Судья Юсуфов Ш.М. УИД: 86RS0020-01-2023-000135-88
Дело № 33-8412/2023
(1 инст. № 2-196/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2023 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Евтодеевой А.В., Ковалёва А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бессарабовым Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в защиту прав и законных интересов муниципального образования Октябрьский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, к администрации Октябрьского района и к (ФИО)1 о признании незаконными распоряжений о поощрении главы Октябрьского района, взыскании премиальных выплат,
по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района на решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата),
заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснение прокурора (ФИО)4, поддержавшей доводы апелляционного представления,
установила:
прокурор Октябрьского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что администрацией Октябрьского района изданы распоряжения от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании» в том числе главы Октябрьского района (ФИО)1 Полагает, что принятие решения о премировании главы Октябрьского района за квартал, год, относится к компетенции Думы Октябрьского района. Главой Октябрьского района вопросы по объективной оценке его деятельности и результатов работы в целях выплаты премии за квартал, год на заседания Думы Октябрьского района не выносились, представительным органом не рассматривались. Принятые решения о выплате себе премий, влекущие получение им доходов в виде денег, являются проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. В нарушение Порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности Октябрьского района, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного постановлением Главы Октябрьского района от (дата) (номер), соответствующие уведомления о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, главой Октябрьского района (ФИО)1 в Межведомственный совет Октябрьского района по противодействию коррупции не направлялись. Таким образом, право на принятие решений по выплате самой себе премий за квартал и год у (ФИО)1 отсутствовало. На основании изложенного, с учётом уточнения исковых требований, прокурор просил признать незаконными распоряжения администрации Октябрьского района от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании» в части установления премиальных выплат главе Октябрьского района (ФИО)1 и взыскать с неё сумму незаконно полученных премиальных выплат в размере 1 212 610 рубелей 09 копеек в бюджет муниципального образования Октябрьский район.
Решением Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) исковые требования прокурора Октябрьского района оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить иск в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что премирование главы района по результатам работы за квартал и год относится к компетенции Думы района. Для установления правовых оснований осуществления премиальных выплат, которые не носят гарантированного характера, необходима объективная оценка деятельности главы со стороны представительного органа муниципального образования. Отмечает, что ответчиком при подписании оспариваемых распоряжений допущены нарушения требований антикоррупционного законодательства, поскольку меры, по предотвращению конфликта интересов и исключению личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (ФИО)1 не приняты, соответствующие уведомления в Межведомственный совет Октябрьского района по противодействию коррупции не направлялись. Полагает, что принятие главой района решений о выплате себе премий является проявлением личной заинтересованности, которая влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление лицом должностных полномочий. Кроме того указывает, что незаконно проведенные за счет местного бюджета выплаты премий (ФИО)1 являются неосновательным обогащением, так как приобретены ею за счет муниципального образования Октябрьский муниципальный район.
В возражениях на апелляционное представление ответчик (ФИО)1 и третье лицо администрация Октябрьского района ХМАО-Югры просят решение оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Ответчик, а также представители третьих лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приступила к рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения, выразившиеся в недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, в неправильном применении норм материального права, допущенными судом первой инстанции, установлены при апелляционном рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, (ФИО)1, ранее замещавшей муниципальную должность главы Октябрьского района, изданы распоряжения от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании», от (дата) (номер)-р «О премировании» (л.д.41-47, 159-164, том 1).
Согласно расчётных листков (ФИО)1 за 2020 и 2021 годы общий размер премий за квартал и год составил 1 212 610 рублей 09 копеек (л.д. 51-60, том 1).
Обращаясь в суд в интересах муниципального образования, прокурор полагал нарушающими требования законодательства и интересы муниципального образования действия ответчика (ФИО)1 по самостоятельному начислению себе в период нахождения в должности главы Октябрьского района премий без принятия соответствующих решений Думой Октябрьского района.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Дума Октябрьского района пунктом 9.2 Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании Октябрьский район (утв. решением Думы Октябрьского района от (дата) (номер)), предоставила право администрации Октябрьского района устанавливать размер премий по результатам работы за квартал, год и установив отсутствие конфликта интересов в самостоятельном определении и назначении премии главой района, пришел к выводу об отсутствии у (ФИО)1 неосновательного обогащения в связи с чем, отказал прокурору в иске в полном объеме.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласится не может по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления в муниципальном образовании Октябрьский район, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе ХМАО-Югры от 26 сентября 2014 года № 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
В соответствии с частями 7, 8 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном данным кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27 июня 2013 года № 15-П, выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2002 года № 7-П).
Исходя из изложенного, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130.
Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Такое же понимание правового статуса выборного лица публичной власти и характера его деятельности отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной применительно к депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 5 апреля 2013 года № 7-П, не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами.
Указанные особенности статуса выборных должностных лиц местного самоуправления обусловливают необходимость специального регулирования, предполагающего, что гарантии осуществления полномочий такого лица устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац восемнадцатый части 1 статьи 2 и абзац первый части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2007 года № 201-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе» денежное содержание лица, замещающего муниципальную должность, состоит из: ежемесячного денежного вознаграждения; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; премий за выполнение особо важных и сложных заданий; премии по результатам работы за квартал, год; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда; иных надбавок в соответствии с федеральным законодательством (пункт 1).
Денежное содержание выплачивается лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе (пункт 2 статьи 2).
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 сентября 2022 года № 102-оз статья 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2007 года № 201-оз дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым размеры и порядок выплаты денежного содержания лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, определяются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с Уставом муниципального образования Октябрьский район структуру органов местного самоуправления района составляют: представительный орган муниципального образования - Дума Октябрьского района; глава муниципального образования - глава Октябрьского района; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Октябрьского района; контрольно-счетный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата Октябрьского района.
Согласно статье 18 Устава Дума Октябрьского района обладает правами юридического лица. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Думы района осуществляется в порядке, определенном решением Думы района.
К исключительной компетенции Думы района относится, в том числе определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (статья 19 Устава).
Глава района является высшим должностным лицом Октябрьского района, наделенным данным Уставом в соответствии с действующим законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава района избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Полномочия Главы района начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы района. Глава района осуществляет полномочия на постоянной основе (статья 25 Устава).
В пределах предоставленных полномочий глава района издает правовые акты, предоставляет Думе района ежегодные отчеты о результатах деятельности администрации района, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой района (статья 26 Устава).
Гарантии осуществления полномочий главы района определены статьей 28 Устава, в соответствии с которой главе Октябрьского района за счет средств местного бюджета гарантируется, в том числе право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Размер, порядок и условия предоставления гарантий главе поселения устанавливаются решением Думы района.
Решением Думы Октябрьского района от (дата) (номер) утверждено Положение о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании Октябрьский район (далее – Положение) (л.д. 33-38, т. 1).
Согласно п. 1 Положения денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности, состоит из: ежемесячного денежного вознаграждения; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; премий за выполнение особо важных и сложных заданий; премии по результатам работы за квартал, год; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда; иных надбавок в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа (л.д. 33 оборот, т.1).
В соответствии с п. 9.2 Положения размер премии по результатам работы за квартал (до одного фонда оплаты труда), год (до трех фондов оплаты труда) устанавливается распоряжением председателя Думы Октябрьского района, распоряжением администрации Октябрьского района. денежное поощрение по результатам работы за квартал, год, выплачивается на основании распоряжения (приказа) работодателя (л.д. 34 оборот, т. 1).
Таким образом, размер премии по результатам работы за квартал и год не является твердо определенным, по своей правовой природе премия является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы района.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Думы Октябрьского района, которой подконтролен и подотчетен глава муниципального образования.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии компетенции на принятие решения о премировании главы Октябрьского района самим главой муниципального образования, поскольку принятие решения о выплате квартальных и годовых премий относится к полномочиям Думы Октябрьского района.
Поскольку вопросы о размере ежемесячного денежного вознаграждения, порядка и условий его выплаты, а также выплаты премий относятся к сфере деятельности Думы Октябрьского района, учитывая, отсутствие решений указанного представительного органа муниципального образования, в компетенцию которого входит контроль и оценка деятельности ответчика как главы муниципального образования, судебная коллегия считает, что у (ФИО)1 отсутствовало право на принятие решений о самостоятельном поощрении и премировании.
Кроме того, в силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Учитывая приведенные выше положения закона, судебная коллегия считает, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что решение о выплате (ФИО)1 денежных средств принято с нарушением компетенции, в отсутствие объективных оснований для принятия такого решения и без учета требований законодательства о необходимости принятия должностным лицом органа местного самоуправления мер по предотвращению конфликта интересов, судебная коллегия приходит к выводы о незаконности распоряжений «О премировании» от (дата) (номер)-р, от (дата) (номер)-р, от (дата) (номер)-р, от (дата) (номер)-р, от (дата) (номер)-р, от (дата) (номер)-р «░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░)1
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1102 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ (░░░)1 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 212 610 ░░░░░░ 09 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ 3 ░░░░░░ 98 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 98, ░░░░░░ 103 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ 1, 3, 9 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 333.19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 263 ░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░░ (░░░░) ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░) (░░░░░)-░ «░ ░░░░░░░░░░░░», ░░ (░░░░) (░░░░░)-░ «░ ░░░░░░░░░░░░», ░░ (░░░░) (░░░░░)-░ «░ ░░░░░░░░░░░░», ░░ (░░░░) (░░░░░)-░ «░ ░░░░░░░░░░░░», ░░ (░░░░) (░░░░░)-░ «░ ░░░░░░░░░░░░», ░░ (░░░░) (░░░░░)-░ «░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░) (░░░)1.
░░░░░░░░ ░ (░░░)1, (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░) (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 212 610 ░░░░░░ 09 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ (░░░)1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 263 ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░.░.