Решение по делу № 2-352/2019 от 15.11.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2019 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе

председательствующего судьи Школьникова А.Е.,

при секретаре Гах А.В.,

с участием: представителя истца по доверенности Банниковой Л.А., представителей ответчика по доверенностям Задесенцева А.В. и Хабибяновой З.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-352/2019 по исковому заявлению Наконечной С. Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании недоплаченных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Наконечная С.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что в период с 12.04.1993 по 15.08.2018 она проходила гражданскую службу в Межрайонной ИФНС № 6 по ХМАО-Югре. За период с февраля 2018 года по 15.08.2018 истцу предоставлялись очередные оплачиваемые отпуска. Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, в количестве 50 календарных дней, составила 121943,50 руб. При этом, в расчет среднего дневного заработка для начисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не включены суммы средств материального стимулирования,предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти». Истец считает, что средства материального стимулирования должны учитываться при расчете отпускных и компенсации при увольнении, в связи с чем, просит взыскать с МРИ ФНС России № 6 по ХМАО - Югре в свою пользу недоплаченные отпускные в сумме 5677,35 руб. за период с 14.02.2018 по 16.02.2018; недоплаченные отпускные в размере 24710,04 руб. за период с 26.04.2018 по 13.05.2018;недоплаченные отпускные в сумме 54384,95 руб. за период с 15.07.2018 по 14.08.2018; недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 95512,19 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., а также взыскать расходы за составление иска в размере 5000 руб., за оформление доверенности в размере 2200 руб. и расходов по оплате услуг представителя в размере 20000 руб.

До рассмотрения дела по существу от Наконечной С.Г. поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому она просит взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченные отпускные в сумме 16609,48 руб. за период с 14.02.2018 по 16.02.2018; недоплаченные отпускные в размере 83047,44 руб. за период с 26.04.2018 по 13.05.2018;недоплаченные отпускные в сумме 173534,82 руб. за период с 16.07.2018 по 14.08.2018; недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 297419,76 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.; а также взыскать расходы за составление иска в размере 5000 руб., за оформление доверенности в размере 2200 руб. и расходов по оплате услуг представителя в размере 20000 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования.

Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, приведенные в отзыве на иск, возражали против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив в материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 ст. 11Трудового кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 2) (далее Федеральный закон № 79-ФЗ).

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Наконечная С.Г. в период с 12.04.1993 по 15.08.2018 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России №6 по ХМАО – Югре.

15.08.2018 с Наконечной С.Г. расторгнут служебный контракт, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена по инициативе гражданского служащего на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

При увольнении истцу была выплачена денежная компенсация за неиспользованные отпуска за периоды работы: с 12.04.2017 по 11.04.2018 и с 12.04.2018 по 11.04.2019 (50 календарных дней), в сумме 121943,50 руб.

В судебном заседании установлено, подтверждено расчетными листками истца, справками 2-НДФЛ, что за период работы истцу выплачивались суммы из средств материального стимулирования: в апреле 2017 года – 53695,39 руб., в июле 2017 года – 65295,86 руб., в сентябре 2017 года – 39768,58 руб., в декабре 2017 года – 27699,18 руб., в апреле 2018 года – 62047,52 руб.; в июле 2018 года – 70815,67 руб.

Вместе с тем, в расчет среднего дневного заработка не включены указанные суммы из средств материального стимулирования, полученные истцом в период работы.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии со ст. 50 Федеральный закон № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих.

Пунктом 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее -Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее Указ № 763) фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Правительством Российской Федерации 31.03.2015 и 23.04.2016 принимались постановления соответственно № 302-12 и № 347-7, которыми в 2015 и 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд полагает, что выплаченное истцу в период работы за 2017-2018 годы материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Аналогичную позицию высказал Верховный Суд в своем Определении №2-КГ17-13 от 28.08.2017.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает, что при расчете истцу отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, вопреки доводам ответчика, последнему следовало включить суммы СМС при расчете среднего заработка.

