Судья Коротаева О.А.
Дело № 33-13988-2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П, судей Хасановой В.С., Лобанова В.В.,
при секретаре Овчинниковой Ю.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 19 декабря 2018 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения представителя ответчика Гетц А.А., представителя истца Софроновой М.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Калабухова С.Н. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконными действий ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившихся в предоставлении ФСИН России недостоверной информации относительно даты увольнения Калабуховой С.Н. из органов уголовно- исполнительной системы; о признании незаконными действий ФСИН России по снятию ее с учета па получение единовременной социальной выплаты; о возложении обязанности на ФСИН России по восстановлению в очереди на получение единовременной социальной выплаты, об обязании выплатить единовременную социальную выплату в соответствии с установленной очередностью. Исковые требования мотивированы следующим: Она проходила службу в должности /должность/ ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю. Согласно выписки из протокола № 80 от 24.11.2015 г. комиссией ФСИН России принято решение об отказе ей в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. Решением Ленинского районного суда г. Перми от 25.08.2016 г. решение комиссии ФСИН России от 24.11.2015 г. признано незаконным, за ней признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на ФСИН России возложена обязанность принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 16.12.2013 г. Согласно выписки из протокола № 8 от 09.03.2017 г. комиссией ФСИН России принято решение о постановке истца на учет для получения ЕСВ с 16.12.2013 г., в соответствии с решением суда. Согласно протокола № 38 от 13.10.2017 г. заседания комиссии ФСИН России истец снята с учета на получение ЕСВ в соответствии с пп. «д» п. 15 1 Установления Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 в связи с увольнением из учреждения уголовно- исполнительной системы и отсутствием у нее права на пенсию. С указанным решением истец не согласна, поскольку на момент обращения с рапортом о постановке на учет она являлась сотрудником УИС. Истец считает, что поскольку требование о признании за ней права на получение ЕСВ уже было предметом судебного разбирательства, имеется вступившее в законную силу решение суда о признании за ней права на получение ЕСВ, то оснований для снятия ее с учета не имелось.
Истец и ее представитель в судебном заседании на иске настаивали.
Представитель ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 08.10.2018 г. признаны незаконными действия Федеральной службы исполнения наказаний России по снятию Калабуховой С.Н. с учета для получения единовременной социальной выплаты; на Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность восстановить Калабухову С.Н. в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты и произвести единовременную социальную выплату в соответствии с установленной очередностью. В удовлетворении остальной части исковых требований Калабуховой С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Федеральная служба исполнения наказаний России просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований Калабуховой С.Н. отказать в связи с тем, что Калабухова С.Н. уволена из уголовно-исполнительной системы 09.01.2014 г. по пп «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижению предельного возраста), при этом выслуга лет Калабуховой С.Н. на дату увольнения составила в календарном исчислении 11 лет, в льготном исчислении 16 лет, Калабухова С.Н. не является пенсионером УИС в связи с отсутствием требуемой выслуги лет для назначения пенсии. Согласно ч.7 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право па единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Поскольку Калабухова С.Н. уволена со службы без права на пенсию, то за ней не сохраняется право на получение единовременной социальной выплаты в порядке установленной очередности.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 25.08.2016 г. за Калабуховой С.Н. признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при рассмотрении исковых требований с иным предметом и основанием иска. Предметом рассмотрения суда было признание незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что в собственности, пользовании Калабуховой С.Н. находились жилые помещения общей площадью более 15 кв.м. Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.08.2016 г. об удовлетворении заявленных Калабуховой С.Н. требований было исполнено, Калабухова С.Н. была поставлена на учет на получение единовременной социальной выплаты, однако, в последующем она снята с учета по другому основанию - в связи с увольнением из учреждения уголовно-исполнительной системы и отсутствием оснований для сохранения права на получение ЕСВ после увольнения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Калабухова С.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФСИН России на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Истец Калабухова С.Н. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена.
Представитель истца просила апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворенных исковых требований в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением судом норм материального права (п.1,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ (далее Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч.3 ст.4 вышеуказанного Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Согласно ч.7 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
Согласно п.14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения. Пунктом 19 Правил предусмотрено право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв. метров сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, а также сотрудникам, имеющим ученую степень или ученое звание).
Согласно п.п. «д» п.15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил). Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в случае если несколько членов одной семьи являются сотрудниками, па учет для получения единовременной социальной выплаты принимается один из членов семьи по их выбору. В случае увольнения со службы (за исключением увольнения со службы с правом на пенсию) того из членов семьи, который состоит на учете, другой член его семьи, проходящий службу в качестве сотрудника и удовлетворяющий условиям, определенным частями 1, 3 и 8 статьи 4 Закона, на основании заявления подлежит постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты постановки на такой учет уволенного члена семьи.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Калабухова С.Н. проходила службу в должности /должность/ ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга по состоянию на 29.11.2013 г. составляла 11 лет 11 /дней.
16.12.2013 г. Калабухова С.Н. обратилась к ответчику с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013. № 369.
30.12.2013 г. Калабухова С.Н. в соответствии с приказом ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю от 30.12.2013 г. № **-лс уволена по п. «б» ч. 1 ст. 58 (по достижению предельного возраста). Выслуга лет по состоянию на 30.12.2013 г. в календарном исчислении составила 11 лет 1 месяц 12 дней, в льготном исчислении - 16 лет 07 месяцев 18 дней.
В последующем в связи с нетрудоспособностью Калабуховой С.Н. приказ ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю от 30.12.2013 г. № **-лс был изменен и изложен в следующей редакции: «считать уволенной 09.01.2014 г.». Выслуга лет по состоянию на 09.01.2014 г. в календарном исчислении составила 11 лет 1 месяц 21 день, в льготном исчислении - 16 лет 08 месяцев 02 дня.
14.01.2014 г. территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Пермскому краю принято решение о направлении пакета документов Калабуховой С.Н. в ФСИН России для принятия решения о постановке ее на учет для получения ЕСВ.
Из выписки из протокола № 80 от 24.11.2015 г. заседания комиссии ФСИН России следует, что Калабуховой С.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 25.08.2016 г. по гражданскому делу № 2-4454/2016 признано незаконным решение комиссии ФСИН России от 24.11.2015 г. об отказе в постановке на учет Калабуховой С.Н. для получения единовременной социальной выплаты, за Калабуховой С.Н. признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на ФСИН России возложена обязанность принять Калабухову С.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 16 декабря 2013 года. При этом суд исходил из того, что при отказе в постановке на учет комиссия пришла к необоснованному выводу о том, что Калабухова С.Н. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как имеет обеспеченность общей площадью жилых помещений более 15 кв.м, при этом жилое помещение по адресу **** не подлежало учету, так как признано в установленном порядке не пригодным для проживания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09.11.2016 г. решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.08.2016 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФСИН России - без удовлетворения.
Решение суда было исполнено, Калабухова C.Н. поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 16.12.2013 г. в соответствии с решением суда, что подтверждается выпиской из протокола № 8 от 09 марта 2017 года.
Согласно выписке из протокола № 38 от 13.10.2017 г. заседания комиссии ФСИН России Калабухова С.Н. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с увольнением со службы из учреждения УИС без права на пенсию.
Калабуховой С.Н. сообщено о принятом решении 23.05.2018 г.
Удовлетворяя требования Калабуховой С.Н. о признании незаконными действий Федеральной службы исполнения наказаний России по снятию ее с учета для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.08.2016 г., которым за Калабуховой С.Н. признано право па получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, решение суда подлежит исполнению. Обстоятельство, что Калабухова С.Н. была уволена из уголовно-исполнительной системы без права на пенсию, существовало на момент принятия судом решения, поэтому не может являться основанием для пересмотра ее права состоять на учете на получение ЕСВ.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
При рассмотрении гражданского дела № 2-4454/2016 предметом требований являлось признание незаконным решения комиссии ФСИН России от 24.11.2015 г. об отказе в постановке на учет Калабуховой С.Н. для получения единовременной социальной выплаты, признание за ней права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложение на ФСИН России обязанности принять ее на учет для получения единовременной социальной выплаты с 16 декабря 2013 года. В качестве основания иска суд рассматривал неправомерность исключения Калабуховой С.Н. из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи включением в состав используемых Калабуховой С.Н. помещений жилого помещения, признанного непригодным для проживания. По данному предмету и основанию судом принято решение об удовлетворении заявленных Калабуховой С.Н. требований. Вступившее в законную силу решение суда ФСИН России исполнено, Калабухова С.Н. принята на учет на получение ЕСВ, что не исключает снятие се с учета по другому основанию.
Поскольку 09.01.2014 г. Калабухова С.Н. была уволена из уголовно- исполнительной системы без права на пенсию, то в силу прямого указания ч.7 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату за ней не сохраняется.
Согласно Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государствеиной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 Калабухова С.Н. подлежит снятию с учета, так как при увольнении из уголовно-исполнительной системы она не приобрела права на пенсию, поскольку ее выслуга в календарном исчислении составляет лишь 11 календарных лет, в льготном исчислении 16 лет, оснований для сохранения за ней права на получение ЕСВ не имеется.
В связи с тем, что судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, то решение суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований подлежит отмене, в иске Калабуховой С.Н. должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 октября 2018 г. отменить в части удовлетворения исковых требований Калабуховой Светланы Николаевны.
Припять в указанной части повое решение.
В удовлетворении исковых требований Калабуховой Светланы Николаевны к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению ФСИН России по Пермскому краю о признании незаконными действий Федеральной службы исполнения наказаний России по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты, о возложении на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанности восстановить Калабухову Светлану Николаевну в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты и произвести единовременную социальную выплату в соответствии с установленной очередностью, - отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 октября 2018 г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: