом межевания территории, утвержденным приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта межевания территории по <адрес> города Перми».
Распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГг. № «О подготовке проекта межевания территории по <адрес> в Мотовилихинском районе г.Перми» признано утратившим силу на основании Приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГг. № в связи с истечением срока подготовки проектов межевания территории (л.д.23, 69 том 1).
Таким образом, указанный проект межевания территории был подготовлен на основании решения Мотовилихинского районного суда г.Перми от 24.01.2022 года по делу №2а-64/2022, заявлений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом заключения Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 08.08.2022 года о соответствии проекта межевания территории требованиям градостроительного законодательства РФ, и утвержден приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12-22, 26-38, 70-76, 77-79, 162-174 том 1).
Из пояснительной записки кадастрового инженера, имеющейся в проекте межевания, следует, что проектом предусмотрено образование земельных участков: №1 под малоэтажную многоквартирную жилую застройку (2.1.1) путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок образуется под существующий многоквартирный дом по <адрес> с кадастровым №. Границы указанного земельного участка сформированы с учетом фактического расположения объекта капитального строительства - многоквартирного дома и минимального размера земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1)» 1200кв.м.; №2 под улично-дорожную сеть (12.0.1) путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок предусмотрен для обеспечения доступа к земельному участку №1.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым № и установлении границ земельного участка заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. При этом суд принимает во внимание следующее.
Истцом представлено заключение кадастрового инженера ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводов которого следует, что в результате проведения геодезической съемки в отношении земельного участка с кадастровым №, выполнения камеральных работ и изучения представленных документов выявлено несоответствие местоположения границ, установленных в ЕГРН, и границ по фактическому использованию; также выявлено, что при проведении кадастровых работ в 2022 году не были учтены вспомогательные здания и строения, которые необходимы для обслуживания многоквартирного жилого дома. Данная ошибка подлежит исправлению с учетом ограничений, предусмотренных п.32. ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации права», путем внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ участка № в координатах, описанных в таблице (л.д.97-126 том 1).
Суд признает, что указанное заключение кадастрового инженера обладает признаками относимости и допустимости, отвечает требованиям законодательства, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, последовательные, четкие и не противоречащие выводы. Кадастровый инженер имеет квалификационный аттестат кадастрового инженера, диплом по специальности землеустроительство, зарегистрирован в государственном реестре кадастровых инженеров. Представленное истцом заключение кадастрового инженера никем не оспорено, незаконным не признано.
Из исследовательской части заключения кадастрового инженера ФИО10 следует, что в границах земельного участка расположены объекты капитального строительства (в том числе, здания, строения, сооружения): многоквартирный жилой дом, состоящий из квартиры 1 и квартиры 2 с пристроями, 2 бани, 2 дровяника, 2 конюшни, колодец, скважина, туалет, овощная яма, беседка. Кроме того, в процессе выполнения геодезической съемки выявлено, что в данном жилом доме отсутствует система отопления, водопровода и канализации. Согласно фото, сделанным во время проведения геодезической съемки (в т.ч. обследования дома и земельного участка), отопление в доме печное, вода из колодца. В границы земельного участка, установленные по сведениям ЕГРН, не включены вспомогательные здания и строения: 2 бани, дровяник, 2 конюшни, туалет, колодец, овощная яма. Кроме того, заказчиком работ был предоставлен технический паспорт на домовладение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. В состав данного технического паспорта входит план земельного участка, на котором отражены границы земельного участка и расположенные на нем объекты капитального строительства (в т.ч. здания, строения, сооружения). Расположение объектов недвижимости на плане технического паспорта соответствует их фактическому расположению. Соответственно местоположение данного участка и расположение объектов недвижимости не менялось с 2007 года. Таким образом, установление границ земельного участка с кадастровым № проводилось без учета фактического местоположения границ, а также без учета объектов недвижимости. Вспомогательные объекты недвижимости (2 бани, дровяник, колодец), не включенные в границы участка при межевании в 2022г., необходимы для обслуживания многоквартирного жилого дома. В отношении земельного участка с кадастровым № была допущена реестровая ошибка. Допущенная реестровая ошибка подлежит исправлению путем внесения исправленных сведений о местоположении границы земельного № в ЕГРН в координатах, представленных в таблице.
Из ответа МБУ «Институт территориального планирования» следует, что проектом межевания территории был предусмотрен к образованию земельный участок минимально допустимой площадью для многоквартирного дома, предусмотренной Правилами землепользования и застройки города Перми, в размере 1200кв.м. в связи с отсутствием документа о предоставлении земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>, а также невозможности рассчитать нормативный размер земельного участка. Главным инженером проекта МБУ «Институт территориального планирования» 21.09.2021г. осуществлен выезд на местность, в результате которого было установлено, что территория дома огорожена, свободного доступа внутрь не имеет. Оценить назначение и местоположение хозяйственных построек, расположенных за ограждением, не представилось возможным. Хозяйственные постройки, расположенные в непосредственной близости от многоквартирного <адрес> (дровяник, колодец, баня, теплицы), не являются объектами капитального строительства, сведения о них не содержатся в ЕГРН. Таким образом, при формировании земельного участка хозяйственные постройки, расположенные в непосредственной близости от многоквартирного <адрес>, не учитывались в связи с отсутствием сведений в ЕГРН, как об объектах недвижимости, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Факт частичного расположения хозяйственных построек за границами земельного участка с кадастровым номером объясняется отсутствием сведении о них в ЕГРН, а также отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок по <адрес> в Мотовилихинском районе г.Перми (л.д.232-233 том 1).
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о наличии реестровой ошибки при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении границ земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, которая подлежит исправлению путем внесения исправленных сведений о местоположении границы земельного участка в ЕГРН в координатах, представленных в таблице № заключения кадастрового ФИО10
Ссылки ответчиков на несогласие с заявленными требованиями судом отклоняются, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что проект межевания, утвержденный приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, был выполнен без учета фактического местоположения границ земельного участка и без учета хозяйственных построек (2 бани, дровяник, колодец), которые необходимы для обслуживания многоквартирного жилого дома, поскольку в доме отсутствует система отопления, водопровода и канализации. Кроме того, границы земельного участка не менялись с 2007 года, что подтверждается планом земельного участка, имеющимся в техническом плане от 27.02.2007 года. Из материалов инвентаризации земель в кадастровом квартале № (<адрес>) в поселке Центральный ТОО «Мотовилихинское», утвержденных постановлением Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что площадь квартала составила 3085кв.м., включает в себя 2 участка, из которых 2 занято землепользователями. Участки внесены в список землепользователей квартала, где отражены сведения о площадях участка фактически и по документам. Вместе с тем, в связи с проведенным межеванием земельного участка в 2022 году, площадь земельного участка установлена в размере 1 200 кв.м.
Заявленные исковые требования к министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края удовлетворению не подлежат, поскольку заявлены к ненадлежащему ответчику. Полномочия по установлению границ земельного участка, в том числе выполнению кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, у министерства отсутствуют. Поскольку права и законные интересы истцов министерство не нарушало, оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>.
Установить границы земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес> пo следующим координатам.
№№ точек |
Х |
Y |
1 |
521236.82 |
2241226.90 |
2 |
521239.67 |
2241228.25 |
3 |
521249.72 |
2241234.55 |
4 |
521249.92 |
2241237.06 |
5 |
521252.23 |
2241242.94 |
6 |
521254.53 |
2241248.71 |
7 |
521255.30 |
2241249.54 |
8 |
521256.93 |
2241254.15 |
9 |
521257.98 |
2241254.50 |
10 |
521260.98 |
2241259.75 |
11 |
521263.75 |
2241268.43 |
12 |
521222.53 |
2241285.85 |
13 |
521217.89 |
2241274.31 |
14 |
521211.14 |
2241277.46 |
15 |
521202.99 |
2241262.76 |
16 |
521195.25 |
2241249.31 |
17 |
521209.80 |
2241243.56 |
18 |
521207.07 |
2241234.25 |
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым № площадью 1200 кв.м., внесения изменений в характеристики земельного участка с кадастровым № в соответствии с установленными судебным решением координатами.
В удовлетворении исковых требований к министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись
Копия верна: судья
Секретарь:
Мотивированное решение изготовлено: 19.02.2024 г.