Дело № 2-4369/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15.09.2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: А.Г. Елясовой,
при секретаре: И.А. Лепёхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита) к Федюро ФИО6 о взыскании субсидии на создание дополнительных рабочих мест,
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита) обратилось в Бийский городской суд Алтайского края с исковыми требованиями к Федюро О.О., попросив суд: взыскать с Федюро О.О. в доход краевого бюджета Алтайского края сумму полученной субсидии на создание дополнительных рабочих мест в размере <данные изъяты> руб., расходов по оплате банковских услуг по зачислению денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб..
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Федюро О.О. и Краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости населения г. Бийска» (далее – Центр занятости) был заключен договор № стимулирования создания гражданами из числа безработных, открывших собственное дело, в рамках программы содействия занятости населения в 2012 году, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Ответчик согласно п.п. 3.3.3 - 3.3.4 Договора взяла на себя обязательства создать не позднее ДД.ММ.ГГГГ два дополнительных рабочих места для трудоустройства безработных граждан, а также заключить с направленными Центром занятости безработными гражданами трудовые договоры на неопределенный срок на условиях полного рабочего времени. Центр занятости, в свою очередь, в соответствии с п.3.1 Договора обязался перечислить на лицевой (расчетный) счет ответчика в течение 60 дней с даты предоставления ответчиком документов, подтверждающих трудоустройство безработных граждан на созданные дополнительные рабочие места, субсидию на создание дополнительных рабочих мест в размере 117 600,00 руб., из расчета 58 800,00 руб. за каждое созданное постоянное дополнительное рабочее место. ДД.ММ.ГГГГ Центр занятости перечислил ответчику 58 800,00 руб. в связи с трудоустройством к ответчику Муровлевой О.Ю., что подтверждается платежным поручением №. ДД.ММ.ГГГГ Центр занятости также перечислил на счет ответчика денежную сумму в размере 58 800,00 руб. в связи с трудоустройством к ответчику Стрелковой Н.В. (платежное поручение №). ДД.ММ.ГГГГ со Стрелковой Н.В. трудовой договор был расторгнут. Однако на освободившееся дополнительное место других безработных принято не было. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости предоставления в Центр занятости документов, подтверждающих выполнение своих обязательств в полном объеме, а также предоставления в комиссии отчета об исполнении условий предоставления субсидии с приложением копий подтверждающих документов. Ответчиком документов, подтверждающих выполнение своих обязательств в полном объеме, в Центр представлено не было. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по отбору бизнес-планов Администрации города Бийска Алтайского края было выдано заключение с отрицательной оценкой исполнения ответчиком обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии с п.7.12 Порядка реализации долгосрочной целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году», утвержденного Приказом управления Алтайского края по труду и занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчик, получив субсидию, обязана обеспечить фактическое осуществление трудовой деятельности трудоустроенного гражданина не менее 12 месяцев. При увольнении бывшего безработного, ответчик обязана трудоустроить другого безработного гражданина либо продлить срок осуществления трудовой деятельности на период его временного отсутствия при условии, что 12-месячный срок осуществления трудовой деятельности на дополнительном рабочем месте, исчисленный суммарно, будет отработан в течение не более чем 24 календарных месяцев. Также ответчик обязана не прекращать осуществление предпринимательской деятельности ранее окончания 12-месячного срока фактического осуществления бывшими безработными гражданами, направленными центром занятости населения, трудовой деятельности на условиях полного рабочего времени; письменное уведомить комиссию и центр занятости населения о невозможности осуществления предпринимательской деятельности по уважительным причинам в течение 5 рабочих дней с момента, когда гражданину стало известно или должно было стать известным о наличии таких причин.
Аналогичные обязательства содержатся и в Договоре.
Поскольку обязательства, предусмотренные Договором, ответчиком не исполнены, комиссией по отбору бизнес-планов дана отрицательная оценка исполнения ответчиком обязательств по Договору, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании представитель истца Русакова Н.В. в полном объеме поддержала заявленные требования по доводам, изожженным в исковом заявлении.
Ответчик Федюро О.О. исковые требования не признала, указав, что полученные субсидии использовала для оплаты труда работников, трудоустроенных по направлению из Центра занятости. При этом работник Муровлева О.Ю. отработала у нее два года, работник Стрелкова Н.В. – восемь месяцев. Вины ответчика в том, что Стрелкова Н.В. не доработала до 12 месяцев, нет. После ее увольнения ответчик делала заявки в Центр занятости для предоставления ей другого работника. Однако подходящих кандидатур не было. Поскольку денежные средства были потрачены ответчиком на выплату заработной платы указанным лицам, считает, нет оснований для удовлетворения требований истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в целях реализации Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", законом Алтайского края от 28.11.2011 г. № 156-ЗС «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», долгосрочной целевой программой "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году", утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 17.02.2012 г. № 81 и Порядком реализации долгосрочной целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году", утвержденным Приказом Управления Алтайского края по труду и занятости населения от 30.03.2012 N 10-01/074, Краевым государственным казенным учреждением "Центр занятости населения г.Бийска» и Федюро О.О. был заключен договор № 407 от 19.07.2012 г. (далее – Договор) о стимулировании создания гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональной программы содействий занятости населения в 2012 году, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (л.д.9-12).
