дело №33а-3379 судья Колоскова Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 сентября 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе председательствующего Епихиной О.М.,
судей Семеновой Т.Е., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
с участием прокурора прокуратуры Тульской области Михалевой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Дементьевой Анастасии Олеговны на решение Ленинского районного суда Тульской области от 05 сентября 2019 года по делу по административному исковому заявлению Дементьевой Анастасии Олеговны к Карпову Сергею Вячеславовичу об отмене регистрации кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Дементьева А.О. обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 Парковый Карпова С.В., указав в обоснование требований, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 Парковый, выборы назначены решением Тульской городской Думы от 13.06.2019 года №69/1624 на 08.09.2019 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Тулы, исполняющей обязанности избирательной комиссии муниципального образования город Тула, от 14.06.2019 №57-2 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №12Парковый возложены на территориальную избирательную комиссию Советского района города Тулы.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Советского района г.Тулы № 47-5 от 02.08.2019 года кандидатом в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва по тому же избирательному округу также зарегистрирован Карпов С.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Распространяемый на территории одномандатного избирательного округа № 12 Парковый агитационный печатный материал кандидата в депутаты Карпова С.В. – цветная листовка формата А4 «Карпов Сергей Вячеславович беспартийный, независимый, свой. Голосуй За!», изготовлен с нарушением положений ст.54 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно: в выходных данных имеется указание, что заказчиком является Карпов Сергей Вячеславович, кандидат в депутаты Тульской областной Думы 6-го созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Парковый. Указанный агитационный печатный материал до начала его распространения в окружную избирательную комиссию не представлялся, его изготовление не оплачено из средств избирательного фонда кандидата Карпова С.В. При этом полагает, что стоимость изготовления данного агитационного печатного материала превышает 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.
Допущенное административным ответчиком несоблюдение норм избирательного законодательства свидетельствует о нарушении принципа равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании, чем нарушает ее избирательные права как зарегистрированного кандидата в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу.
Кроме того, Дементьева А.О. указала на то, что 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного Законом Тульской области № 1055-ЗТО, составляет 50000 руб. Из сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет №, открытый кандидатом Карповым С.В. для финансирования своей избирательной кампании по выборам в Тульскую городскую Думу шестого созыва, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик внес в качестве собственных средств кандидата <данные изъяты> руб., в том числе: ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. Данная сумма (<данные изъяты> руб.) более чем в <данные изъяты> раза превышает предельный размер собственных средств кандидата, разрешенных к внесению на специальный избирательный счет, установленный подп. 1 п. 5 ст. 29 Закона № 1055-ЗТО – 25000 руб. При этом установление законом предельного размера собственных средств кандидата представляет собой одну из гарантий реализации сформулированного в ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ принципа равенства кандидатов, равенства их прав и обязанностей. В силу требований избирательного законодательства не допускается расходование кандидатом на цели финансирования своей избирательной кампании денежных средств, внесенных на специальный избирательный счет с нарушением закона – а именно, с превышением установленного предела собственных средств кандидата.
Поэтому денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. являются незаконными поступлениями. Избирательный фонд кандидата не может быть создан за счет собственных средств кандидата в размере, превышающем <данные изъяты> руб. Соответственно, кандидат Карпов С.В. не вправе был расходовать для финансирования своей избирательной кампании собственные средства, незаконно внесенные на специальный избирательный счет (с превышением предельного размера собственных средств кандидата) в размере <данные изъяты> руб. Нарушение же кандидатом указанного запрета свидетельствует о расходовании денежных средств помимо своего избирательного фонда.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком были совершены следующие расходные операции по специальному избирательному счету № на общую сумму <данные изъяты> руб., в том числе:ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено <данные изъяты> руб. за изготовление подписных листов; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено за изготовление листовок <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено за изготовление листовок <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено <данные изъяты> руб. за размещение агитационных печатных материалов на стендах в лифтах жилых домов в <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено за изготовление листовок <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено <данные изъяты> руб. за создание агитационного ролика; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено за изготовление наклеек <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено <данные изъяты> руб. по счету № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено <данные изъяты> руб. по счету № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> оплачено <данные изъяты> руб. по счету № от ДД.ММ.ГГГГ.
Остаток неизрасходованных денежных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. Операции по возврату денежных средств не производились. Иные денежные средства, в том числе, пожертвования иных физических и юридических лиц, в установленном законом порядке на специальный избирательный счет Карпова С.В. не поступали.
Кандидатом в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Парковый Карповым С.В. на финансирование своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда, использованы денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. (т.е. <данные изъяты> руб. - <данные изъяты> руб.). Указанная сумма превышает 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом № 1055-ЗТО, т.е. превышает <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и подп. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», просила суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Парковый Карпова Сергея Вячеславовича.
Административный истец Дементьева А.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности и ордеру адвокат Дульдиер А.В. в судебном заседании административные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в дополнении к административному иску, просила удовлетворить.
Административный ответчик Карпов С.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в порядке ч.5 ст.57 КАС РФ, Рудаков А.К. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Советского района г. Тулы, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №12 Парковый по выборам депутатов Тульской городской Думы шестого созыва согласно доверенности Соловьев С.А. в судебном заседании просил об удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Советского района г. Тулы, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №12 Парковый по выборам депутатов Тульской городской Думы шестого созыва по полномочиям председатель Михайлина М.И. в судебном заседании поддержала позицию Соловьева С.А., считая административный иск подлежащим удовлетворению.
Решением Ленинского районного суда Тульской области от 30 августа 2019 года в удовлетворении требований Дементьевой А.О. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Дементьева А.О. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Дементьевой А.О., административного ответчика Карпова С.В., представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Советского района г. Тулы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца по доверенности и по ордеру, адвоката Дульдиер А.В., представителя административного ответчика по доверенности Рудакова А.К., заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшего постановленное по административному делу судебное решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений административного ответчика и участвовавшего в деле прокурора на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного по делу судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Тульской городской Думы от 13.06.2019 №69/1624 назначены выборы депутатов Тульской городской Думы шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 12.04.2018 года №32-21 полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Тула возложены с 01.06.2018 года на территориальную избирательную комиссии Центрального района г. Тулы.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Тулы от 14.06.2019 года №57-2 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №12 Парковый возложены на территориальную избирательную комиссию Советского района города Тулы.
Дементьева А.О, зарегистрирована кандидатом в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 Парковый равно как и Карпов С.В., в связи с чем ее право на обращение в суд с настоящим административным иском обусловлено положениями ст.76 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 239 КАС РФ.
Из материалов дела также следует, что председателем Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Тулы Карпову С.В. выдано разрешение на открытие специального избирательного счета для формирования избирательного фонда <данные изъяты>.
Карповым С.В. для проведения избирательной кампании: выборы депутатов Тульской городской Думы шестого созыва им ДД.ММ.ГГГГ открыт специальный избирательный счет № №.
В силу подпункта «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Проверяя обоснованность заявленных требований по правилам ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд первой инстанции правомерно не установил наличия предусмотренных данной нормой закона обстоятельств, являющихся основанием к отмене регистрации Карпова С.В. в качестве кандидата в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва.
Так, согласно сведениям о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет кандидата при проведении выборов Карпова С.В. входящий остаток - 0 руб. 00 коп. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступило всего <данные изъяты> руб., в т.ч.: ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. собственные денежные средства кандидата по приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., собственные средства кандидата по приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> руб., собственные средства кандидата по приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., собственные средства кандидата по приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., собственные средства кандидата по приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., собственные средства кандидата по приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на избирательный счет кандидата поступило <данные изъяты> руб. – добровольное пожертвование <данные изъяты>.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по специальному избирательному счету № совершены расходные операции на общую сумму <данные изъяты> рублей, в том числе: ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> по счету № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты> <данные изъяты> руб. по счету № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты> <данные изъяты> руб. по счету № от ДД.ММ.ГГГГ за Информационный бюллетень в количестве <данные изъяты> экз.; ДД.ММ.ГГГГ произведен возврат собственных средств кандидата внесенных в нарушение требований закона в сумме <данные изъяты> руб.
Также судом достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на указанный счет поступили денежные средства от <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб., назначение: возврат ошибочно перечисленных платежным поручением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по письму б/н от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты> поступили денежные средства в сумме <данные изъяты> руб.- возврат по счету.№ от ДД.ММ.ГГГГ (ошибочно перечисленных сумм); ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты> поступили денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. – возврат согласно письма б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того ДД.ММ.ГГГГ с избирательного счета кандидата произведен возврат собственных денежных средств кандидата, внесенных в нарушение требований закона в сумме <данные изъяты> руб.
При этом, остаток денежных средств на счете на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты>., на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Порядок создания, формирования, финансирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений установлен положениями ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и конкретизирован ст. 29 Закона Тульской области от 08.07.2008 года № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления», устанавливающей, в том числе предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, который составляет 1 миллион рублей (ч. 4 данной статьи Закона Тульской области).
Согласно ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, все денежные средства, образующие избирательный фонд перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России».
Статьей 59 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ установлен порядок расходования средств избирательных фондов.
При этом, средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании (п. 2 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).
Правило о расходовании денежных средств на проведение предвыборной агитации исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке закреплено п. 5 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
В соответствии со ст. 29 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, действующим на территории Тульской области (ч.3).
Избирательные фонды кандидатов, выдвинутых по одномандатным или многомандатным избирательным округам, могут создаваться за счет: собственных средств кандидата в размере, не превышающем 25 тысяч рублей; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением в размере, не превышающем 250 тысяч рублей; добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (для каждого гражданина); добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 50 тысяч рублей (для каждого юридического лица) (ч. 5).
Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 15.07.2009 № 59-3 «О Порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов и избирательных объединений, выдвинувших список кандидатов, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» установлено, что кандидат, выдвинутый по одномандатному или многомандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения или избирательным объединением, обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании после уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о его выдвижении до представления документов для регистрации (п. 1.1).
Кандидатам, избирательным объединениям запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ (услуг), связанных с проведением своей избирательной кампании, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. При этом кандидаты, избирательные объединения имеют право использовать только те денежные средства, которые перечислены на специальные избирательные счета в установленном законодательством порядке до дня голосования (п. 2.8).
Все финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших список кандидатов по единому округу, прекращаются в день голосования.
Последним днем проведения операций по оплате расходов со специальных избирательных счетов является день, предшествующий дню голосования, в пределах установленного в подразделении публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организации) времени операционного дня. Денежные средства по платежным документам, оформленным до дня голосования, но поступившим в подразделение публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иную кредитную организацию) позднее, подлежат зачислению на специальный избирательный счет (п. 3.1).
Судом верно указано на то, что, с учетом установленной законом возможности использования помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств при условии, что это составит не более 5 процентов от установленного законом предельного размера, применительно к данной ситуации, использование кандидатом Карповым С.В. в период своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда (<данные изъяты> руб.) суммы, не превышающей 50000 руб. не влечет применение правых последствий установленных п.«б» п.7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ.
При этом, кандидатом Карповым С.В. на ДД.ММ.ГГГГ израсходовано помимо <данные изъяты> руб. только <данные изъяты> руб., а на момент рассмотрения административного дела ДД.ММ.ГГГГ на специальном избирательном счете кандидата в депутаты, с учетом произведенных возвратов денежных средств осталось собственных денежных средств <данные изъяты> руб.
Оценивая доводы стороны административного истца о незаконности произведенного <данные изъяты> на счет кандидата ДД.ММ.ГГГГ возврата денежных средства в сумме <данные изъяты> руб., суд первой инстанции правильно указал на их несостоятельность.
Из представленного суду первой инстанции сообщения <данные изъяты> следует, что данной типографией действительно отпечатан агитационный материал «Информационный бюллетень, август-сентябрь, 2019» по договору № от ДД.ММ.ГГГГ и сигнальные экземпляры в количестве 900 экземпляров переданы представителю кандидата по доверенности ФИО1
Вместе с тем, возврат ДД.ММ.ГГГГ денежных средств по платежному документу № от ДД.ММ.ГГГГ произведен в связи с фактическим отказом Карпова С.В. подписать первичные бухгалтерские документы по причине отсутствия сведений о типографии в территориальной избирательной комиссии г. Тулы и по факту получения письма Карпова С.В.
Факт не получения агитационного материала по причинам отсутствия сведений о типографии в ТИК г. Тулы нашел свое объективное в ходе рассмотрения дела.
Согласно акту об уничтожении тиража агитационного материала от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному генеральным директором <данные изъяты>, отпечатанный по договору № от ДД.ММ.ГГГГ тираж агитационных материалов уничтожен ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> экземпляров, что не опровергнуто представленными стороной административного истца доказательствами и показаниями свидетелей ФИО2, ФИО3 ФИО4 и ФИО5 об обнаружении в почтовых ящиках агитационного материала «Информационный бюллетень, август-сентябрь 2019».
Так, судом апелляционной инстанции в судебном заседании исследован представленный стороной административного истца в судебном заседании суда первой инстанции 29.08.2019 года и поступивший в Тульский областной суд с материалами дела и актом от 4 сентября 2019 года черный полиэтиленовый пакет, имеющий надпись «Агитационный материал газеты «Наш округ» в кол-ве 450 экземпляров, буклеты в количестве 271 экземпляра по административному делу №2а-579/2019 Судья: /подпись/ Помощник судьи /подпись/ 04.09.2019», на подписи судьи и помощника судьи проставлена гербовая печать Ленинского районного суда Тульской области.
