Решение по делу № 2-2752/2017 от 29.08.2017

Гр.дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2017 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Доржиевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тункинского района Республики Бурятия к Правительству Республики Бурятия о возложении обязанности по организации мероприятий по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, утилизации и уничтожению биологических отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тункинского района Республики Бурятия обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц, требуя обязать Правительство Республики Бурятия организовать мероприятия по приведению трех скотомогильников, расположенных на территории Тункинского района в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, а именно:

- на открытом поле с юго-восточной части бывшего полигона ТБО с.Хужиры площадью 306 кв.м., географические координаты N51.66573о, Е 102,09937 о и на поляне лесного массива с южной части бывшего полингона ТБО с.Хужиры, площадью 465 кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о. устранить просветы между бетонными плитами ограждения, обеспечив высоту ограждения не менее двух метров, устранив насыпь грунта с внешней стороны забора ограждения;

- на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью 690кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4м. и шириной нее менее 1,5м. с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост, установить крышку, обеспечивающую плотное закрытие отверстия скотомогильника, над ямой на высоте 2,5м. построить навес длиной 6м., шириной 3м., рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

В обоснование требований указано, что при проверке прокуратурой района на территории Тункинского района установлено три действующих бесхозяйных скотомогильника, фактически никто не следит за их техническим состоянием. Эксплуатация скотомогильников осуществляется с нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно чрезвычайных ситуаций. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрация муниципального образования «Тункинский район», Администрация муниципального образования «Сельское поселение Хужиры», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия,

В судебном заседании прокурор Юрьева М.Н., действующая на основании доверенности, требования с учетом уточнения иска поддержала, просила удовлетворить, установив срок для исполнения решения суда до 01.01.2019г.

Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия Романова О.С. требования не признала, просила в иске отказать, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснила, что скотомогильники являются бесхозяйными, до оформления их республиканскую собственность, расходы по их содержанию повлекут нецелевое расходование бюджетных средств, сослалась на то, что Правительство Республики Бурятия является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представители Управления ветеринарии Республики Бурятия Дашипылова С.Д.., Цыренжапова Е.Г., Якимова А.А. пояснили, что два из трех заявленных скотомогильников являются сибиреязвенными захоронениями и расположены на открытом поле с юго-восточной части бывшего полигона ТБО с.Хужиры площадью 306 кв.м., географические координаты N51.66573о, Е 102,09937 о и на поляне лесного массива с южной части бывшего полингона ТБО с.Хужиры, площадью 465 кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о., в отношении них нецелесообразно устранение насыпи грунта вдоль забора ограждения, поскольку сибирская язва является особо опасной инфекционной болезнью животных и человека, почвенными очагами данного заболевания считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы. Места захоронений не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя сибирской язвы.В отношении скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью 690кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о, требования прокурора полагали обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МО СП «Хужиры» в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, направлено заявление о рассмотрении в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия по доверенности Николаева Н.Д., поддержала представителя ответчика, ссылаясь на письменный отзыв на иск, пояснила, что скотомогильники являются бесхозяйными, до оформления их республиканскую собственность, расходы по их содержанию повлекут нецелевое расходование бюджетных средств, полагала требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МО «Тункинский район» в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представлено.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия по доверенности Баженова Н.В. полагала требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на территории Тункинского района Республики Бурятия имеетсятри скотомогильника (биотермические ямы), один из которых расположен на открытом поле с юго-восточной стороны бывшего полигона ТБО с.Хужиры, площадью 360кв.м., географические координаты N51.66573о, Е 102,09937 о. Второй на поляне лесного массива с южной части бывшего полингона ТБО с.Хужиры, площадью 465 кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о. Третий скотомогильник расположен на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью 680кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о.

Фактическое наличие скотомогильников ответчиком не оспаривается. Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы о ликвидации и закрытии скотомогильников, у суда имеются основания полагать, что скотомогильники являются действующими.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Тункинского района, установлено, что скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, а именно: в нарушение п.п. 5.4 Правил, местоположение скотомогильника №1 не соответствует нормам санитарно-защитной зоны, а именно расстояние до ближайших жилых домов менее 1000 метров (фактическое расстояние до жилых домов составляет 700 метров).

В нарушение п.5.6 Правил отсутствуют ворота при въезде на территорию скотомогильников №1, в скотомогильнике №2 отсутствует траншея с мостом, ограждение территории имеет просветы между бетонными плитами, фактическая высота ограждения менее двух метров, отсутствуют въездные ворота. В нарушение п.5.6 Правил при въезде на территорию скотомогильника №3 отсутствует траншея с мостом, ограждение территории имеет просветы между бетонными плитами, фактическая высота ограждения менее двух метров, отсутствуют въездные ворота.

В нарушение п.п.5.7., 5.8 Правил на территории скотомогильника №3 отсутствует вытяжная труба, отсутствует навес, помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.

В нарушение п.5.3 Правил скотомогильники №1 и №2 размещены на участках земли площадью 600кв.м.

Таким образом, в судебном заседании подтверждено несоответствие скотомогильников ветеринарно – санитарным правилам.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от 26.03.2005 N 1054-III "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Бурятия" к полномочиям Правительства Республики Бурятия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия относятся участие в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия; принятие в государственную собственность Республики Бурятия поставленных на учет в установленном федеральным законодательством порядке бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям).

Ветеринарно – санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ (далее Правила) определяют требования к размещению, эксплуатации скотомогильников.

Как указано в п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

В кадастровых паспортах скотомогильников сведения о правах на них отсутствуют.

Из указанных выше норм права и обстоятельств дела следует, что организация мер по устройству и содержанию скотомогильников, в том числе определение круга лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники, является обязанностью субъекта Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о том, что содержание скотомогильников, не являющихся государственной собственностью, повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, судом отклоняются, поскольку к полномочиям Правительства Республики Бурятия отнесено обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия. Расходные обязательства субъекта возникают по основаниям, предусмотренным ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, в том числе при принятии законов.

Учитывая, что в ведении муниципального образования скотомогильники не находятся, принимая во внимание указанные выше нормы права, суд приходит к вводу, что организация мероприятий, связанных с их устройством и содержанием, в том числе определением лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники является обязанностью субъекта Республики Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия.

В ходе судебного разбирательства установлено, что два скотомогильника - на открытом поле с юго-восточной части бывшего полигона ТБО с.Хужиры площадью 306 кв.м., географические координаты N51.66573о, Е 102,09937 о и на поляне лесного массива с южной части бывшего полингона ТБО с.Хужиры, площадью 465 кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о. являются сибиреязвенными захоронениями.

В силу п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности. Согласно п. 2 Санитарных правил СП 3.1.089-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных", утвержденных департаментом ветеринарии М. от 18 августа 1996 года N 23, Госкомсанэпиднадзором РФ от 31 мая 1996 года N 11, сибирская язва - особо опасная инфекционная болезнь животных и человека, почвенными очагами данного заболевания считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы. Места захоронений не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя.

В ходе судебного разбирательства установлено, что по результатам рассмотрения и выполнения представления прокуратуры Республики Бурятия от 21.12.2012 г. в адрес Главы Республики Бурятия в отношении указанных сибиреязвенных захоронений БУВ «Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных» в 2014 году проведены работы по ограждению их территории забором из бетонных плит, что подтверждается представленными суду положительным заключением АУ РБ «Госэкспертиза» от 08.10.2013г., фотоматериалами, актом выполненных проектных работ, счет-фактурой от 16.12.2014г. и справкой о стоимости выполненных работ и затрат.

Принимая во внимание требования п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года N 56, устранение насыпи грунта с внешней стороны забора ограждения сибиреязвенных захоронений, по мнению суда, повлечет риск нарушения безопасности указанных сибиреязвенных захоронений, в связи с чем в удовлетворении требований в указанной части суд полагает необходимым отказать.

Достоверных доказательств того, что высота забора ограждения сибиреязвенных захоронений составляет 2,2 м. суду не представлено, представленные фотоматериалы и акт обследования государственного ветеринарного инспектора по Тункинскому району Управления ветеринарии от 26.10.2017г., проведенного без участия прокурора, в качестве допустимых доказательств судом не принимаются.

Скотомогильники не соответствуют требованиям ветеринарно - санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, предполагает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.

Требования прокурора суд находит подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ суд, исходя из требований прокурора, считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения - до 01 января 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тункинского района Республики Бурятия удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Бурятия в срок до 01 января 2019 года организовать мероприятия по приведению в соответствие с ветеринарно – санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главными Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 трех скотомогильников, расположенных на территории Тункинского района Республики Бурятия:

- на открытом поле с юго-восточной части бывшего полигона ТБО с.Хужиры площадью 306 кв.м., географические координаты N51.66573о, Е 102,09937 о и на поляне лесного массива с южной части бывшего полингона ТБО с.Хужиры, площадью 465 кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о. устранить просветы между бетонными плитами ограждения, обеспечив высоту ограждения не менее двух метров;

- на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью 690кв.м., географические координаты N51.66138о, Е 102,09862 о, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4м. и шириной нее менее 1,5м. с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост, установить крышку, обеспечивающую плотное закрытие отверстия скотомогильника, над ямой на высоте 2,5м. построить навес длиной 6м., шириной 3м., рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья п/п Власова И.К.

...

...

...

...

...

...

2-2752/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Тункинского района Республики Бурятия
Ответчики
Правительство Республики Бурятия
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений РБ
Управление ветеринарии РБ
МО СП ХУЖИРЫ
МО СП ТОЛТОЙ
Администрации МО «Тункинский район»
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
29.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2017Передача материалов судье
31.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.09.2017Предварительное судебное заседание
24.10.2017Судебное заседание
27.10.2017Судебное заседание
31.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2017Судебное заседание
31.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее