Дело № 2-211
32RS0011-01-2019-000198-13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2019 года г.Злынка
Злынковский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Мотыревой О.В.,
при секретаре Тищенко Н.А.,
с участием заместителя прокурора Злынковского района Новика С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Злынковского района в интересах несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Вышковская средняя общеобразовательная школа» к администрации Злынковского района, отделу образования администрации Злынковского района, муниципальному бюджетному учреждению «Вышковская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Вышковская СОШ») о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Злынковского района в защиту интересов несовершеннолетних обучающихся Вышковской средней школы, обратился в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований, к администрации Злынковского района о возложении обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по оборудованию ограждением территории образовательного учреждения и его инженерной укрепленности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возложении обязанности на отдел образования администрации Злынковского района в течение пятнадцати дней с момента поступления денежных средств из администрации Злынковского района довести их в полном объеме до МБОУ «Вышковская СОШ», возложении обязанности на муниципальное бюджетное учреждение «Вышковская средняя общеобразовательная школа» в течение одного месяца со дня поступления денежных средств выполнить мероприятия по оборудованию ограждения территории образовательного учреждения.
В обоснование заявленных требований, указано, что прокуратурой Злынковского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности детей в образовательных организациях.
В ходе проверки установлено, что территория МБОУ Вышковская СОШ по адресу: п. Вышков, ул. Школьная д. 5 не оборудована ограждением в соответствии с требованиями законодательства и стандарта безопасности в образовательных организациях.
В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: Злынковский район, п. Вышков, ул. Школьная д. 5, общей площадью 21 843 кв. м. находится в постоянном (бессрочном) пользовании МБОУ Вышковская средняя общеобразовательная школа.
Как следует из акта осмотра, территория МБОУ Вышковская СОШ эксплуатируется с частичным отсутствием ограждений по периметру здания, что не отвечает требованиям антитеррористической защищенности, установленной законодательством, нормам СанПиН.
В судебном заседании участвующий прокурор исковые требования поддержал.
Представители ответчиков - отдела образования администрации Злынковского района Макаренко А.В. и директор МБОУ Вышковская средняя общеобразовательная школа Мацишин И.И. исковые требования, предъявленные прокурором к представляемым им учреждениям признали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Злынковского района, в судебное заседание не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие в бюджете муниципального образования соответствующей статьи расходов.
Суд, выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, доводы представителей ответчиков, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что прокурор, проведя проверку соблюдения требований законодательства об образовании и о противодействии терроризму, получил данные об отсутствии периметрального ограждения на территории образовательного учреждения МБОУ «Вышковская средняя общеобразовательная школа», расположенному по адресу: Злынковский район, п. Вышков. Ул. Школьная, 5.
Отсутствие такого ограждения по периметру территории образовательного учреждения представителями ответчиков не оспаривалось, подтверждено также актом осмотра от 17.06.2019 года с фототаблицей.
Согласно статьям 2, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" отражено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 года "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 189 от 29.12.2010 года утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора по возложению на учебное заведение обязанность по оборудованию ограждения территории образовательного учреждения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1.3 Устава МБОУ Вышковская СОШ учредителем и собственником имущества учреждения (школы) является муниципальное образование Злынковский район. Функции и полномочия от имени муниципального образования осуществляет администрация Злынковского района Брянской области. Функции и полномочия от имени администрации Злынковского района осуществляет отдел образования администрации Злынковского района.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд возлагает обязанность по оборудованию ограждения территории образовательного учреждения, как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, является субъектом антитеррористической деятельности и должна обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию ограждения, путем выделения денежных средств на эти цели отделу образования администрации Злынковского района, который в свою очередь как распорядитель денежных средств обязан довести их в полном объеме до образовательного учреждения.
Доводы ответчика об отсутствии соответствующей статьи расходов в бюджете муниципального образования, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, суд, соглашаясь с позицией прокурора, полагает возможным установить для исполнения решения предложенные им сроки, находя их разумными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Злынковского района в интересах несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Вышковская средняя общеобразовательная школа» к администрации Злынковского района, отделу образования администрации Злынковского района, муниципальному бюджетному учреждению «Вышковская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию Злынковского района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию ограждением территории образовательного учреждения - МБОУ «Вышковская средняя общеобразовательная школа» и его инженерной укрепленности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать отдел образования администрации Злынковского района в течение пятнадцати дней с момента поступления денежных средств из администрации Злынковского района довести их в полном объеме до МБОУ «Вышковская средняя общеобразовательная школа».
Обязать МБОУ «Вышковская средняя общеобразовательная школа» в течение месяца со дня поступления денежных средств выполнить мероприятия по оборудованию ограждения территории образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья О.В. Мотырева