Согласно акту от 4 сентября 2019 года о передаче в канцелярию Ленинского районного суда Тульской области агитационного материала, представленного и приобщенного к материалам дела в судебном заседании 29 августа 2019 года, в черном полиэтиленовом пакете находятся газеты «Наш округ» в количестве 450 экземпляров, буклеты в количестве 271 экземпляр, общее количество агитационного материала – 721 экземпляр.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда о том, что стороной административного истца доказательств того, что Карповым С.В. либо его доверенным лицом от <данные изъяты> получено более 900 экземпляров агитационного издания не представлено, а экземпляры «Информационный бюллетень, август-сентябрь 2019» представлены в количестве намного менее 900 экземпляров, являются верными.
В судебном заседании апелляционной инстанции стороной административного истца не представлено доказательств, опровергающих выводы суда в данной части и по существу не оспаривалось представление в суд данных бюллетеней в указанном объеме.
При этом, факт возврата <данные изъяты> либо распространения агитационных материалов в количестве 900 экземпляров не имеет существенного правового значения для разрешения спора по заявленным требованиям, поскольку, как верно указано судом, исходя из стоимости изготовления агитационных материалов, указанной в Приложении № к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость одного экземпляра агитационного материала составляет <данные изъяты> руб., т.е. стоимость 900 экземпляров составляет <данные изъяты> руб., что не ведет к превышению суммы 50000 руб затраченных Карповы С.В. денежных средств.
Правомерно признан несостоятельным и довод представителя административного истца о том, что кандидатом Карповым С.В. в рамках данной избирательной кампании распространяются буклеты и календари, на изготовление которых административным ответчиком затрачено <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. со счета средств избирательного фонда кандидата в депутаты Тульской областной Думы по одномандатному избирательному округу №12, судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что 9.07.2019 года Карповым С.В. в территориальную избирательную комиссию как кандидатом в депутаты Тульской областной Думы представлены: буклет «Сергей Карпов», тираж 5000 экз., оплата согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> руб., а также календарь «Сергей Карпов», тираж 2000 экз., оплата согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> руб., принятые актом от 10.07.2019 года.
Данные агитационные материалы содержат выходные данные о заказчике – кандидате в депутаты Тульской областной Думы по одномандатному избирательному округу №12 Карпов С.В., и оплате из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Тульской областной Думы по одномандатному избирательному округу №12.
Вместе с тем, постановлением территориальной избирательной комиссии Советского района г. Тулы от 20.07.2019 года №43-5 Карпов С.В. признан утратившим статус кандидата в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12 на выборах 8 сентября 2019 года, а факт оплаты из избирательного фонда кандидата в депутаты Тульской городской Думы и распространения Карповым С.В. в ходе избирательной кампании по выборам в Тульскую городскую Думу данного материала не нашел своего подтверждения.
Также не представлено и доказательств распространения Карповым С.В. на территории одномандатного избирательного округа № 12 Парковый агитационного печатного материала - цветная листовка формата А4 «Карпов Сергей Вячеславович беспартийный, независимый, свой. Голосуй За!», изготовление которого не оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Тульской областной Думы 6-го созыва Карпова С.В.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика в суде апелляционной инстанции, данный агитационный материал заказан в печать кандидатом в депутаты Тульской областной Думы Карповым С.В., однако не был принят в связи с наличием опечатки «Выборы Тульской городской Думы».
Обстоятельства оплаты буклета и календаря из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Тульской областной Думы Карпова С.В. участниками по делу не оспаривались ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Выводы суда о том, что устранение финансовых нарушений в части превышения лимита собственных денежных средств, внесенных на избирательный счет в период избирательной компании, до дня предоставления итогового финансового отчета и вынесения судебного решения, не противоречит требованиям закона судебная коллегия полагает правильными.
Поскольку административным истцом не доказано использование Карповым С.В. денежных средств на проведение агитации помимо средств собственного избирательного фонда в размере превышающем более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, поскольку предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене обжалуемого судебного решения с вынесением нового об удовлетворении требований об отмене регистрации кандидата Карпова С.В. у судебной коллегии не имеется, также отсутствуют и основания для применения положений ч. 6 ст. 305 КАС РФ, на которую в суде апелляционной инстанции сослался представитель административного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу повторяют правовую позицию стороны административного истца, выраженную в суде первой инстанции, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.
При этом, обстоятельства, имеющие существенное значение для административного дела определены судом в соответствии с положениями ст. 62 КАС РФ, а доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции оценены правильно в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Тульской области от 05 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Дементьевой Анастасии Олеговны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: