Дело (УИД) 58RS0012-01-2023-000623-39
Производство №2-399/2023
Решение
именем Российской Федерации
15 июня 2023 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.А.,
при секретаре Макеевой Е.Н.,
с участием представителя истца - помощника Каменского межрайонного прокурора Садыровой М.С., лица, в чьих интересах заявлен иск – Коноваловой И.П.
представителей ответчика ГБУЗ «Каменская МРБ» Азеевой Э.Р., Арзамасова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах Коноваловой Ираиды Петровны к ГБУЗ «Каменская МРБ» производить своевременную выписку рецептов на тест-полоски для глюкометра, лекарственным препаратом «метформин» в соответствии с имеющейся потребностью, к Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности организовать обеспечение тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и лекарственным препаратом «метформин» в соответствии с имеющейся потребностью,
установил:
Каменский межрайонный прокурор Пензенской области в интересах Коноваловой И.П. обратился в суд с указанным иском, указав, что на основании решения о проведении проверки № 181 от 04.05.2023 в ГБУЗ «Каменская МРБ» о соблюдении законодательства о здравоохранении установлено, что Коновалова И.П. в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.
Коновалова И.П. (дата) года рождения, состоит на учете в ГБУЗ «Каменская МРБ» с диагнозом сахарный диабет 2 типа, является нуждающимся в тест - полосках для глюкометра «Перформа Актив» и в лекарственном препарате «метформин».
Согласно информации ГБУЗ «Каменская МРБ» месячная потребность Коноваловой И.П. в тест - полосках 50 штук, в лекарственном препарате «метформин» - 1000 мг утром, 1500 мг вечером.
В 2022 году Коноваловой И.П. в соответствии с месячной потребностью вышеуказанные лекарственные препараты и медицинские изделия ГБУЗ «Каменская МРБ» не выдавались, льготные рецепты не выписывались. За 2022 год Коноваловой И.П. выдано 8 упаковок (по 850 мг) лекарственного препарата «метформин».
Таким образом, ГБУЗ «Каменская МРБ» допущены нарушения прав Коноваловой И.П. на бесплатное лекарственное обеспечение.
Каменский межрайонный прокурор просит суд обязать Министерство здравоохранения Пензенской области обеспечить Коновалову Ираиду Петровну (дата) года рождения тест-полосками для глюкометра, лекарственным препаратом «метформин» в соответствии с имеющейся потребностью. Обязать ГБУЗ «Каменская МРБ» производить своевременную выписку Коноваловой Ираиде Петровне (дата) года рождения тест-полосок для глюкометра, лекарственного препарата «метформин» в соответствии с имеющейся потребностью, согласно назначениям врача.
В судебном заседании представитель истца – помощник Каменского межрайонного прокурора Садырова М.С. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила суд удовлетворить.
Третье лицо Коновалова И.П. в судебном заседании пояснила, что необходимыми лекарственными препаратами она обеспечивается не по мере необходимости. Считает требование подлежит удовлетворению.
Представитель Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ «Каменская МРБ» Азеева Э.Р., действующая на основании доверенности № 1246 от 18.04.2023 пояснила, что если Министерство здравоохранения будет финансировать, то она не возражает против удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ «Каменская МРБ» Арзамасов О.А., действующий на основании доверенности № 1257 от 19.04.2023 поддержал пояснения Азеевой Э.Р.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе «сахарный диабет» (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2022 г.) утвержден Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, предусмотрено предоставление тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц - ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2299 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Диабет является заболеванием, при амбулаторном лечении которого любые лекарственные средства (не только необходимые для лечения непосредственно диабета), а также, в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики (в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ № 890).
Препараты для лечения сахарного диабета (в частности, инсулины и их аналоги, метформин, глибенкламид) относятся к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно также при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, при оказании специализированной, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому (ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ, Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ № 2406-р).
Согласно п. 4 Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Министерство здравоохранения Пензенской области, являющееся учредителем ГБУЗ «Каменская МРБ», в соответствии со ст. 1.1. Постановления Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области» является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.
В соответствии со ст. 2.1.12.3. Постановления Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области» Министерство здравоохранения Пензенской области участвует в разработке и реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении проверки № 233 от 21.06.2022 в ГБУЗ «Каменская МРБ» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения граждан.
В ходе проверки выявлено, что Коновалова Ираида Петровна (дата) года рождения, состоит на учете в ГБУЗ «Каменская МРБ» с диагнозом сахарный диабет 2 типа, является нуждающимся в тест - полосках для глюкометра «Перформа Актив» и лекарственном препарате «метформин».
Согласно информации ГБУЗ «Каменская МРБ» месячная потребность Коноваловой И.П. в тест - полосках 50 штук, в лекарственном препарате «метформин» - 1000 мг утром, 1500 мг вечером.
В 2022 году Коноваловой И.П. в соответствии с месячной потребностью вышеуказанные лекарственные препараты и медицинские изделия ГБУЗ «Каменская МРБ» не выдавались, льготные рецепты не выписывались. За 2022 год Коноваловой И.П. выдано 8 упаковок (по 850 мг) лекарственного препарата «метформин».
Таким образом, ГБУЗ «Каменская МРБ» допущены нарушения прав Коноваловой И.П. на обеспечение тест - полосками для глюкометра «Перформа Актив» и лекарственным препаратом «метформин».
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым иск удовлетворить и возложить на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанности организовать обеспечение Коноваловой Ираиды Петровны (дата) года рождения тест-полосками к глюкометру «Перформа Актив», для определения содержания глюкозы в крови и лекарственным препаратом «метформин» в соответствии с имеющейся потребностью; обязать ГБУЗ «Каменская МРБ» производить своевременную выписку Коноваловой Ираиде Петровне рецептов на тест - полоски к глюкометру «Перформа Актив» и лекарственный препарат «метформин» в соответствии с имеющейся потребностью.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ - ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2023 ░░░░.