Дело № 2-232/2021

УИД 11RS0016-01-2021-000208-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Алееве А.А.,

с участием представителя Холопова И.С., представителя ответчика Сёминой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

11 мая 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Клеб Е. Э. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу,

установил:

Клеб Е.Э. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 40,5 кв.м. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку ответчик не принимает никаких мер по переселению истца и членов ее семьи, Клеб Е.Э. полагает, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, орган местного самоуправления обязан предоставить ей иное благоустроенное жилое помещение.

В рамках рассмотрения дела представитель истца Холопов И.С. уточнил исковые требования, просил возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность предоставить Клеб Е.Э. благоустроенное жилое помещение в черте с.Выльгорт, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 40,5 кв.м., на праве собственности взамен помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом привлечены Клеб С.Г. и администрация сельского поселения «Выльгорт».

Истец Клеб Е.Э., надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направив своего представителя.

Представитель истца Холопов И.С. в ходе рассмотрения поддержал уточенное исковое заявление в полном объеме. Дополнительно пояснил, что многоквартирный дом включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» на основании Постановления Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160, истец по своему выбору имеет право требовать предоставление другого жилого помещения в собственность.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Сёмина О.В. в судебном заседании возражала удовлетворению заявленных требований, указав, что признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу не влечет само по себе обязанности по обеспечению собственников помещения в таком доме и членов их семьи жилыми помещения вне очереди. Дом, в котором находится квартира, принадлежащая истцу, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 года» со сроком переселения до 31.12.2024, который до настоящего времени еще не истек. Для предоставления жилого помещения в собственность вне очереди не достаточно факта признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Права собственников жилых помещений, расположенных в домах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу, реализуются исключительно в порядке ст.32 Жилищного кодекса РФ, для реализации которого еще не наступили установленные адресной программой сроки.

Третье лицо администрация сельского поселения «Выльгорт», надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, предоставив отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Иные лица на рассмотрение дела не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Клеб Е.Э. не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, не входит в состав муниципального жилищного фонда и принадлежит на праве собственности Клеб Е.Э.

На основании акта обследования многоквартирных домов и заключения межведомственной комиссии от 19.04.2016 постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 16.05.2016 №05/659 многоквартирные дома <данные изъяты> с.Выльгорт признаны аварийными и подлежащими сносу, определено расселение граждан в течение трех лет.

Впоследствии на основании акта обследования помещения от 22.11.2016 № 75 и заключения Межведомственной комиссии, назначенной в соответствии с постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 №07/461, постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 06.12.2016 №12/1826 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, постановлено расселение граждан, проживающих в указанном доме, произвести в течение пяти лет.

В последующем, постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 27.02.2020 №02/111, в постановление от 06.12.2016 №12/1826 внесены изменения в части срока расселения граждан, срок расселения установлен до 2025 года.

Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», в которую включен жилой дом №14 по ул. Мичурина с.Выльгорт, планируемая дата сноса многоквартирного жилого дома установлена 31.12.2025.

В период нахождения настоящего иска на рассмотрении суда постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> Клеб Е.Э. с составом семьи 2 человека поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с датой постановки на учет 19.02.2021 в списке общей очереди под № 204, в списке льготной очереди по категории «проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям» под № 69.

Рассматривая исковые требования Клеб Е.Э., суд приходит к выводу о том, что по заявленному основанию они удовлетворению не подлежат, право истца на предоставление жилого помещения может быть реализовано только в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ либо по соглашению сторон.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Согласно положениям ч. 1 и 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения органом местного самоуправления предварительной процедуры как по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и в случае невыполнения собственниками указанного требования, по последующему принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.

В силу положений ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 5-7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

ВозмещениеВозмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Из положений ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Исходя из содержания приведенных норм права и разъяснений Пленума, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.

При этом решение вопроса о выкупе жилого помещения, либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Изложенное нашло свое отражение в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014.

Доказательств того, что между собственниками жилого дома и администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого либо соглашение о выкупе, не имеется.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что процедура по изъятию у собственников жилых помещений, закрепленная ст. 32 Жилищного кодекса РФ, администрацией района не начата, решения об изъятии земельного участка и жилого помещения администрацией не принимались, поскольку адресной программой для дома, в котором расположена квартира истца, планируемая дата окончания переселения установлена 31.12.2024, планируемая дата сноса дома – 31.12.2025.

В связи с изложенным, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Клеб Е.Э.

Кроме того, в соответствии со ч.1 и ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Нормы ст. 57 Жилищного кодекса РФ подлежат применению с учетом общих правил предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Судом установлено, что постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 19.02.2021 Клеб Е.Э. с составом семьи 2 человека поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с датой постановки на учет 19.02.2021. Вместе с тем, Клеб Е.Э. малоимущей в установленном порядке не признавалась, что не отрицалось представителем истца в ходе рассмотрения дела. Документы, предусмотренные п.п. 6-12 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 10.11.2005 №119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми», в суд не представлялись, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт объективной нуждаемости, достаточной для получения статуса малоимущей.

Семье истца предлагалось жилое помещение маневренного фонда, однако истец отказалась от такого жилья, со слов представителя истца, отказ связан с тем, что в жилых помещениях маневренного фонда высокая стоимость коммунальных услуг, что не устраивает истца.

Представленная суду справка УПФР в г.Сыктывкаре от 27.01.2021 о том, что супруг истца Клеб С.Г. является получателем ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся радиации, не является основанием для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения в собственность взамен признанного аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, в рассматриваемом случае, учитывая, что истец Клеб Е.Э. является собственниками жилья в доме, признанного аварийным и подлежащим сносу, не признана в установленном порядке малоимущей, то есть не способной приобрести на свои личные средства жилое помещение, у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ обязанность по внеочередному представлению жилого помещения также отсутствует.

На основании вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, исковые требования Клеб Е.Э. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

    решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                                                          ░.░. ░░░░░░░

    ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 18.05.2021.

2-232/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клеб Елена Эдуардовна
Ответчики
Администрация МО МР "Сыктывдинский"
Другие
Холопов Игорь Сергеевич
Администрация СП "Выльгорт"
Клеб Сергей Гнатович
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сурнина Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2021Передача материалов судье
05.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее