Судья: Самарина М.Д. Дело [номер]а-8654/2020
(2а-1209/2020)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 24 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи – ФИО13
судей: Есыревой Е.В., Сильновой Н.Г.
при секретаре судебного заседания – Корниенко В.В.
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Лоскуниной М.А.
по докладу судьи ФИО13
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии муниципального образования города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии от 31 июля 2020 года о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Думы города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области седьмого созыва по избирательному округу [номер], об исключении из списка кандидатов в депутаты ФИО2 на выборах депутата Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу
[номер]
установила:
ФИО1 обратился в суд к Избирательной комиссии муниципального образования города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения избирательной комиссии и подлежащим отмене решения от 31 июля 2020 года о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Думы города Заволжья седьмого созыва по избирательному округу
[номер].
В обосновании исковых требований административный истец указал, что Решением Думы города Заволжья от 17.06.2020 [номер] на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов указанного представительного органа.
Решением избирательной комиссии муниципального образования города Заволжья от 31.07.2020 года ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения, был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы города Заволжья седьмого созыва по избирательному округу
[номер].
В силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Согласно пункту 12 статьи 37 названного Федерального Закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Представленные ФИО2 подписные листы в количестве 3 шт. с количеством подписей 12 человек являются недействительными (недостоверными), поскольку данные о месте жительства лица, осуществляющего сбор подписей, указаны не в полном объеме, а именно, «Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, ул. Молодежная, 2,112».
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в понятие адреса места жительства включает - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Кроме того, в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ФИО2, а именно в подписном листе [номер] в столбце «Адрес места жительства» позиции [номер], [номер], а также в подписном листе [номер] в позиции [номер], [номер] не указано наименование района.
В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. [номер] «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 1 и 1" к настоящему Закону».
Утвержденная форма содержит также требование об указании места работы кандидата в депутаты.
В подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ФИО2 место работы указано «ИП Топтыгин ЖХ». В целях идентификации места работы считает, что ФИО2 должен был указать один из идентифицирующих признаков работодателя: ФИО полностью, ИНН, ОГРН или номер свидетельства о государственной регистрации ИП.
Кроме того, утвержденная форма содержит требование об указании наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
В подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ФИО2 наименование представительного органа указано «Думы города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области», хотя в статье 2 Устава города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Думы города Заволжья от 30.01.2013 [номер], зарегистрированного в Главном управлении Минюста России по Нижегородской области 9 апреля 2013 г. № [номер], указано «Дума города Заволжья», а в выписке из ЕГРЮЛ от 03.08.2020 - «Дума города Заволжья Городецкого муниципального района».
Согласно пп. «и» п. 6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются, в том числе, все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.
Кроме того, в сведениях о кандидате в депутаты на каждом подписном листе должна содержаться информация о гражданстве.
Согласно ст. 3 Федерального Закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации не подменяет и не тождественно понятию «гражданство РФ». Указанное обстоятельство свидетельствует о недостоверности указанных сведений о гражданстве.
На основании вышеизложенного административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 31 июля 2020 года о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Думы города Заволжья седьмого созыва по избирательному округу [номер].
Обязать административного ответчика исключить ФИО2 из списка кандидатов в депутаты Думы города Заволжья седьмого созыва по избирательному округу [номер].
Определением суда от 07 августа 2020 года в качестве заинтересованных лиц по данному делу привлечены Территориальная избирательная комиссия Городецкого муниципального района Нижегородской области, Нижегородское региональное отделение Коммунистической партии Российской Федерации.
Решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года постановлено:
Административные исковые требования ФИО1 к Избирательной комиссии муниципального образования города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии от 31 июля 2020 года о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Думы города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области седьмого созыва по избирательному округу [номер], и исключении из списка кандидатов в депутаты ФИО2 на выборах депутата Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу [номер] удовлетворить.
Признать частично незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии от 31 июля 2020 года в части регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области седьмого созыва по избирательному округу [номер].
Исключить из числа зарегистрированных кандидатов в депутаты ФИО2 на выборах депутатов Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу [номер].
В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене решения Городецкого городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года, как незаконного и необоснованного, указывая на то, что судом неверно определены обстоятельства по делу, неверно применены нормы материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, постановленного с нарушениями норм процессуального права, и принять по делу решение об удовлетворении его административного искового заявления в полном объеме.
Представитель ФИО2 по доверенности ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержал, ссылаясь на нормы права избирательного законодательства и судебную практику.
