Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2015 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Вербицкой Т.А.
с участием заместителя Красноярского транспортного прокурора Альшевской Ю.И.,
при секретаре Куцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности незаконной, запрете реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский транспортный прокурор, обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с иском ( с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ИП ФИО1 о признании деятельности незаконной, запрете реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Красноярской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства по розничной продаже алкогольной продукции на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск, по адресу: <адрес>, установлено, что на пассажирской платформе № находятся два павильона с западной стороны от выхода из тоннеля и восточной стороны от выхода из тоннеля, каждый павильон площадью около 12,9 кв.м. В павильоне, расположенном с западной стороны от входа из тоннеля, предлагается к реализации пиво (в стеклянной бутылке –<данные изъяты>). На момент проверки (ДД.ММ.ГГГГ) и по настоящее время работает павильон с восточной стороны от выхода из тоннеля, на котором имеется вывеска «буфет» ИП ФИО1, в данном павильоне предлагается к реализации пиво (в стеклянной бутылке - <данные изъяты> и т.д.). Данные павильоны, расположены на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск, где имеется навес, расположена площадка для посадки и высадки пассажиров в поезда дальнего и ближнего следования, а также пассажиров пригородного железнодорожного транспорта. Вышеуказанные павильоны принадлежат ОАО «Российские железные дороги» и переданы в аренду ООО «ФИО8», которым предоставлены в субаренду ИП ФИО1 Пассажирская платформа № железнодорожного вокзала Красноярск, по адресу: <адрес> фактически является остановочным пунктом движения электропоездов пригородного и городского сообщения и предназначена для высадки и посадки пассажиров, также оборудована площадкой ожидания, имеется навес. Таким образом, конструктивное соединение объектов торговли ИП ФИО1 с навесом остановочного пункта общественного транспорта пригородного сообщения, места ожидания транспорта, то есть, в комплексе павильоны плюс остановка, входят в территорию, которая фактически является остановочным пунктом движения общественного транспорта пригородного сообщения. Кроме того, железнодорожные пути общего пользования, железнодорожная станция, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объектов железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности, в связи с чем, продажа алкогольной продукции на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск напрямую влияет на безопасность движения железнодорожного транспорта. Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства ИП ФИО1 в части незаконной реализации алкогольной продукции на пассажирской платформе железнодорожного вокзала Красноярск, нарушают права неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта (пригородного транспорта), которых невозможно индивидуализировать. Реализация алкогольной продукции в зонах повышенной опасности создает непосредственную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте для неопределенного круга лиц, просили требования удовлетворить, признать деятельность ИП ФИО1 по осуществлению розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в павильонах, расположенных на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, незаконной, запретить реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции (пива и напитков, изготавливаемых на его основе) в павильонах, расположенных на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск по адресу: <адрес> <адрес>.
В судебном заседании заместитель Красноярского транспортного прокурора ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что согласно произведенным замерам, павильона ИП ФИО1 находятся на расстоянии 46 метров от здания железнодорожного вокзала, что противоречит требованиям ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», торговля пивом до сих пор ведется. Договор субаренды с ФИО1 продлен ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 продолжает незаконную деятельность, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дате рассмотрения дела надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель ответчика адвокат ФИО5, заявленные требования не признает, полагает, что по данной категории дел в защиту неопределенного круга лиц необходимо установить, чем нарушаются права неопределенного круга лица. В иске нет доказательств этого, истец ссылается на п. 10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, не допускается на железнодорожных путях и пассажирских платформах гражданам находиться в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения. Данная норма предписывает гражданам не находиться в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, но не запрещает торговлю предпринимателям. Материалами дела не установлено, что платформа является остановочным пунктом, представленными экспертными заключения подтверждается, что реализация изделий высокой степени готовности в буфете ИП ФИО1 на платформе № железнодорожного вокзала ст. Красноярск проводится с соблюдением санитарных требований, имеются сертификаты соответствия на предприятие быстрого обслуживания, решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ постановление и.о. мирового судьи судебного участка № в Железнодорожном районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном отношении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, оснований доля удовлетворения иска не усматривает, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо ОАО «ФИО9» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка транспортом общего пользования - это перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожной станцией является пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
В соответствии с распоряжением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 24.12.2010 № 2705р «Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» пассажирский остановочный пункт - пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (данное понятие также дано в пункте 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286); платформа островная - платформа, расположенная между двумя железнодорожными путями; платформа пассажирская железнодорожная сооружение, представляющее собой специально расположенную рядом с железнодорожными путями и приподнятую по отношению к ним площадку, предназначенную для посадки и высадки пассажиров в вагоны.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к алкогольной продукции относится пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7).
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ» железнодорожные пути общего пользования, железнодорожная станция, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объектов железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности.
В соответствии с п. 10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 № 18, не допускается на железнодорожных путях и пассажирских платформах гражданам находиться в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, а также выпиской из ЕГРИП (л.д. 10-14).
В соответствии с договором аренды №№, с последующим заключением договора № № от ДД.ММ.ГГГГ г., ОАО «РЖД» передало ЗАО «<данные изъяты>» в аренду за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> включающее в себя: … часть площади 12,9 кв.м. на платформе пассажирской № железнодорожного вокзала ст.Красноярск (восточная сторона выхода из тоннеля); часть площади 12,9 кв.м. на платформе пассажирской № железнодорожного вокзала ст.Красноярск (западная сторона выхода из тоннеля), для использования под деятельность по предоставлению услуг, согласно Приложению № (п.26,27,28), что также подтверждается актами приема-передачи в аренду указанного недвижимого имущества (т. 1, л.д. 20-36, 37-39, т. 2 л.д. 22-34).
В соответствии с договорами аренды №№ от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ г., ОАО «РЖД» передало ЗАО «<данные изъяты>» в аренду за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> включающее в себя: часть площади 12,9 кв.м. на платформе пассажирской № железнодорожного вокзала ст.Красноярск (восточная сторона выхода из тоннеля); часть площади 12,9 кв.м. на платформе пассажирской № железнодорожного вокзала ст.Красноярск (западная сторона выхода из тоннеля), для использования под деятельность по предоставлению услуг, что также подтверждается актами приема-передачи в аренду указанного недвижимого имущества (т. 1 л.д. 40-52, 53, т. 2 л.д. 34).
Согласно письму ООО «<данные изъяты>», между ООО «ФИО10» и ИП ФИО1 заключен договор субаренды о передаче под организацию продуктов общественного питания следующих площадей: …часть площади 12,9 кв.м. на платформе пассажирской № железнодорожного вокзала ст.Красноярск (восточная сторона выхода из тоннеля); часть площади 12,9 кв.м. на платформе пассажирской № железнодорожного вокзала ст.Красноярск (западная сторона выхода из тоннеля) (л.д. 19).
Согласно справке на ДД.ММ.ГГГГ., подготовленной по результатам проведенной проверки ст.помощником Красноярского транспортного прокурора ФИО3, при обследовании территории пассажирской платформы № железнодорожного вокзала Красноярск, по адресу: <адрес>: на пассажирской платформе № находятся два павильона с западной стороны от выхода из тоннеля и восточной стороны от выхода из тоннеля, каждый павильон площадью около 12,9 кв.м. На момент проверки работали оба павильона на павильонах имелась вывеска «буфет» ИП ФИО1, в данных павильонах предлагалась к реализации пиво (в стеклянной бутылке - <данные изъяты> и т.д.).
Данные павильоны, расположены на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск, имеется навес, расположена площадка для посадки и высадки пассажиров в поезда дальнего и ближнего следования, а также пассажиров пригородного железнодорожного транспорта, что также подтверждается представленными фототаблицами с места осмотра обследуемой территории (т. 2 л.д. 35-50).
Как следует из справки начальника вокзала Красноярск Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов от ДД.ММ.ГГГГ г. за № №, произведенными замерами установлено, что расстояние от стены здания железнодорожного вокзала до павильонов, расположенных на пассажирской платформе № №, занимаемых ИП ФИО1 составляет 46 метров по прямой линии (т. 2 л.д.51).
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6, суду показал, что работает начальником ст. Красноярск, подтвердил, что ст. Красноярск является остановочным пунктом, поскольку является пунктом отправляемых работ, имеет путевое развитие, предназначена для посадки и высадки пассажиров.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Красноярского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
Постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Продажа алкогольной продукции, в том числе пива с нарушением требований закона противоречит интересам Российской Федерации, нарушает право граждан на охрану здоровья, гарантированное ст. 7 Конституции Российской Федерации, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения вреда.
Таким образом, судом установлен факт реализации в торговых павильонах на пассажирской платформе № №, находящихся в аренде ИП ФИО1, железнодорожного вокзала станции Красноярск по адресу: <адрес>, являющихся остановочным пунктом движения общественного транспорта пригородного и городского сообщения, и алкогольной продукции, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», поскольку осуществление ИП ФИО1 деятельности, связанной с реализацией алкогольной продукции на пассажирских платформах железнодорожного вокзала Красноярск, нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта (пригородного транспорта), создает непосредственную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте для неопределенного круга лиц, а также, опасность для их жизни и здоровья, и может повлечь причинение им вреда, нарушает экономические интересы Российской Федерации, сведений о прекращении деятельности, связанной с реализацией алкогольной продукции на пассажирских платформах железнодорожного вокзала ст.Красноярск ответчиком суду не представлено, в связи с чем, суд полагает признать указанную деятельность ИП ФИО1 незаконной.
К доводам стороны ответчика о том, что платформа № ст. Красноярск не относится к остановочному пункту, производство по административному делу в отношении ФИО1 прекращено за отсутствием состава правонарушения, суд относится критически, поскольку подтверждение того, что ст. Красноярск является остановочным пунктом движения общественного транспорта пригородного и городского сообщения, в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, поскольку на платформе осуществляется посадка и высадка пассажиров, в том числе, общественного транспорта городского и пригородного сообщения), освобождение ответчика от ответственности решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу, не является для разрешения настоящего спора преюдициальным, поскольку предмет спора иной.
На основании ст. 12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости наложения запрета на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции (пива и напитков, изготавливаемых на его основе) в павильонах, расположенных на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск.
В силу ст. 103 ГПК РФ, взыскать с ответчика ИП ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ в сумме 600 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 по осуществлению розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в павильонах, расположенных на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, незаконной.
Запретить реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции (пива и напитков, изготавливаемых на его основе) в павильонах, расположенных на пассажирской платформе № железнодорожного вокзала Красноярск по адресу: <адрес>, <адрес>.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в сумме 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, 29.05.2015 г.
Судья Т.А. Вербицкая