Предметом названного договора является создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан гражданами, открывшими собственное дело в 2012 году в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 11.05.2010 г. № 200, на основании договора предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского хозяйства от 20.03.2012 № 143 в соответствии с бизнес-планом, в отношении которого вынесено положительное заключение от 16.03.2012 г.) изменений в бизнес-план от 16.07.2012 г.) (пункт 1.2 Договора).
Общий размер субсидии на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее – «субсидия») составляет 117 600,00 руб. (из расчета 58 800,00 руб. за каждое созданное постоянное дополнительное рабочее место для трудоустройства безработных граждан в соответствии с п.3.3.3 Договора). Источник финансирования Центра – средства краевого бюджета (пункт 2.1 Договора).
В соответствии с п.3.1 Договора Центр обязался перечислить в виде единовременного платежа либо в несколько этапов на лицевой (расчетный) счет участника Программы субсидию в сумме средств, указанных в п.2.1 Договора.
Согласно п. п. 3.3.2., 3.3.3. Договора ответчик обязался осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 12-месячног срока фактического осуществления бывшими безработными гражданами, направленными Центрм, трудовой деятельности у участника Программы; создать не позднее 31.08.2012 года два дополнительных рабочих места для трудоустройства безработных граждан.
Также ответчик обязалась обеспечить фактическое осуществление бывшими безработными гражданами трудовой деятельности на рабочих местах в течение не менее чем 12 месяцев.
В случае увольнения указанных граждан, трудоустроенных на созданные дополнительные рабочие места, в течение вышеуказанного срока Участник программы обязался в течение 3 рабочих дней известить об этом Центр и трудоустроить на освободившиеся дополнительные рабочие места других направленных Центром безработных граждан, в этом случае 12-месячный срок фактического осуществления бывшими безработными гражданами трудовой деятельности исчисляется совокупно (п.3.3.5 Договора).
В соответствии с п.3.3.6. Договора ответчик приняла на себя обязательство осуществить использование перечисленной Центром субсидии в соответствии с целевым назначением. Целевым использованием участником Программы субсидии признается создание дополнительных рабочих мест и трудоустройство безработных граждан в соответствии с условиями бизнес-плана.
Согласно п. п. 3.3.7, 3.3.8 Договора ответчик обязалась в течение срока действия Договора представлять в Центр соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации документы, подтверждающие: ведение предпринимательской деятельности с соблюдением условий бизнес-плана в части вида и места (населенный пункт) осуществления предпринимательской деятельности, количества создаваемых дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; трудовую деятельность направленных Центром безработных граждан в соответствии с условиями бизнес-плана (заверенные работодателем копии трудовых договором, приказов о приеме на работу, переводе, об увольнении ( в случае наличия факта увольнения), справок о трудовой деятельности бывших безработных граждан за весь истекший период с указанием периода трудовой деятельности, должности (профессии, специальности, трудовой функции гражданина) (в случае продолжения трудовых отношений); представить в течение 5 рабочих дней со дня истечения 12-месячного срока трудовой деятельности бывшими безработными гражданами, принятыми н7а дополнительные рабочие места, в Центр документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме, а также представить в комиссию по отбору бизнес-планов, созданную органом местного самоуправления, отчет об исполнении условий предоставления субсидии с приложением копий подтверждающих документов (л.д.10-11).
Из материалов дела следует, что в качестве индивидуального предпринимателя ответчик была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение договора ответчиком на первое рабочее место ДД.ММ.ГГГГ была трудоустроена Муровлева ФИО7, которая осуществляла свою трудовую деятельность (л.д.17-19).
В адрес ответчика Центром занятости ДД.ММ.ГГГГ была перечислена сумма субсидии в размере 58 800,00 руб. (платежное поручение № т ДД.ММ.ГГГГ – л.д.23).
На второе рабочее место по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ была принята Стрелкова ФИО8 (л.д.20-22).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику Центром занятости была перечислена сумма субсидии в размере 58 800,00 руб. (платежное поручение № т ДД.ММ.ГГГГ – л.д.25).
Однако Стрелкова Н.В. прекратила свою трудовую деятельность у ответчика до истечения 12 месяцев (приказ о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.27).
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (п. 3.1 названной нормы права).При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (пп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1146 утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в том числе, на содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, проживающих в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, открывших собственное дело в рамках региональных программ (подп. «е» п.1 Правил).
Приказом Управления Алтайского края по труду и занятости населения от 30.03.2012 N 10-01/074 утвержден Порядок реализации долгосрочной целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году».
В п. 9.13. Порядка (в редакции, действующей на момент заключения Договора) предусмотрено, что получатели бюджетных средств несут ответственность за их целевое использование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.5. Порядка установлено, что гражданин, получивший субсидию, обязан осуществлять ее использование в соответствии с целевым назначением.
Целевым использованием гражданином субсидии признается создание дополнительных рабочих мест и трудоустройство безработных граждан в соответствии с условиями бизнес-плана.
Аналогичные положения содержатся в 3.3.6. Договора, заключенного между Центром занятости и Федюро О.О..
В соответствии с п.п. 7.16, 7.18 Порядка (в редакции, действующей на момент заключения Договора) в случае вынесения комиссией заключения с отрицательной оценкой исполнения гражданином обязательств в заключении отражаются основания определения данной оценки с указанием нарушенного гражданином положения нормативного правового акта и/или условия договора, предусматривающего предоставление субсидии.
Гражданин, прекративший предпринимательскую деятельность, расторгший трудовые отношения с бывшим безработным гражданином, направленным центром занятости населения, до истечения предусмотренного договором срока без уважительных причин, обязан возместить центру занятости населения понесенные затраты на создание данного дополнительного рабочего места в полном объеме.
В соответствии с п. 3.3.11. Договора при ликвидации организации, прекращении предпринимательской деятельности ранее 12-месячного срока осуществления, по причине, признанной комиссией по отбору бизнес-планов, созданной органом местного самоуправления, уважительной, и (или) непредставления в Центр документов, подтверждающих целевое использование субсидии в соответствии с условиями настоящего договора, осуществить возврат суммы субсидии в размере, целевое расходование которой не подтверждено документально.
В то же время пунктом 3.3.12 Договора предусмотрено, что в случае ликвидации организации, прекращения предпринимательской деятельности ранее 12-месячного срока ее осуществления по причинам, не признанным уважительными, вынесения данной комиссией заключении с отрицательной оценкой исполнения участником программы своих обязательств по настоящему договору либо в случае несоблюдения условий прекращения предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 3.3.310 настоящего договора, участник программы обязуется осуществить возврат средств субсидии в размере, указанном в п.2.1 Договора, в полном объеме (л.д.11).
По условиям п. 3.3.10. Договора ответчик обязалась уведомить комиссию по отбору бизнес-планов, созданную органом местного самоуправления, и Центр о невозможности осуществления предпринимательской деятельности по уважительным причинам в течение 5 рабочих дней с момента, когда ей стало известно или должно было стать известным о наличии таких причин, а также представить соответствующие требования действующего законодательства Российской Федерации документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом и условиями настоящего договора, а также документы, подтверждающие уважительность причин досрочного прекращения предпринимательской деятельности.
Уведомление осуществляется путем направления в Центр заявления в письменной форме с указанием уважительности причин в целях решения комиссией по отбору бизнес-планов, созданной органом местного самоуправления, вопроса об уважительности досрочного расторжения трудовых отношений с бывшими безработными гражданами, принятыми на дополнительные рабочие места, и прекращения предпринимательской деятельности.
Таким образом, из буквального толкования п. 3.3.12. Договора следует, что основанием для взыскания субсидии в полном объеме являются: прекращение предпринимательской деятельности ранее 12-месячного срока ее осуществления по причинам, не признанным уважительными; несоблюдение условий досрочного прекращения предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 3.3.10 Договора; вынесение комиссией заключения с отрицательной оценкой исполнения участником программы своих обязательств по настоящему договору.
Обращаясь с иском в суд, истец в качестве оснований для взыскания с ответчика субсидии в полном объеме указал на следующие обстоятельства: не обеспечила замещение дополнительных рабочих мест безработными гражданами; при увольнении бывшего безработного гражданина не трудоустроила на освободившееся рабочее место другого безработного гражданина, прекратила осуществление предпринимательской деятельности ранее окончания 12-месячного срока фактического осуществления бывшими безработными гражданами, направленными центром занятости населения, трудовой деятельности; комиссией дано заключение с отрицательной оценкой исполнения ответчиком обязательств по договору.
Действительно, в ходе судебного разбирательства установлено, что трудовой договор со Стрелковой Н.В. был прекращен до истечения 12-месячного срока.
Однако предпринимательская деятельность, вопреки доводам истца, прекращена только 19.01.2015 года, то есть после истечения 12-месячного срока, установленного условиями Договора, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.31-33); налоговыми декларациями за 2012 г., 2013 г., 2014г.; справками о доходах физических лиц.
В связи с данным обстоятельством суд не находит нарушений ответчиком при прекращении предпринимательской деятельности условий договора, предусмотренного п.3.3.10 Договора, и п.7.18 Порядка, поскольку данная деятельность прекращена после истечения установленного Договором срока, а не досрочно.
Давая оценку заключению Комиссии по отбору бизнес-планов в отношении ответчика, суд учитывает положения п. 7.16 Порядка (в редакции, действующей на момент заключения Договора), в соответствии с которым в заключении отражаются основания определения отрицательной оценки с указанием нарушенного гражданином положения нормативного правового акта и/или условия договора, предусматривающего предоставление субсидии.
Однако как следует из протокола № 4 от 13.05.2016 г. заседания Комиссии, требования указанного нормативного акта комиссией не соблюдены: не указано, какие условия договора и нормативные акты нарушены ответчиком, имеется лишь ссылка на сведения Управления Пенсионного фонда и Межрайонной ИФНС № 1 по Алтайскому краю.
При таких обстоятельствах отрицательное заключение Комиссии по отбору бизнес-планов суд не может принять в качестве основания для взыскания с ответчика субсидии в полном объеме, в связи с несоответствием представленного заключения закону и его необоснованности.
Вместе с тем, материалами дела подтвержден, и не оспаривается ответчиком, факт досрочного прекращения ответчиком трудовых отношений со Стрелковой Н.В..
В силу п.3.3.5. Договора в данном случае ответчик обязана уведомить Центр в течение 3-х дней о прекращении трудового договора и трудоустроить на созданные рабочие места других безработных.
Из представленной Центром занятости информации следует, что после увольнения Стрелковой Н.В. (ДД.ММ.ГГГГ) ответчик неоднократно направляла заявки в Центр занятости о потребности в работнике: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Тем не менее, ответчик нарушила установленный 3-дневный срок для направления уведомления в Центр о прекращении трудового договора, предусмотренный Договором.
Однако ни действующим законодательством, ни условиями Договора не предусмотрена ответственность по возврату субсидии в полном объеме при нарушении условий Договора, предусмотренных п. 3.3.5., в виде несообщения в Центр занятости в течение трех дней после увольнения работника, не проработавшего двенадцать месяцев, об его увольнении.
Иные обстоятельства, указанные истцом (не обеспечила замещение дополнительных рабочих мест безработными гражданами; при увольнении бывшего безработного гражданина не трудоустроила на освободившееся рабочее место другого безработного гражданина) также не являются основанием для взыскания с ответчика в пользу истца субсидии в полном объеме.
В то же время из материалов дела следует, что Комиссией по отбору бизнес-планов безработных граждан ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчета об исполнении условий предоставления субсидии с приложением копий, подтверждающих документов либо возвратить средства финансовой помощи в полном объеме в размере 117 600,00 руб. (л.д.30).
В ответ на данное требование ответчик представил неполный пакет документов, подтверждающих целевое использование финансовых средств, выделенных на организацию дополнительных рабочих мест (л.д.29).
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Договора в случае непредставления в Центр документов, подтверждающих целевое использование субсидии в соответствии с условиями Договора, участник Программы обязуется осуществить возврат субсидии в размере, целевое расходование которой не подтверждено документально.
В связи с этим суд соглашается с доводами ответчика о том, что средства субсидии, потраченные на заработную плату работникам, взысканию не подлежит.
Согласно представленным ведомостям о выплате заработной платы работникам, которые являются первичными документами, имеющими подписи работников о получении заработной платы, ответчик выплатила: Муровлевой О.Ю. – 65 412,00 руб., Стрелковой Н.В. – 38 694,00 руб., итого: 104 106,00 руб..
При этом суд исключает из числа доказательств, подтверждающих выплату заработной платы работникам, платежную ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ, так как в данной ведомости отсутствуют подписи работников.
Поскольку целевое использование средств субсидии, представленной ответчику по договору № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено в сумме 104 106,00 руб., с ответчика в пользу истца подлежит взысканию не подтвержденная документально сумма субсидии в размере 13 494,00 руб. (117 600,00 руб. – 104 106,00 руб.).
Принимая во внимание, что предоставленная ответчику субсидия была перечислена двумя единовременными платежами и была потрачена ответчиком на выплату заработной платы работникам, за исключением 13 494,00 руб., суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца банковских услуг по зачислению денежных средств на счет Федюро О.О. в сумме 588,00 руб..
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Федюро ФИО9 в доход краевого бюджета Алтайского края на счет Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите в Управлении федерального казначейства по Алтайскому краю 13 494,00 руб..
В удовлетворении остальной части исковых требований Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсцзащита) отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья: А.Г. Елясова