Решение по делу № 8а-5144/2019 [88а-2067/2020 - (88а-5397/2019)] от 17.12.2019

№ 88а-2067/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск                                                                           04 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П., Загайновой А.Ф.,

при участии прокурора Трошкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Администрации города Каменска-Уральского Свердловской области, Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учётом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский

на решение Синарского районного суда города Каменска - Уральского Свердловской области от 26 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 октября 2019 года по административному делу №2а-554/2019 по административному исковому заявлению прокурора города Каменска-Уральского в интересах Никифоровой Людмилы Николаевны о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Каменска-Уральского Свердловской области (далее – заявитель) обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учётом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский (далее - Муниципальная комиссия) о признании незаконным бездействия, выразившееся в не уведомлении о заседании комиссии членов общественных организаций инвалидов и непринятию заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида, с учётом потребности инвалида.

В обоснование требований указал, что в ходе проверочных мероприятий доводов обращения Никифоровой Л.Н. о бездействии администрации города Каменска-Уральского Свердловской области в решении вопроса о возможности расширения балконного проёма в муниципальном жилом помещении № <данные изъяты>, расположенном по адресу: <данные изъяты>», установлено, что представители общественных объединений инвалидов, входящие в состав муниципальной комиссии, не принимали участие в обследовании жилого помещения, занимаемого Никифоровой Л.Н., не извещались о заседании муниципальной комиссии, тем самым не могли реализовать своё право при обсуждении рассматриваемого вопроса о возможности (невозможности) приспособления жилого помещения инвалида Никифоровой Л.Н. с учётом её потребностей. В нарушение пункта 18 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребности инвалидов» (далее - Правила), муниципальная комиссия не вынесла заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида Никифоровой Л.Н. с учётом ее потребностей.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация города Каменска-Уральского Свердловской области (далее – Администрация).

Решением Синарского районного суда города Каменска - Уральского Свердловской области от 26 июня 2019 года административное исковое заявление прокурора удовлетворено частично, признано незаконным бездействие администрации города Каменска-Уральского в лице Муниципальной комиссии в части не составления заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида, с учетом потребности инвалида, при обследовании жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, в котором проживает инвалид 1 группы Никифорова Людмила Николаевна, по её заявлению относительно расширения балконной двери в квартире № <данные изъяты> в доме №<данные изъяты>. На администрацию города Каменска-Уральского Свердловской области в лице муниципальной комиссии возложена обязанность устранить допущенные нарушения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 октября 2019 года второй и третий абзац резолютивной части решения Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 26 июня 2019 года изложен в новой редакции. Признано незаконным бездействие администрации города Каменска-Уральского и муниципальной комиссии. На административных ответчиков - администрацию города Каменска-Уральского, муниципальную комиссию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца Никифоровой Людмилы Николаевны.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация и Муниципальная комиссия обратились в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции от 26.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 09.10.2019 ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование своей правовой позиции Муниципальная комиссия указывает, на отсутствие бездействия по непринятию заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида Никифоровой Л.Н. Обращает внимание, что 12.07.2018 муниципальной комиссией выносился акт обследования №1, который, по мнению автора жалобы, является решением муниципальной комиссии и итоговым документом, в котором отражено отсутствие необходимости в приспособлении жилого помещения Никифоровой Л.Н. Указанный акт административным истцом не обжаловался, в судебном порядке оспорен не был. Суды обеих инстанций не исследовали процедуру вынесения заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид. Решение суда о признании незаконным бездействия муниципальной комиссии и обязании устранить допущенные наращения, при наличии действующего решения муниципальной комиссии, делает его неисполнимым, поскольку обязывает ответчика принять противоположное ранее принятому решению по одному и тому же вопросу.

В своей кассационной жалобе Администрация указывает, что прокурор г. Каменска – Уральского неправомерно предъявил исковые требования, поскольку Муниципальная комиссия, как структурное подразделение в Администрации не значится, последняя не может представлять интересы Муниципальной комиссии и контролировать ее, следовательно, со стороны Администрации незаконное бездействие отсутствует. В нарушение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении суда не указано какие действия необходимо совершить Администрации, и способ устранения допущенных наращений. Судом апелляционной инстанции не исследована процедура вынесения заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, не учтен характер заявленного Никифоровой Л.Н. требования по расширению балконного проема.

Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Прокурор в судебном заседании полагал кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.

Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что между МУ «Дирекция единого заказчика» муниципального образования «город Каменск-Уральский» и Никифоровой Л.Н. заключен договор найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования № 691.

Согласно указанному договору, Никифоровой Л.Н., являющейся инвалидом I группы бессрочно, предоставлено во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат общей площадью 42,1 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>

24.04.2018 из Министерства социальной политики Свердловской области в администрацию г. Каменска-Уральского, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», направлено обращение Никифоровой Л.Н. по вопросу расширения балконной двери в квартире <данные изъяты>

Постановлением администрации города Каменска-Уральского №226 создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования город Каменск- Уральский.

04.05.2018 администрацией в адрес председателя ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству г.Каменска-Уральского» <данные изъяты> направлено письмо № 1974 о принятии участия в обследовании жилого помещения инвалида Никифоровой Л.Н. по <данные изъяты>

04.05.2018 в адрес муниципальной комиссии направлено уведомление о проведении комиссионного обследования жилого помещения 07.05.2018.

21.05.2018 администрацией в адрес Никифоровой Л.Н. направлено письмо №03-16/435 с требованием предоставления копий документов, подтверждающих инвалидность гражданина.

12.07.2018 составлен акт № 1 обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

12.07.2018 составлен протокол № 1 заседания муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, согласно которому комиссия приняла решение об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в котором проживает инвалид-колясочник Никифорова Л.Н., и общего имущества в указанном многоквартирном доме в части расширения балконного проема.

В связи с отсутствием надлежащего реагирования на его законные требования, прокурор просил признать незаконным бездействие муниципальной комиссии в части не уведомления о заседании комиссии членов общественных организаций инвалидов и непринятию заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида, с учетом потребностей инвалида; обязать муниципальную комиссию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Никифоровой Л.Н. по вопросу расширения балконного проема жилого помещения № <данные изъяты> в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15.03.2018 года № 67 и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649, а также принять решение и вынести заключение в соответствии с пп. 23, 24 названного Положения и пп. 15, 17, 18 указанных Правил.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека (пункт 4 Правил).

В силу пункта 6 Правил, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования) (пункт 12 Правил).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, либо о невозможности такого приспособления выносится комиссией на основании: акта обследования, и решения комиссии об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, предусмотренного подпунктами «а», «б» пункта 17 настоящих Правил (пункты 19, 20 Правил).

Судами установлено, что заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей Никифоровой Л.Н. Муниципальной комиссией не принято.

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о допущенном бездействии со стороны административных ответчиков.

Довод Муниципальной комиссии о том, что акт обследования №1 от 12.07.2018 является итоговым документом, в котором отражается отсутствие необходимости приспособления жилого помещения, основан на неверном толковании норм права и подлежит отклонению как противоречащий положениям пунктов 18, 19, 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Доводы Администрации об отсутствии её бездействия в силу того, что Муниципальная комиссия не является структурным подразделением Администрации, в силу чего Администрация не может представлять интересы и контролировать её деятельность, подлежат отклонению.

Согласно пункту 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.

Таким уполномоченным органом в отношении муниципальной комиссии является орган, принявший решение о создании комиссии, в настоящем случае администрация муниципального образования «Каменск-Уральский», в силу чего последняя как орган, обеспечивающий создание и работу комиссии, обязана осуществлять контроль за деятельностью комиссии.

С учетом изложенного, суды приняли обоснованное решение о наличии на стороне администрации муниципального образования «Каменск-Уральский» указанного в административном иске бездействия.

    Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, правом осуществления которой суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обладает.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Синарского районного суда города Каменска - Уральского Свердловской области от 26 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 октября 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации города Каменска-Уральского Свердловской области, Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учётом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский - без удовлетворения.

    Председательствующий

Судьи

8а-5144/2019 [88а-2067/2020 - (88а-5397/2019)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Каменск-Уральского
Никифорова Людмила Николаевна
Ответчики
Администрация города Каменска-Уральского
Муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ермолаева Лариса Петровна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
04.02.2020Судебное заседание
04.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее