Дело № 2-76/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 06 марта 2017 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием представителей ответчика – УПФ РФ (государственное учреждение) в <адрес> Гуриной Е.Ю. и Болотовой Т.А., действующих на основании доверенностей
При секретаре Деревянко К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чупис Ф.И. к УПФ РФ (государственное учреждение) в <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости
У С Т А Н О В И Л :
Чупис Ф.И. обратился с иском к УПФ РФ (государственное учреждение) в <адрес> (далее по тексту – ПФР) указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по стрости на основании подп.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», в назначении пенсии ему было отказано поскольку в специальный страховой стаж его лечебной деятельности ответчиком было зачтено только <данные изъяты> с чем он не согласен. Период его работы в должности медицинского брата в МБУЗ «Городская клиническая больница скорой помощи им. <данные изъяты> ответчик зачел в календарном порядке, тогда как этот период работы должен быть исчислен в льготном порядке с учетом его должности и учреждения, в котором он работал, в связи с чем к определенному ответчиком стажу должно быть прибавлено <данные изъяты> Также ответчиком незаконно не были засчитаны периоды его нахождения на учебных сборах, в командировках и на курсах повышения квалификации в общей сложности <данные изъяты>, поскольку в указанные периоды за ним сохранялся средний заработок. В его стаж лечебной деятельности ответчиком не был включен период работы в должности врача хирурга-стоматолога на <данные изъяты> ставки в <адрес> больнице ФГУ «ДВОМЦ Росздрава» в количестве <данные изъяты>, между тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал врачом хирургом-стоматологом на <данные изъяты> ставки в ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты> в связи с чем указанный период подлежит включению с его специальный стаж, поскольку им выработана полная ставка по одной из должностей. Ответчиком не включен в специальный стаж период работы в количестве <данные изъяты> врачом-ортопедом в ООО «<данные изъяты>» со ссылкой на то, что ООО не указано в Списке учреждений, с чем он не согласен и считает, что периоды его трудовой деятельности в ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» подлежат включению в его специальный стаж, поскольку указанные Общества являются медицинскими учреждениями, оказывающими платные медицинские услуги населению. Суммируя все не включенные ответчиком периоды его стаж лечебной деятельности составит <данные изъяты>. На основании изложенного Чупис Ф.И. просил признать решение ответчика об отказе во включении в его специальный страховой стаж спорных периодов работы незаконным, признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и зачесть в его специальный страховой стаж <данные изъяты>
В письменном отзыве на иск представитель ПФР Гераськина Н.С. указала, что пенсионный орган исковые требования Чупис Ф.И. не признает по следующим основаниям. За назначением досрочной страховой пенсии по старости истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, по представленным истцом документам его страховой стаж лечебной деятельности в городе составил <данные изъяты> Структурное подразделение и должность истца при работе в медицинском учреждении <адрес> не поименованы в перечне структурных подразделений и должностей, период работа в которых засчитывается в льготном порядке. Курсы повышения квалификации, учебные сборы и время нахождения в командировках в соответствии с действующим законодательством не могут быть включены в лечебный стаж, поскольку являются отвлечениями от основной работы. Периоды работы истца в Обществах с ограниченной ответственностью не могут быть засчитаны в специальный стаж лечебной деятельности истца, поскольку Общества не поименованы в Списке работ и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В связи с отсутствием требуемого стажа работы на момент обращения за назначением пенсии в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было обосновано отказано. На основании изложенного Гераськина Н.С. просила в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец и его представитель не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием суд не просили, представитель истца просил рассмотреть дело в свое и истца отсутствие.
Учитывая изложенное, а также мнение представителей ответчика, руководствуясь ч.ч.1,3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным закончить рассмотрение дела в отсутствие истца и его представителя.
В состоявшихся по делу судебных заседаниях представитель истец Чучалин П.В. исковые требования своего доверителя поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В состоявшихся по делу судебных заседаниях представители ответчика Гурина Е.Ю., Адилова О.Н. и Болотова Т.А. исковые требования не признали и просили отказать в иске, дали пояснения, аналогичные изложенным в возражениях на иск.
Изучив материалы дела, обсудив исковые требования и возражения ответчика относительно них, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ Чупис Ф.И. обратился с письменным заявлением в ПФР о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием необходимого для назначении пенсии специального стажа лечебной деятельности.
Решением ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии Чупис Ф.И. было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности, который пенсионным органом исчислен в размере <данные изъяты> в стаж лечебной деятельности истца не засчитаны периоды нахождения истца на учебных сборах, в командировках и на курсах повышения квалификации, период работы в режиме неполного рабочего времени и период работы в Обществах с ограниченной ответственностью.
С решением пенсионного органа Чупис Ф.И. не согласен и обратился с иском об обязании ПФР включить в его стаж лечебной деятельности не включенные пенсионным органом период работы и признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Заявленные Чупис Ф.И. исковые требования суд находит подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С ДД.ММ.ГГГГ в действие вступил ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон о пенсиях), который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (ч.1 статьи 1 Закона).
В соответствии со ст.3 Закона о пенсиях, для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии; установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой
Согласно ч.1 ст.4 Закона о пенсиях, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.6 Закона о пенсиях, устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно ст.8 Закона о пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Частью 1 статьи 11 Закона о пенсиях предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.13 Закона о пенсиях, исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
В силу ч.ч.1 и 2 ст.22 Закона о пенсиях, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона о пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Таким образом, Чупис Ф.И. имеет право на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости, если он имеет страховой стаж не менее <данные изъяты>, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее <данные изъяты> и осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее <данные изъяты> в сельской местности и поселках городского типа и не менее <данные изъяты> в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Как следует из решения ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, специальный стаж лечебной деятельности истца в городе исчислен пенсионным органом в размере <данные изъяты>
В стаж лечебной деятельности истца пенсионным органом включен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени <данные изъяты> при этом стаж работы в указанном учреждении здравоохранения исчислен пенсионным органом в календарном размере, с чем истец не согласен и считает, что указанные периоды его работы подлежат включению в стаж работы в льготном исчислении.
Согласно п.2 ст.30 Закона о пенсиях, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ которым установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п.3 постановления указано, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Списокписок должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту – Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту – Правила).
Вышеназванные Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.1).
В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.3).
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы (п.5).
Согласно справке МБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени <данные изъяты>» Чупис Ф.И. работал в указанном учреждении здравоохранения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на учебных сборах с сохранением средней заработной платы.
Из этой же справки следует, что Чупис Ф.И. работал в должности медицинского брата в стоматологическом отделении, относящемся к отделению хирургического профиля (стационар).
В трудовой книжке Чупис Ф.И. его должность в период работы в вышеуказанном учреждении также записана как медицинский брат.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, период работы в стоматологическом отделении хирургического профиля стационаров в больницах всех наименований в должности операционной медицинской сестры (медбрата) засчитывается в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев.
Согласно поступившим по запросу суда документам, в указанное выше лечебное учреждение Чупис Ф.И. был принят на работу в стоматологическое отделение на должность медицинского брата (приказ №-П от ДД.ММ.ГГГГ) и уволен с работы с той же должности (приказ №-У от ДД.ММ.ГГГГ).
Из штатного расписания медицинского учреждения на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в стоматологическом отделении должность операционной медицинской сестры (медбрата) отсутствовала, имелись должности медицинских сестер перевязочной, процедурной и палатной.
Таким образом, стаж работы истца в этом медицинском учреждении пенсионным органом правомерно исчислен в календарном исчислении, поскольку занимаемая истцом должность в Списке не указана, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в этой части суд не усматривает.
Также между сторонами имеет место спор о включении в стаж лечебной деятельности истца периодов нахождения Чуписа Ф.И. на учебных сборах, курсах повышения квалификации и в командировках.
Суд считает, что указанные периоды должны включаться в специальный стаж истца по следующим основаниям.
Согласно подп. «а» п.2 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
До ДД.ММ.ГГГГ действовал Кодекс законов о труде РСФСР, с ДД.ММ.ГГГГ в действие введен Трудовой кодекс РФ.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чупис Ф.И. находился в командировках, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учебных сборах и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации.
Из справки, выданной КГБУЗ «<адрес> больница», в которой истец работал в указанные выше периоды, за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период нахождения истца на курсах повышения квалификации за ним сохранялась средняя заработная плата.
Согласно ст.112 КЗоТ РСФСР при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
На основании ст.116 КЗоТ РСФСР работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются: суточные за время нахождения в командировке; расходы по проезду к месту назначения и обратно; расходы по найму жилого помещения. За командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Как ранее действовавшим трудовым законодательством, так и действующим в настоящее время предусмотрена обязанность работодателя при направлении работника на курсы повышения квалификации с отрывом от производства, а также при направлении работника в служебную командировку сохранять за работником место работы и среднюю заработную плату, в связи с чем периоды нахождения Чупис Ф.И. на курсах повышения квалификации и в командировках подлежат включению в его специальный стаж лечебной деятельности, поскольку в указанные периоды работодатели производили за истца уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы.
В соответствии со ст.71 Закона СССР ДД.ММ.ГГГГ "О всеобщей воинской обязанности", граждане освобождаются от работы в установленном порядке на время выполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, припиской к призывным участкам, призывом на действительную военную службу, учебные и поверочные сборы, а также командирские занятия. За рабочими, служащими и колхозниками, привлекаемыми к выполнению указанных обязанностей, сохраняется средний заработок по месту их постоянной работы.
Период нахождения Чупис Ф.И. на учебных сборах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год также подлежит включению в его стаж лечебной деятельности, польку сборы проходили с отрывом от работы, но с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель производил отчисления обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие страховые фонды, в указанное время это время Чупис Ф.И. работал в учреждении здравоохранения и осуществлял медицинскую деятельность.
Указанный вывод суда подтверждается приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что на период учебных сборов за истцом сохранялся средний заработок.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал врачом хирургом-стоматологом в ООО «<данные изъяты>» на <данные изъяты> ставки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты>» врачом хирургом-стоматологом на <данные изъяты> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения в пенсионный орган работал врачом-ортопедом в ООО «<данные изъяты>».
Перечисленные периоды работы пенсионным органом обоснованно не засчитаны в стаж лечебной деятельности истца, дающий ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи со следующим.
В соответствии со ст.50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно п.1 ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п.2 ст.120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства "предприятие" и "учреждение" являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Наименования занимаемых истцом в спорные периоды должностей предусмотрены указанным выше Списком, однако Общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках и Правилах не поименованы.
В силу положений ст.120 ГК РФ и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общества с ограниченной ответственностью не относятся к учреждениям.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Указанная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ.
Общества с ограниченной ответственностью, в которых работал истец, изначально образовывались как общества, организационно-правовой формы учреждения никогда не имели.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.
В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, а также в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, действительно, указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
В названном постановлении Конституционного Суда РФ указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено, что в спорные период истец работал не в учреждениях здравоохранения, а в коммерческих организациях (обществах с ограниченной ответственностью).
Учитывая, что по своей организационно-правовой форме общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждению здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, то спорные периоды работы не могут быть включены в стаж работы истца, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В связи с изложенным, в стаж лечебной деятельности истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости не может быть зачтен период его работы в должности врача хирурга-стоматолога в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> ставки в <адрес> больнице ФГУ «ДВОМЦ Росздрава».
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.03.2017 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░