Дело №12-92/2015
РЕШЕНИЕ
г. Томск 9 апреля 2015 года
Судья Томского районного суда Томской области Ильина Е.Ю., рассмотрев жалобу Унитарного муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» г.Томска (далее по тексту УМП «Спецавтохозяйство», Предприятие) юридический адрес: <адрес>, в лице защитника ПНН, на постановление № Государственного инспектора Томской области по охране природы МТН от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и поступившие материалы административного дела,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №, вынесенным Государственным инспектором Томской области по охране природы МТН от ДД.ММ.ГГГГ УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, полигон по захоронению твердых бытовых отходов в ходе проведения плановой выездной проверки деятельности «УМП «Спецавтохозяйство» <адрес>» по соблюдению требований природоохранного законодательства, проведенной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 97, Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 104, Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении плановой проверки», выявлены нарушения деятельности УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» по соблюдению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: сбор и захоронение отходов 4 класса опасности (мусор строительный от разборки зданий) на территории объекта размещения отходов, расположенного в <адрес>, производился в отсутствие утвержденных лимитов на их размещение; ведение мониторинга окружающей среды на территории объекта размещения отходов, расположенного в <адрес>, и в пределах его воздействия на окружающую среду осуществляется с нарушением установленных параметров согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; нарушена технология эксплуатации полигона размещения отходов, расположенного в <адрес>.
В результате чего УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» были нарушены Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления».
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» в лице защитника ПНН, действующей по доверенности № от 03.03.2014, обратилось в суд с жалобой о признании постановления незаконными и подлежащем отмене. В обоснование жалобы указала, что УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не размещало на полигоне ТБО строительный мусор. В отчеты, предоставляемые в Управление Росприроднадзора по <адрес> данный вид отходов был включен ошибочно, в связи с чем по итогам года, была проведена корректировка. Документов, подтверждающих, что работниками УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» давались пояснения по поводу захоронения строительных отходов на полигоне, акт проверки не содержит. Не указано в протоколе, каким именно работником даны эти пояснения – фамилия, должность, чем установлено, что он является работником предприятия. Вывод Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды о том, что уплотнение отходов бульдозерами ведется предприятием непостоянно, в связи с чем произошло переполнение первой рабочей карты полигона, материалами проверки не подтверждено. Кроме того указала, что согласно проекту объекта капитального строительства полигон по захоронению ТБО <адрес> в районе <адрес>, 1 очередь представляла собой 2 пусковых комплекса общей площадью рабочих карт 20 га, рассчитанных на 5 лет эксплуатации. Однако построена и введена в эксплуатацию только одна площадью 31792 кв.м, вторая карта после завершения строительства официально не введена в эксплуатацию по неизвестным причинам. УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» не выступает застройщиком объекта полигона и не может нести ответственность за несвоевременный ввод объекта в эксплуатацию. При отсутствии другого полигона ТБО на территории МО «<адрес>» у предприятия не было другого выхода, как приступить к эксплуатации готовой карты полигона либо осуществлять размещение отходов на почву и тем самым нарушать природоохранное законодательство. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в данном случае имеют место неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Указано также, что УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» не осуществляло размещение отходов в отсутствие лимитов на их размещение и не нарушало технологии эксплуатации полигона. Считает, что обжалуемое постановление не отвечает требованиям об обоснованности (п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ), поскольку в действиях заявителя нет состава административного правонарушения, что является безусловным основанием для его отмены.
В судебное заседание директор УМП «Спецавтохозяйство <адрес>», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем, суд в соответствии с положениями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник ПНН доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что предприятие находится в тяжелом финансовом положении, в связи с чем, в случае оставления постановления должностного лица без изменения, просила о снижении размера административного штрафа до 50 000 рублей.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области считает, что постановление вынесено законно и обоснованно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора по охране природы от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу – прекращению исходя из следующего.
В ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются с целью обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктами 1,2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» определена обязанность юридических лиц вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Виновность лица в совершении административного правонарушения устанавливается только допустимыми по делу доказательствами.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В постановлении о совершении УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» правонарушения имеются противоречия относительно места нахождения полигона по захоронению твердых бытовых отходов. Так, указано, что полигон по захоронению отходов находится по адресу: <адрес> <адрес>, вместе с тем, в ходе проверки установлено правонарушение которое выразилось в нарушении требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, расположенного в <адрес>.
Также должностное лицо, ссылаясь на пояснения представителя предприятия делает вывод относительно факта, подтверждающего прием строительных отходов на полигон ТБО в районе <адрес>, при этом не указывая кем даны пояснения.
Вывод о том, что промежуточная изоляция слоев отходов не проводится, уплотнение ведется не постоянно, в связи с чем произошло переполнение первой рабочей карты полигона также не подтверждается материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, в производство которого поступил административный материал, обязан проверить его в полном объеме. При этом на рассмотрение в суд должен быть представлен либо подлинный административный материал, либо надлежащим образом заверенные его копии.
В судебном заседании установлено, что из всех материалов подлинным документом является только постановление от 16.06.2014г., протокол об административном правонарушении, письма Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области с Томской, межрайонной природоохранной прокуратурой, остальные материалы дела, в том числе распоряжение №, приказ № и акт проверки от 04.06.2014г. представлены суду в копиях, которые надлежащим образом не заверены.
В силу положений ч.4 статьи 1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, представленные суду доказательства не позволяют достоверно установить наличие в действиях УМП «Спецавтохозяйство <адрес>» состава инкриминируемого деяния. Иные доказательства, неопровержимо свидетельствующие о нарушении природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в материалах дела отсутствуют и при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлены.
При таких обстоятельствах постановление Государственного инспектора по охране природы от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора по охране природы МТН от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении Унитарного муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» <адрес> - отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток.
Судья: Е.Ю. Ильина