Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г.о. Люберцы Московской области
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ
Люберецкий городской суд Московской области в составе судьи Голочановой И.В.. при секретаре Ерыгиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Люберецкого городского прокурора к Администрации г.о. Люберцы Московской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по приведению постановления в соответствие с требованиями законодательства, изъятию земельного участка и жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Люберецкий городской прокурор обратился с иском к Администрации г.о. Люберцы Московской области о признании бездействия незаконным, указав в обоснование требований, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией г.о. Люберцы Московской области жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения.
Прокурором указано, что бездействие администрации г.о. Люберцы Московской области создает угрозу жизни и здоровья как проживающих граждан, так и иных лиц, находящихся в непосредственной близости от указанного многоквартирного дома.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о. Люберцы Московской области по приведению постановления от ДД.ММ.ГГ №-ПА в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № в части установления порядка использования помещений, расположенных в <адрес> Московской области, и срока отселения физических лиц; Обязать администрацию г.о. Люберцы Московской области в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу привести постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ №-ПА в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № установив порядок использования помещений, расположенных в <адрес> Московской области, и срок отселения физических лиц; Признать незаконным бездействие администрации г.о. Люберцы Московской области по непринятию мер, указанных в части 10 статьи 32 ЖК РФ, по изъятию для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010101:2340, на котором расположен <адрес>, и изъятию жилых помещений, расположенных в <адрес>, путем выкупа у собственников либо предоставления собственникам других жилых помещений с зачетом его стоимости в выкупную цену. Обязать администрацию г.о. Люберцы Московской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу изъять земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010101:2340, на котором расположен <адрес>, и изъять жилые помещения, расположенные в <адрес>, путем выкупа с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Помощник Люберецкого городского прокурора Калугина П.Е. в судебном заседании требования поддержала в части возложения обязанности по приведению постановления в соответствие. В части требований по изъятию земельного участка для муниципальных нужд указала на добровольное исполнение администрацией требований по вынесению постановления об изъятии.
Ответчик – Администрация г.о. Люберцы Московской области –представитель по доверенности Трубников А.В. – в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал, указал на невозможность определения сроков отселения по причине не проведения работ по оценке изымаемых помещений.
Представитель заинтересованного лица ООО «Мастер Хауз» по доверенности Красюк Е.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала, указав на пропуск прокуратурой срока обращения с требованиями.
Заинтересованные лица Якухина Т.С., Марьин Ю.В., Марьин В.В. в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с абз. 2 п. 49 Положения при принятии решения признании многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции орган местного самоуправления определяет дальнейшее использование помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Судом на основании материалов дела установлено, что в ходе проведения Люберецкой городской прокуратурой проверки соблюдения администрацией г.о. Люберцы Московской области жилищного законодательства выявлены нарушения.
Было установлено, что в целях развития застроенной территории Решением Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГ № утверждена муниципальная программа реконструкции и развития застроенной территории микрорайона З-ЗА жилого района «Красная горка» <адрес> Московской области.
Согласно паспорту Муниципальной программы ее целью является реконструкция микрорайона и переселение граждан из жилищного фонда с большим уровнем физического износа; ожидаемым конечным результатом - снос 47 жилых домов с высоким уровнем физического износа.
Во исполнение муниципальной программы администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГ заключен договор № с ООО «МастерХауз» об осуществлении последним развития застроенной территории микрорайона № З-ЗА <адрес> ориентировочной площадью 30 га в границах <адрес>, ул. 3-я <адрес> Михельсона.
В соответствии с п. 5.1 Договора, Договор действует до момента исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных Договором, но не позднее 6 лет с момента заключения Договора.
В силу п. 3.1.6 ООО «МастерХауз» обязан уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения Администрации жилые помещения, в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ №-ПА жилой <адрес> Московской области признан аварийным и подлежащим сносу. В материалах дела сведений о признании данного постановления незаконным не представлено.
В ходе исполнения договора граждане, проживающие в многоквартирных домах на территории застройки, в полном объеме расселены не были, в связи с чем, ООО «МастерХауз» направлено исковое заявление в Арбитражный суд Московской области о внесении изменений в договора, в том числе в п. 5.1 Договора и установления срока его исполнения до 10 лет с момента заключения. Постановлением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГ (дело № А-41-65745/19) в удовлетворении исковых требований отказано.
Таким образом, Договор развития застроенной территории микрорайона № З-ЗА <адрес> не продлен, срок его действия истек ДД.ММ.ГГ, граждане, проживающие в аварийном <адрес> Московской области, не расселены.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ жилой <адрес> Московской области признан аварийным и подлежащим сносу, но вместе с тем, в Постановлении не определен порядок использования помещений и сроки отселения физических лиц.
По данному факту на указанное постановление администрации г.о. Люберцы от ДД.ММ.ГГ №-ПА городской прокуратурой ДД.ММ.ГГ принесен протест с требованием установить конкретные сроки отселения граждан, который до настоящего времени городской прокуратуры не удовлетворен, правовой акт администрации в соответствие с законодательством не приведен. Администрацией <адрес> Московской области ДД.ММ.ГГ собственникам жилых помещений в <адрес> направлены требования о сносе доме в шестимесячный срок, однако собственниками снос в установленный срок произведен не был.
Представителем ответчика факт неисполнения протеста прокурора не оспаривался, доказательств обращения в суд с требованиями о признании протеста незаконным не представлено, доводы о невозможности определения сроков отселения граждан в связи с необходимостью проведения оценки выкупаемых квартир признаются судом необоснованными, в связи с чем, требования прокурора в указанной части (о признании бездействия администрации г.о. Люберцы Московской области по приведению постановления от ДД.ММ.ГГ №-ПА в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ № в части установления порядка использования помещений, расположенных в <адрес> Московской области и срока отселения физических лиц) подлежат удовлетворению с возложением на администрацию обязанности по устранению нарушений.
Оснований к применению заявленного заинтересованным лицом ходатайства о применении последствий пропуска исковой давности суд не находит, поскольку бездействие администрации является длящимся, права не отселенных лиц не восстановлены до сих пор.
В отношении требований о признании бездействия по принятию мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым №, возложении обязанности по совершению мероприятий по изъятию, суд не находит оснований к удовлетворению требований, поскольку представителем истца данные требования в судебном заседании поддержаны не были, кроме того, из материалов дела усматривается принятие Администрацией г.о. Люберцы Московской области ДД.ММ.ГГ постановления об изъятии земельного участка с КН 50:22:0010101:2340 под МКД для муниципальных нужд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Люберецкого городского прокурора к Администрации г.о. Люберцы Московской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по приведению постановления в соответствие с требованиями законодательства, изъятию земельного участка и жилых помещений, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г.о. Люберцы Московской области по приведению постановления от ДД.ММ.ГГ №-ПА в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ № в части установления порядка использования помещений, расположенных в <адрес> Московской области и срока отселения физических лиц.
Обязать Администрацию г.о. Люберцы Московской области в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести постановление от ДД.ММ.ГГ №-ПА в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ № в части установления порядка использования помещений, расположенных в <адрес> Московской области и срока отселения физических лиц.
В удовлетворении требований о признании бездействия по принятию мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым №, возложении обязанности по совершению мероприятий по изъятию – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья | Голочанова И.В. |