Дело № 2а-878/2020
УИД № 24RS0054-01-2020-000912-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2020 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Пацира М.В.,
с участием административного истца помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Шипиловой Т.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ужурского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой Ужурского района проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет наличия сайтов, на которых размещена информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. При этом установлено, что на страницах: https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753 размещены фотоизображения А. Гитлера и мужчин с красной нарукавной повязкой со свастикой, изогнутые лучи которой направлены по часовой стрелке. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональной народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной Информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Частью 1 ст. 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Вход на указанные страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Размещенные на указанных страницах изображения не несут образовательного, исторического или научного содержания и не преследуют цели осуждения проявлений фашизма. Массовое распространение нацистской символики оскорбляет чувство многонационального народа Российской Федерации и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, создает угрозу совершения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Согласно информации ОМВД России по Ужурском району от 26.08.2020 установить личность пользователей сети «Интернет», разместивших материалы, содержащие нацистскую символику, в ходе проверки не представилось возможным. Прокурор Ужурского района просит признать информацию, размещенную в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах с электронным адресом https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; включить информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах с электронным адресом https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Административный истец помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Шипилова Н.Т. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Роскомнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном пояснении на заявление прокурора Ужурского района представитель Енисейского управления Роскомнадзора Сафьянова Е.Г. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, указала, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Все полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.Согласно ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе и вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с ч. 6 ст. 10 данного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена, уголовная или административная ответственность. Таким образом, если за распространение информации размещенной на Интернет-ресурсе указанном в заявлении прокурора Ужурского района Красноярского края предусмотрена уголовная или административная ответственность, то такая информация может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, если на момент рассмотрения дела она доступна в сети «Интернет» и данные (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса), позволяющие идентифицировать её в сети «Интернет», отсутствуют в Едином реестре.
Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, поскольку иск подан в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Как следует из п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в частности, на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно, использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, указанного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судом установлено, что согласно акту проверки 25 августа 2020 года прокуратурой Ужурского района Красноярского края проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет наличия сайтов, на которых размещена информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Проведенной проверкой установлено, что на страницах: https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753 размещены фотоизображения А. Гитлера и мужчин с красной нарукавной повязкой со свастикой, изогнутые лучи которой направлены по часовой стрелке. Вход на указанные страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Размещенные на указанных страницах изображения не несут образовательного, исторического или научного содержания и не преследуют цели осуждения проявлений фашизма.
По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по состоянию на 19.10.2020 указанные страницы сайтов в сети «Интернет» доступны и содержат информацию в соответствии с её описанием в иске. Данные позволяющие идентифицировать указанный Интернет-ресурс в сети «Интернет» (доменное имя и (или) указатель страницы сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) отсутствуют в Едином реестре.
Статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» установлен запрет использования в Российской Федерации в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Статья 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности (экстремизма) определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 245-О, от 23 октября 2014 года № 2480-О).
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей пропаганду и публичную демонстрацию нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики и символики сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, распространение такой информации на указанном сайте запрещено законом, а потому имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Ужурского района требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», на страницах с электронными адресами https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Включить информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах с электронными адресами https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Ю.Н. Моховикова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 24 октября 2020 года