Представитель ТИК Городецкого района Нижегородской области ФИО10 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор, участвующий в рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции, просил оставить решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
В соответствии с ч.5 ст. 305 КАС РФ апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ФИО11, оценив имеющиеся в деле, а доказательства, представленные суду апелляционной инстанции, возражения сторон, заслушав явившихся по делу лиц и прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
С доводами апелляционной жалобы ФИО2 судебная коллегия согласиться не может по следующим мотивам и основаниям.
В развитие статьи 46 (ч.1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Положениями ч. 4 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Нижегородской области от 06.09.2007 г. N 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в ч. 6 ст. 79 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. N 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 названного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Аналогичные нормы содержатся и в Законе Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".
В соответствие с пунктами 1, 2 статьи 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З о выдвижении кандидата в одномандатном (многомандатном) избирательном округе окружная избирательная комиссия уведомляется лицом, выдвинутым в качестве кандидата. Соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ утверждена форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.
Законом Нижегородской области от 06 сентября 2017 года N108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" также предусмотрено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 1 (часть 5 статьи 29 Закона).
На основании пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно пункту 6.1 и подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1); недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Статьей 31 Закона Нижегородской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" определен порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными выше нормами права.
Из материалов настоящего дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением N33 Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области от 17.06.2020 г. постановлено назначить на 13.09.2020 года выборы депутатов Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области седьмого созыва.
Решением избирательной комиссии муниципального образования города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области от 04 июля 2020 года [номер] полномочия окружной избирательной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области.
09 июля 2020 года решением избирательной комиссии муниципального образования города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области утвержден бланк подписного листа кандидата в депутаты Думы г. Заволжье по одномандатному избирательному округу.
21 июля 2020 года ФИО2 представил в избирательную комиссию уведомление о самовыдвижении своей кандидатуры кандидатом в депутаты Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу [номер] и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области.
Вместе с указанным заявлением ФИО2 представил документы, подтверждающие сведения, указанные им в заявлении, в том числе копию паспорта, копию диплома об образовании, справку с места работы, справку о том, что он является депутатом Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области 6 созыва и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, а также заявление о создании кандидатом избирательного фонда.
О принятии указанных документов 21 июля 2020 года ФИО2 избирательной комиссией выдана справка, разрешение на открытие счета, подтверждение получения документов, представленных для выдвижения.
21.07.2020 кандидат ФИО2 представил в избирательную комиссию муниципального образования г. Заволжье документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата в количестве 12 штук.
27.07.2020 избирательной комиссией проведена проверка представленных кандидатом подписных листов. По итогам проверки были составлены ведомость проверки подписных листов и протокол об итогах их проверки, согласно которому подписные листы ФИО2 приняты.
На основании решения ИКМО г. Заволжье от 31 июля 2020 года N14 с 31 июля 2020 года ФИО2 являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области 7 созыва по одномандатному избирательному округу
N 19.
ФИО12 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области 7 созыва по одномандатному избирательному округу N19, выдвинутым Нижегородским Региональным отделением Политической партии "Коммунистическая партия" (постановление ИКМО г. Заволжье от 05 августа 2020 года N 15).
Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона Нижегородской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области" количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей. Если количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составит не целое число, то дробная часть этого числа округляется до единицы в большую сторону. Окружная избирательная комиссия обязана проинформировать кандидата об общем числе избирателей в округе при получении уведомления о выдвижении кандидата, указав это число в письменном подтверждении получения документов о выдвижении кандидата. Максимальное число представляемых подписей определяется с учетом требования части 8 статьи 31 настоящего Закона.
В силу ч. 8 ст. 31 Закона Нижегородской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области" количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
Как установлено судом первой инстанции, для регистрации кандидата в депутаты Думы города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу N19 необходимо было предоставить 10 подписей. С учетом изложенных положений Закона максимальное количество представляемых подписей не может превышать 14 подписей.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, для регистрации в качестве кандидата ФИО2 21 июля 2020 года представил в избирательную комиссию подписной лист, содержащий 12 подписей избирателей.
Законом предусмотрена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В соответствие с пунктом 5 статьи 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N108-З проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием части 8 статьи 31 настоящего Закона.
В соответствие с пунктами 4, 6, 14 статьи 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N108-З соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, то есть достоверной и действительной, либо недостоверной и (или) недействительной.
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения.
Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 79 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.В соответствие с исследованным судом протоколом избирательной комиссии муниципального образования города Заволжье [номер] от 27 июля 2020 года подписи избирателей, комиссия посчитала возможным признать действительными, что явилось основанием для регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу [номер] и вынесения обжалуемого решения.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно Приложению 8 к данному Федеральному закону (пункт 7 статьи 37); недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложений 5, 6, 8, 9, 10 к данному Федеральному закону (подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38).
Приложением N 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ утверждена форма подписного листа для выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 5 ст. 29 Закон Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З (ред. от 04.06.2020) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 1 и 1.1 к настоящему Закону.
Суд первой инстанции, проверяя доводы административного истца о недействительности всех подписей в подписных листах ФИО2 со ссылкой на неправильно указанное место работы кандидата в подписных листах, пришел к выводу о необоснованности исковых требований в этой части.
Вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным в силу следующего.
Согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 этого же закона.
В пункте 8 статьи 37 Федерального закона указано, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному закону.
Из формы подписного листа в приложении 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следует, что подписной лист начинается указанием на выборы депутатов с указанием наименования представительного органа муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа гражданина с указанием гражданства, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе, которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой - подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения. Подписывает этот лист кандидат и указывает дату.
Аналогичные положения предусмотрены приложениям 1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".
Из содержания формы следует, что в подписных листах должны быть указаны такие сведения о кандидате, как его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность, или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, адрес места жительства.
Согласно Приложению 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Приложению 1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. N 108-3 следует, что кандидат вносит сведений о месте работы и о занимаемой должности или роде занятий. Буквальное толкование этого текста позволяет сделать вывод, что кандидат в депутаты должен указать в подписном листе наименование работодателя, занимаемую должность или род занятий, и после указанных сведений, что является депутатом соответствующего представительного органа, лишь в случае, если он осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
В подписных листах, представленных ФИО2 в графе "работающего" кандидата указано место работы ИП Топтыгин ЖХ, занимаемая должность - главный инженер, является депутатом Думы г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области 6-го созыва.
Исходя из буквального толкования изложенных в форме подписного листа требований к заполнению названной графы, в обязательном порядке следует указывать только наименование места работы, занимаемую должность, указание является ли депутатом соответствующего представительного органа. В этой связи выражение "6-го созыва" не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем, никоим образом не влечет нарушение прав и законных интересов избирателей при сборе подписей и не свидетельствует о нарушении принципа равенства кандидатов.
Кроме того, указание в подписном листе кандидатом ФИО2 места работы «ИП Топтыгин ЖХ» без идентифицирующих признаков, таких как ИНН, ОГРН, номер свидетельства о регистрации, а также полной расшифровки ФИО, не является основанием для признания подписных листов недействительными, поскольку обязательного требования вносить вышеуказанные сведения избирательное законодательство не содержит.
Доводы административного истца о том, что кандидатом в депутаты ФИО2 на каждом подписном листе информация о гражданстве указана, недостоверна, так как гражданство Российской Федерации не подменяет и не тождественно понятию «гражданство РФ» суд первой инстанции справедливо не принял их во внимание.
Указание в сведениях о кандидате гражданства «РФ», не свидетельствует об отсутствии сведений о принадлежности кандидата к гражданству Российской Федерации, поскольку указание "РФ" является общепринятым, используется как сокращение наименования страны "Российская Федерация" и позволяет однозначно идентифицировать данную страну мира и не вводит в заблуждение избирателей, участников избирательного процесса, не нарушает принципы объективности, достоверности и равенства кандидатов на выборах.
Разрешая доводы административного истца о том, что в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ФИО2 наименование представительного органа указано «Думы города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области», однако в статье 2 Устава города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области, указано «Дума города Заволжья», а в выписке из ЕГРЮЛ от 03.08.2020 - «Дума города Заволжья Городецкого муниципального района» суд первой инстанции обоснованно не принял их во внимание.
Учитывая, что организующей выборы избирательной комиссией не был опубликован образец подписного листа в порядке п.8.1 в части, касающейся наименования представительного органа муниципального образования, при принятии решения о правомерности оформления подписного листа необходимо исходить либо из краткого или полного наименования юридического лица, (которые совпадают) занесенного в ЕГРЮЛ, а именно- «Дума города Заволжья Городецкого муниципального района», либо из наименования представительного органа, закрепленного в Уставе - «Дума города Заволжья». Кандидатом ФИО2 не использовано ни одно из этих наименований, суд приходит к следующему.
Согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону данной формой в строке "Выборы депутатов" предусмотрено указание наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно п. 5 ст. 29 Закон Нижегородской области от 06.09.2007 N108-З (ред. от 04.06.2020) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 1 и 1.1 к настоящему Закону.
Согласно 5.1 вышеуказанного закона, избирательная комиссия муниципального образования утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, Наименования Нижегородской области, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (часть 5.1 введена Законом Нижегородской области от 04.06.2020 N 55-З)
09 июля 2020 года решением избирательной комиссии муниципального образования города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области утвержден бланк подписного листа кандидата в депутаты Думы г. Заволжье по одномандатному избирательному округу.
Согласно представленному суду бланку подписного листа, в графе "Выборы депутатов" наименования представительного органа муниципального образования избирательной комиссией не утверждено. Таким образом, вышеуказанная графа должна быть заполнена в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ч.1 ст.2 Устава города Заволжья представительным органом, действующим на территории города, является Дума города Заволжья (Дума города, Дума). При этом в ч. 2 этой же статьи указано, что муниципальное образование имеет наименование «город Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области». Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что в Уставе наименования «город Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области», «город Заволжье», «город», «городское поселение», «поселение», «муниципальное образование», «Заволжье» являются равнозначными понятиями.
Исходя из вышеизложенного и проанализировав приведенные нормы законодательства Российской Федерации о выборах суд справедливо пришел к выводу о том, что наименование Думы города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области не является нарушением. Кроме того, указание в подписных листах, в строке о представительного органа муниципального образования, более подробной информации, не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку подобное, более расширенное изложение наименования представительного органа муниципального образования при правильном указании в подписном листе самого наименования данного органа и даты проведения выборов не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Эти доводы административного истца суд первой инстанции обоснованно признал неубедительными и судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части исковых требований административного истца.
Судебная коллегия находит правильными и выводы суда первой инстанции относительно доводов административного истца о том, что в правом верхнем углу расположена не предусмотренная формой запись «подготовлено с использованием системы Консультант плюс», а в правом нижнем углу запись «изготовлено за счет средств избирательного фонда кандидата ФИО2», приводят к нарушению принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Согласно 4 ст. 29 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. N 108-3 подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 1 статьи 53 настоящего Закона.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела, в подписных листах ФИО2 дополнительно указаны сведения «подготовлено с использованием системы Консультант Плюс», «изготовлено за счет средств избирательного фонда кандидата ФИО2».
Согласно пояснениям в суде первой инстанции, административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2 сведения об указании на изготовление подписных листов за счет избирательного фонда кандидата было рекомендовано избирательной комиссией муниципального образования город Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области.
Между тем действующим законодательством, не предусмотрена обязанность внесения такой информации в подписные листы, но и не установлен запрет на ее внесение. Сведения об изготовителе, за чей счет изготовлен подписной лист, сами по себе не отменяют и не изменяют реквизиты подписного листа, а лишь подтверждают порядок изготовления подписных листов, предусмотренный законодательством.
Однако, указание излишних реквизитов является нарушением формы подписного листа, и в свою очередь нарушает равенство всех кандидатов по этому округу в оформлении подписных листов.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правильно установлено, что в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ФИО2, а именно, в подписном листе [номер] в столбце «Адрес места жительства» позиции [номер], [номер], а также в подписном листе [номер] в позиции [номер], [номер] не указано наименование района области.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также п. 4 ст. 31 Закона Нижегородской области N 108-З избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или заменяющего его документа, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или заменяющем его документе. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
Недействительными признаются также подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Исходя из системного анализа приведенных выше положений, следует, что необходимость указания в подписных листах в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, наименование района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательным для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Согласно статье 6 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N184-З «Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области» в систему административно-территориальных единиц Нижегородской области входят города областного значения; районы области; города районного значения; внутригородские районы городов областного значения, городских округов (далее - внутригородские районы); рабочие поселки; курортные поселки; сельсоветы; городские округа; города окружного значения, указанные в Реестре административно-территориальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области" ". В пункте 3.1 названного Реестра предусмотрено, что к районам Нижегородской области относится Городецкий - город районного значения Заволжье.
Поскольку город Заволжье входит в состав муниципального образования Городецкий район Нижегородской области, то в подписных листах в адресе места жительства должно быть указано Городецкий район.
Из исследованных судом первой инстанции, а также судебной коллегией в ходе судебного заседания по апелляционной жалобе ФИО2, подлинных подписных листов ФИО2 установлено, что в подписных листах кандидата ФИО2, а именно: в подписном листе [номер] позиции 2, 5 графа «адрес места жительства», а также в подписной листе [номер] позиции 4, 5 графа «адрес места жительства» внесен неполный объем информации об избирателях, не указан район области.
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 о том, что все сведения в графу «адрес места жительства» в подписные листы были внесены согласно адресу регистрации, указанному в паспорте избирателя, что не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства, так как г. Заволжье расположен только в Городецком районе Нижегородской области, а наименование субъекта указано, являются необоснованными.
При оформлении подписных листов ФИО2 требования Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не соблюдены ввиду того, что пункт 5 статьи 2 которого понятие адреса места жительства включает наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и не допускает уменьшения соответствующего объема информации в подписных листах. Кроме того, согласно представленным сведениям из отдела адресно-справочной работы МО МВД России «Городецкий» подтверждено, что вышеуказанные избиратели зарегистрированы в г. Заволжье Городецкого района.
Аналогичные положения содержатся в ч. 4 ст. 31 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. N108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".
Так, не указание района в адресе места жительства избирателя, не может не препятствовать его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства данного лица. Учитывая проведение выборов в Думу города Заволжье, административно-территориального деления Нижегородской области отсутствие указания "Городецкий район" в адресе места жительства препятствует однозначно воспринимать адрес места жительства указанных 4 избирателей.
Все сведения, предусмотренные законом, подлежат обязательному указанию в подписном листе, данная норма носит императивный характер, тем более нельзя признать допустимым полное отсутствие обязательных сведений.
Подписи избирателей собраны ФИО2 с нарушением указанного требования закона, что достоверно подтверждается материалами дела и подлинниками подписных листов, изученных судебной коллегией.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что 4 подписи избирателей, чей адрес места жительства указан не в полном объеме подлежат признанию недействительными по подпункту "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. и подпункта 4 пункта 10 статьи 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. N 108-3.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Из системного анализа приведенных норм следует, что законодателем предусмотрены строго формальные требования к оформлению подписных листов, в том числе применительно к сведениям о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.
Отклонение от этих требований является основанием для признания всех подписей избирателей в этом подписном листе недействительными.
Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного субъекта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из содержания подписных листов, представленных в избирательную комиссию ФИО2, судом первой инстанции установлено, что сбор подписей избирателей осуществлял сам кандидат - ФИО2, что не противоречит п. 7 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Следовательно, заверяя подписной лист, как лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, ФИО2 обязан исполнить требования п. 12 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе и указание места жительства в соответствии с требования п. 5 ст. 2 вышеуказанного закона.
Аналогичные положения содержатся в ч. 5.1 ст. 31 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. N108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".
Как следует из исследованных судом первой инстанции и судебной коллегией, в ходе судебного заседания, подписных листов кандидата ФИО2 лицом, удостоверившим подписные листы, адрес места жительства указан как Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, ул. Молодежная, 2,112, что противоречит требованиям закона.
Этот довод апелляционной жалобы ФИО2 судебной коллегией так же проверялся, исследовались подлинные подписные листы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что все подписи в подписных листах ФИО2 при указании сборщиком подписей своего адреса «Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, ул. Молодежная, 2,112»,являются недействительными (недостоверными) поскольку данные о месте жительства лица, осуществляющего сбор подписей, указаны не полном объеме.
Не указание в адресе номера дома и квартиры дает возможность неоднозначного восприятия этого адреса: либо два дома, либо дом и корпус, либо кв.2 дом.112, либо наоборот.
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 о том, что он указал дом и квартиру в виде цифр, что предусмотрело законом и не препятствует его однозначному восприятию являются неубедительными, так как, возможность каких-либо сокращений перечисленных обязательных сведений об лице, удостоверивший подписные листы, которые должны содержаться в подписных листах, ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена.
Таким образом, отсутствие указания в подписных листах информации, требуемой в силу действующего законодательства, делает невозможным полную идентификацию лица, осуществлявшего сбор подписей, и препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства.
Суд первой инстанции, установив, что форма подписных листов, представленных ФИО2 в избирательную комиссию, не соответствует Приложению 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и приложению [номер] Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. N108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", пришел к правильному выводу о том, что все подписи избирателей в этих подписных листах являются недействительными.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что имелись правовые основания для отказа в регистрации кандидата в связи с отсутствием действительных подписей, необходимых для регистрации кандидата.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, учитывая равенство всех кандидатов, суд первой инстанции обоснованно, исходя из оценки доказательств и правильном применении норм права, пришел к выводу об отсутствии оснований у избирательной комиссии для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области седьмого созыва по избирательному округу [номер] ФИО2
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФИО2, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает
Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 12 августа 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по делу в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Городецкий городской суд Нижегородской области.
Председательствующий:
Судьи: