Дело № 2а-711/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Ишим Тюменской области 31 июля 2020 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Турсуковой Т.С.,
при секретаре Чалковой Л..В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №12 по Тюменской области к Яковлеву А.А. о взыскании задолженности по налогу,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском к Яковлеву А.А. о взыскании задолженности по налогу. Административное исковое заявление мотивировано тем, что Яковлев А.А. представил в Межрайонную ИФНС России № 12 по Тюменской области уточнённые налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы, согласно которым налог к уплате в бюджет составляет в общей сумме 20386 рублей 00 копеек. Ранее ДД.ММ.ГГГГ он представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2016 год, где был заявлен социальный налоговый вычет в размере суммы пенсионных взносов, уплаченных в 2016 году по договорам негосударственного пенсионного обеспечения <данные изъяты> в размере 78410,88 рубля. По данным указанной налоговой декларации сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 10193 рубля. ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.А. представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, где был заявлен социальный налоговый вычет в размере суммы пенсионных взносов, уплаченных в 2017 году по договорам негосударственного пенсионного обеспечения <данные изъяты> в размере 78410,88 рубля. По данным указанной налоговой декларации сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 10193 рубля. По результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы ответчику в полном размере был предоставлен заявленный социальный налоговый вычет. Данный вычет предоставлен неправомерно в общей сумме 20386 рублей. После выявления указанного нарушения законодательства о налогах и сборах Яковлевым А.А. ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы, в результате суммы НДФЛ, исчисленные к уплате по первичным декларациям уменьшены, налог к уплате в бюджет составляет всего 20386 рублей, из них за 2016 год – 10193 рубля, за 2017 год – 10193 рубля. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требование в полном объёме не исполнено, задолженность по налогу не уплачена. Инспекцией было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Яковлева А.А. задолженности по уплате НДФЛ. ДД.ММ.ГГГГ требование налогового органа было удовлетворено, вынесен судебный приказ. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Ишимского судебного района <адрес> вынес определение об отмене судебного приказа в связи с вступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа. Поэтому административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 20386 рублей и госпошлину за рассмотрение данного дела.
Также административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с указанным административным иском, мотивированное тем, что с учетом даты вынесения определения об отмене судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ) с иском в суд налоговый орган должен был обратиться до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Однако ввиду введения для граждан старше 65 лет с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> режима самоизоляции, учитывая возраст административного ответчика и необходимость вручения ему копии административного иска для соблюдения процедуры подачи иска в суд, административное исковое заявление направлено в адрес налогоплательщика почтой ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области - Буракевич А.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объёме. Дополнительно пояснила, что предоставление налогового вычета в связи с уплатой средств в <данные изъяты> было осуществлено неправомерно, так как после его осуществления выяснилось, что административным ответчиком не было представлено пакета документов, подтверждающих факт несения расходов на уплату средств в <данные изъяты> за 2016 и 2017 годы. В период, за который предоставлен налоговый вычет, налогоплательщик уже был на пенсии, иного дохода кроме пенсии не имел, средств в негосударственный пенсионный фонд не выплачивал, то есть не нес соответствующих расходов. После извещения о выявленном нарушении ответчик добровольно представил уточненные налоговые декларации, вследствие чего образовалась задолженность по налогу. Также пояснила, что ходатайство о восстановлении срока обращения в суд обусловлено только указанными в нем причинами, определение об отмене судебного приказа налоговым органом было получено своевременно, но инспекция полагается на надлежащее исполнение плательщиком обязанностей по уплате налога и обращается в суд за взысканием задолженности ближе к концу срока, установленного законом, предоставляя плательщику возможность добровольно уплатить налог после отмены судебного приказа.
Административный ответчик Яковлев А.А. с административным иском Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области не согласен, пояснил, что в период работы в ДД.ММ.ГГГГ им был заключен договор с <данные изъяты> с его заработной удерживались перечисления в фонд. В ДД.ММ.ГГГГ он перестал работать, является пенсионером. Налоговые вычеты ему были предоставлены за 2016 и 2017 годы, в эти годы он уже являлся получателем пенсии, в том числе из <данные изъяты> не работал и выплат из заработной платы в негосударственный пенсионный фонд не производил, с пенсии удерживался НДФЛ. Уточненные декларации по налогу в инспекцию предоставлял.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив письменные доказательства, считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Административным истцом представлены учетные данные налогоплательщика - физического лица Яковлева А.А. /л.д.6/ и сведения об имуществе налогоплательщика /л.д.7/.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.А. представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2016 год, где был заявлен социальный налоговый вычет в размере суммы пенсионных взносов, уплаченных в 2016 году по договорам негосударственного пенсионного обеспечения <данные изъяты> в размере 78410,88 рубля. По данным указанной налоговой декларации сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 10193 рубля /л.д. 55-60/.
ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.А. представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, где был заявлен социальный налоговый вычет в размере суммы пенсионных взносов, уплаченных в 2017 году по договорам негосударственного пенсионного обеспечения <данные изъяты> в размере 78410,88 рубля. По данным указанной налоговой декларации сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 10193 рубля /л.д.62-67/.
Налоговым органом были приняты решения о возврате излишне уплаченных сумм налога по указанным декларациям /л.д.61,68/.
ДД.ММ.ГГГГ Яковлевым А.А. в МИФНС России №12 по Тюменской области представлены уточненные налоговые декларации (форма 3-НДФЛ) за 2016 год /л.д.16-18/ и за 2017 год /л.д.19-21/, которые не содержат сведения о налоговом вычете и суммах, подлежащих возврату из бюджета.
Ввиду предоставления указанных уточненных деклараций налог к уплате в бюджет составил по 10193 рубля за каждый указанный налоговый период, всего 20386 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством, в адрес Яковлева А.А. было направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.23,24/.
До настоящего времени требование в полном объёме не исполнено, задолженность по налогу и пени не уплачена.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из общих положений налогового законодательства шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, является пресекательным.
Как установлено судом в направленном ответчику требовании был установлен срок его исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.
Межрайонная ИФНС №12 по Тюменской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа /л.д.27-28/, ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был вынесен, однако, ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения /л.д.26/.
Обращение МИФНС России №12 по Тюменской области с административным иском по настоящему делу имело место ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением истек ДД.ММ.ГГГГ и был пропущен налоговым органом на момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В качестве обоснования причин пропуска срока на подачу искового заявление налоговым органом указано, что в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" пунктом 6.1 Постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п "О введении режима повышенной готовности" с 28 марта 2020 года гражданам в возрасте старше 65 лет, а также гражданам, имеющим заболевания согласно приложению N 1 к настоящему постановлению, необходимо обеспечить режим самоизоляции по месту проживания либо в иных помещениях, в том числе жилых и садовых домах. Учитывая, что ответчик старше 65 лет, а срок хранения почтовых отправлений ФГУП «Поста России» продлен до двух месяцев административный иск был направлен ответчику только ДД.ММ.ГГГГ, вручен адресату ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку к административному иску необходимо приложить документ, подтверждающий вручение его копии ответчику, у истца отсутствовала возможность своевременно обратиться в суд с иском.
Разрешая вопрос о возможности восстановления срока, суд учитывает, что доводы ходатайства административного истца, указанные причины для восстановления срока обращения в суд связаны исключительно с личностью административного ответчика, при этом иск направлен ответчику только ДД.ММ.ГГГГ, при истечении срока его предъявления в суд ДД.ММ.ГГГГ. Режим самоизоляции для граждан старше 65 лет введен вышеуказанным Постановлением только с ДД.ММ.ГГГГ, когда срок предъявления административного иска уже истек. Иные причины объективно препятствовавшие Инспекции предъявить иск в суд в установленные сроки, в том числе посредством почтовой связи, посредством сети «Интернет», не указаны.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Для государственный органов, в том числе налоговых каких-либо ограничений в деятельности указанными в ходатайстве нормативными актами не вводилось. Положениями Указа Президента Российской Федерации, на который ссылается сторона истца предписывалось лишь федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих ДД.ММ.ГГГГ включительно функционирование этих органов; государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих ДД.ММ.ГГГГ. включительно функционирование этих органов.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока на обращение в суд с рассматриваемым иском ввиду отсутствия уважительных причин для этого, а потому в удовлетворении иска надлежит отказать за пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №12 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 20386 ░░░░░░ 00 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>