Согласно представленному истцом уточненному расчету, недоплаченные отпускные выплаты за отпуск: за период с 14.02.2018 по 16.02.2018 составляют сумму в размере 16609,48 руб.; за период с 26.04.2018 по 13.05.2018 - 83047,44 руб.; за период с 16.07.2018 по 14.08.2018 - 173534,82 руб. При этом, недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении составляет 297419,76 руб.

Согласно расчету ответчика недоплаченные отпускные выплаты за отпуск за период с 14.02.2018 по 16.02.2018 составляют 1590,93 руб.; за период с 26.04.2018 по 13.05.2018 – 7954,80 руб., за период с 16.07.2018 по 14.08.2018 – 16622,10 руб., всего сумма недоплаченных отпускных составляет 26167,83 руб. Недоплаченная компенсация за отпуск за 50 календарных дней при увольнении составила 28488,50 руб.

Суд принимает во внимание расчет ответчика, поскольку он выполнен по Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 главным специалистом – экспертом отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС № 6 по ХМАО-Югре, в обязанности которого входит начисление заработной платы государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС № 6 по ХМАО-Югре.

С учетом изложенного, суд находит требования истца о взыскании с ответчика недоплаченных сумм отпускных выплат и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении законными и обоснованными, исходя из расчета, представленного ответчиком.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодека Российской Федерации» разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку ответчиком допущено нарушение трудовых прав истца, что само по себе предполагает нравственные переживания, суд полагает возможным взыскать с Межрайонной ИФНС № 6 по ХМАО-Югре в пользу истца с учетом разумности и справедливости, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате помощи представителя в разумных пределах.

Из предоставленных договора на оказание юридической помощи от 02.11.2018, квитанции к приходному кассовому ордеру от 15.11.2018видно, что истцом были оплачены услуги представителя в суде первой инстанции в размере 20000 руб.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя согласно положениям ст.100 ГПК РФ, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым – на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции РФ. Таким образом, суд при определении данного размера судебных расходов должен установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. При определении размера взыскиваемых расходов по оплате услуг представителя суд учитывает объем работы, выполненной представителем.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного суда №1 от 21.01.2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).

В соответствии с п.11, данного Постановления, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Согласно п.12 Постановления, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ).

В данном случае исковые требования Наконечной С.Г. удовлетворены судом на 9,58%.

С учетом объема работ, выполненных представителем, а также с учетом сложности и длительности рассмотрения дела, принимая во внимание частичное удовлетворение требований истца, суд находит разумными расходы по услугам представителя в размере 20000 руб. и с учетом пропорциональности удовлетворенных требований, считает необходимым взыскать с ответчика 1916 руб.

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что истцом были понесены расходы за составление искового заявления в размере 5000 руб., размер который суд признает разумным.

Таким образом, с учетом пропорциональности удовлетворенных требований, судебные расходы за составление иска подлежат возмещению в размере 479 руб.

Также, материалами дела подтверждено, что истец понесла расходы на оформление доверенности в размере 2200 руб.

Вместе с тем, как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ). Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу (пункт 2).

Из доверенности серии № от 02.11.2018 не следует, что таковая была выдана именно для представления интересов Наконечной С.Г. в рамках настоящего дела или конкретном судебном заседании по настоящему делу, в связис чем,требование о взыскании с ответчика расходов за оформление доверенности удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Наконечной С. Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании недоплаченных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу Наконечной С. Г. недоплаченные отпускные в сумме 26167 рублей 83 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме 28488 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, расходы за составление искового заявления в сумме 479 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1916 рублей, а всего взыскать 60051 рубль 33 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований Наконечной С. Г., отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.

Судья А.Е. Школьников

2-352/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Другие
Межрайонная ИФНС России № 6 по ХМАО-Югре
Наконечная С.Г.
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
vartovgor.hmao.sudrf.ru
15.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2018Передача материалов судье
16.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2018Подготовка дела (собеседование)
30.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2019Судебное заседание
30.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее