Судья: Ефремов И.В. Дело № 7/1-133\2023
№5-281/2023
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 18 мая 2023 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Федоровой Г.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу представителя привлекаемого к административной ответственности лица Адамова А.Е. по доверенности на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 14 марта 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н.,
установил:
20.01.2023 г. главным инспектором отдела контроля расходов бюджета на общегосударственные вопросы, образование и занятость Счетной палаты РС (Я) в отношении должностного лица – министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. составлен протокол об административном правонарушении, в связи с наличием в действиях данного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
14 марта 2023 года постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Черноградский В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель привлекаемого к административной ответственности лица Адамов А.Е. подал жалобу, в которой просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что Советом директоров АО «********» своевременно, без нарушения 3-месячного срока, начата процедура увеличения уставного капитала, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом № ... от 16.06.2022 года и свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представители привлекаемого лица – Адамов А.Е. и Трофимова Е.В. поддержали доводы жалобы, просили постановление судьи городского суда отменить.
Адамовым А.Е. представлено дополнение к жалобе, в которой указывает, что привлекаемое лицо Черноградский В.Н. был ненадлежащим образом извещен о составлении протокола об административном правонарушении. Допуск представителя с общей доверенностью не свидетельствует о надлежащем извещении привлекаемого лица. Представитель Б. была не вправе выступать поверенным и давать разъяснения только по доверенности, в которой доверитель указал конкретное дело, в доверенности которой подобное указание на дело – отсутствует.
Представитель Счетной палаты (Я) В. допущено судом к участию в деле в качестве свидетеля. Просила постановление Якутского городского суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Черноградский В.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса,
В соответствии с частью 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Как усматривается из материалов дела, Счетной палатой Республики Саха (Якутия) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предоставленных АО «********» на объекте: Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
В ходе контрольного мероприятия в АО «********» установлено следующее:
Администрация МУ ГП «..........» Абыйского района РС(Я) выдало АО «********» разрешение на ввод объекта «********» с общей площадью **** кв.м, в эксплуатацию от 16.03.2022 № ....
Актом от 17.03.2022 № ... АО «********» ввел в эксплуатацию объект «********».
Администрация МО «..........» выдало АО «********» разрешение на ввод объекта «********» с общей площадью **** кв.м, в эксплуатацию от 15.03.2022 № ....
Актом от 17.03.2022 № ... АО «********» ввел в эксплуатацию объект «Реконструкция здания ******** под ТЛЦ по адресу: ..........».
Согласно пункту 12 Правил №30 исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) или организация, осуществляющие от имени Республики Саха (Якутия) права акционера (участника) юридического лица, и (или) получатель средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не позднее 3 месяцев со дня ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства или приобретения объекта недвижимого имущества, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляет действия, направленные на увеличение уставного капитала юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в нарушение п. 12 Правил предоставления субсидий государственного бюджета РС(Я) юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит РС(Я), на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством РФ (утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 25.02.2021 г. №30), Мин Арктикой РС(Я) как получателем средств государственного бюджета РС(Я) не проведена работа, направленная на увеличение уставного капитала юридического лица в порядке, установленном законодательством РФ по объектам: Ввод ТЛЦ в с. .......... .......... района, ТЛЦ в п. .......... .......... района.
По результатам проведенного контрольного мероприятия выявлен факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2023 года Черноградский В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.
Судом установлено, что Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) допущено нарушение порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности.
Вместе с тем, постановление судьи городского суда нельзя признать законным.
Как установлено проверкой Счетной палаты Республики Саха (Якутия), актом от 17.03.2022 № ... АО «********» ввел в эксплуатацию объект «********», актом от 17.03.2022 № ... введен в эксплуатацию объект «Реконструкция здания ******** под ТЛЦ».
Следовательно, 3-х месячный срок, установленный п. 12 Постановления № 30 на осуществление действий, направленных на увеличение уставного капитала начинает течь с 17 марта 2022 г. по 17 июня 2022 г.
Процедура увеличения уставного капитала акционерного общества регламентирована пп. 10 ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 39-ФЗ), акция это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Статьей 19 Закона № 39-ФЗ определена процедура эмиссии ценных бумаг (к ним относятся и акции), которая состоит из следующих этапов:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту Закон № 208-ФЗ), уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
В силу требований п. 2 ст. 28, п. 3 ст. 49 Закона № 208-ФЗ решение по вопросу об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций принимается Общим собранием акционеров только по предложению Совета директоров Общества, если иное не установлено уставом общества.
Таким образом, увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций состоит из нескольких действий, с определенным временным промежутком, начиная с инициирования проведения общего собрания акционеров.
Согласно протоколу № ..., 16.06.2022 г. Советом директоров АО «********» принято решение предложить общему собранию акционеров увеличить уставный капитал, т.е. начата процедура увеличения уставного капитала в установленный п. 12 Постановления № 30, 3-х месячный срок.
Советом директоров АО «********» своевременно, без нарушения 3-месячного срока, начата процедура увеличения уставного капитала, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом № ... от 16.06.2022г.
Более того, в соответствии с п. 1.2. Положения об управлении находящимися в собственности Республики Саха (Якутия) акциями (долями) хозяйственных обществ и использовании специального права на участие Республики Саха (Якутия) в управлении акционерными обществами ("золотая акция"), утв. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.03.2012 № 111 (далее - Положение № 111), права акционера хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Республики Саха (Якутия), от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Во исполнение п. 4.1.1. Положения № 111. Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - МинАрктики), как куратор и отраслевой орган исполнительной власти, выполняя свои обязательства по увеличению уставного капитала, направило предложение от 14.06.2022 в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), таким образом, МинАрктики выполнило все необходимые действия по инициированию процедуры увеличения уставного капитала.
Кроме того, должностное лицо, квалифицируя действия министра Черноградского В.Н. по ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и делая вывод о наличии в его действии состава вменяемого правонарушения, указывает, что допущено нарушение порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности (абз. 2 стр. 7 протокола).
Между тем, в протоколе инспектор указывает, что не проведена работа, направленная на увеличение уставного капитала (абз. 3 стр. 7 протокола), что является неисполнением решения о предоставлении субсидии, но никак не нарушением порядка предоставления субсидии.
То есть описываемая Счетной палатой PC (Я) объективная сторона фактически вступает в противоречие с фактическими обстоятельствами дела, в протоколе она определяется как нарушение порядка предоставления субсидии (абз. 2 стр. 7 протокола), а в то же время в описательной части определяется как не проведение работ, направленных на увеличение уставного капитала.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Исходя из вышеизложенного прихожу к выводу о том, что судьей первой инстанции в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исследованы вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены обстоятельства, подлежащие установлению, что является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2023 года не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене, а дело возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н., отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Г.А. Федорова