Решение по делу № 2а-878/2020 от 26.08.2020

Дело № 2а-878/2020

УИД № 24RS0054-01-2020-000912-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2020 года         г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,

при секретаре Пацира М.В.,

с участием административного истца помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Шипиловой Т.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ужурского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой Ужурского района проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет наличия сайтов, на которых размещена информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. При этом установлено, что на страницах: https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753 размещены фотоизображения А. Гитлера и мужчин с красной нарукавной повязкой со свастикой, изогнутые лучи которой направлены по часовой стрелке. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональной народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной Информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Частью 1 ст. 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Вход на указанные страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Размещенные на указанных страницах изображения не несут образовательного, исторического или научного содержания и не преследуют цели осуждения проявлений фашизма. Массовое распространение нацистской символики оскорбляет чувство многонационального народа Российской Федерации и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, создает угрозу совершения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Согласно информации ОМВД России по Ужурском району от 26.08.2020 установить личность пользователей сети «Интернет», разместивших материалы, содержащие нацистскую символику, в ходе проверки не представилось возможным. Прокурор Ужурского района просит признать информацию, размещенную в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах с электронным адресом https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; включить информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах с электронным адресом https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Административный истец помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Шипилова Н.Т. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Роскомнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном пояснении на заявление прокурора Ужурского района представитель Енисейского управления Роскомнадзора Сафьянова Е.Г. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, указала, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Все полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.Согласно ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе и вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с ч. 6 ст. 10 данного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена, уголовная или административная ответственность. Таким образом, если за распространение информации размещенной на Интернет-ресурсе указанном в заявлении прокурора Ужурского района Красноярского края предусмотрена уголовная или административная ответственность, то такая информация может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, если на момент рассмотрения дела она доступна в сети «Интернет» и данные (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса), позволяющие идентифицировать её в сети «Интернет», отсутствуют в Едином реестре.

Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, поскольку иск подан в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Как следует из п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в частности, на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно, использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, указанного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что согласно акту проверки 25 августа 2020 года прокуратурой Ужурского района Красноярского края проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет наличия сайтов, на которых размещена информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Проведенной проверкой установлено, что на страницах: https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753 размещены фотоизображения А. Гитлера и мужчин с красной нарукавной повязкой со свастикой, изогнутые лучи которой направлены по часовой стрелке. Вход на указанные страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Размещенные на указанных страницах изображения не несут образовательного, исторического или научного содержания и не преследуют цели осуждения проявлений фашизма.

По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по состоянию на 19.10.2020 указанные страницы сайтов в сети «Интернет» доступны и содержат информацию в соответствии с её описанием в иске. Данные позволяющие идентифицировать указанный Интернет-ресурс в сети «Интернет» (доменное имя и (или) указатель страницы сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) отсутствуют в Едином реестре.

Статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» установлен запрет использования в Российской Федерации в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Статья 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности (экстремизма) определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 245-О, от 23 октября 2014 года № 2480-О).

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей пропаганду и публичную демонстрацию нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики и символики сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, распространение такой информации на указанном сайте запрещено законом, а потому имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Ужурского района требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», на страницах с электронными адресами https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Включить информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах с электронными адресами https://vk.com/photo555976281_457239737, https://vk.com/photo555976281_457239755, https://vk.com/photo555976281_457239743, https://vk.com/photo555976281_457239751, https://vk.com/photo555976281_457239753, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.

Председательствующий        Ю.Н. Моховикова

Решение в окончательной форме составлено и подписано 24 октября 2020 года

2а-878/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Ужурского района
Ответчики
Енисейское управление Роскомнадзор
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Моховикова Юлия Николаевна
Дело на странице суда
ujur.krk.sudrf.ru
26.08.2020Регистрация административного искового заявления
26.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2020Подготовка дела (собеседование)
23.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2020Судебное заседание
24.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее