№ 66а-1184/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 7 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А,
судей Белоногого А.В. и Бутковой Н.А,
при секретаре Рунове Д.Ю,
с участием прокурора Капсамун И.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-260/2021 по апелляционной жалобе Никешина С.Н. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 27 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии №46 Санкт-Петербурга от 11 августа 2021 года №21-1 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №18 Никешина С.Н.», обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №18.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного истца Никешина С.Н, адвоката Третьяковой Е.А, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика, Территориальной избирательной комиссии №46 Санкт-Петербурга, её председателя Бобкова Б.Ю, возражавшего против доводов жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Ероцкой И.В, находившей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года №293 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва. Указанное постановление опубликовано в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6948) от 21 июня 2021 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года № 239-11 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №18 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию №46 Санкт-Петербурга (далее Территориальная избирательная комиссия №46).
Решением Территориальной избирательной комиссии №46 от 11 августа 2021 года №21-1 Никешину С.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18.
Никешин С.Н. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение Территориальной избирательной комиссии №46, обязать Территориальную избирательную комиссию №46 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №18.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административным ответчиком была нарушена процедура признания подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения, недостоверными и (или) недействительными, поскольку избирательной комиссией отказано в удовлетворении его просьбы об ознакомлении с подписными листами, реализация которой позволила бы проверить законность оснований по каждой подписи избирателя, признанной недостоверной и (или) недействительной, в том числе и права на представление возражений на итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом, по каждой подписи избирателя в каждом подписном листе.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 27 августа 2021 года в удовлетворении административного иска Никешина С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
На апелляционную жалобу представлены возражения от Санкт-Петербургской избирательной комиссии, Территориальной избирательной комиссии №46, участвующего в административном деле прокурора.
Неявившийся в судебное заседание административный истец о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещён своевременно и в надлежащей форме, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, доверил ведение дела представителю, явившемуся в судебное заседание, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Одним из таких оснований является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, если иное не установлено федеральным законом (подпункт «г.1» пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Аналогичное основание предусмотрено в подпункте «з» пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года №81-6 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (далее Закон Санкт-Петербурга о выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга).
Пунктом 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (её регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
В силу пунктов 1 и 8 статьи 35.1 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьёй 37 этого же федерального закона.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Пунктом 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регламентированы в положениях пунктов 5-16 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, приложением № 5 к закону.
Пунктом 1 статьи 36 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга установлено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Никешин С.Н. является кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 18 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва в порядке самовыдвижения.
Решением Территориальной избирательной комиссии №46 от 23 июня 2021 года № 14-2 «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №18» установлено, что для регистрации по одномандатному избирательному округу № 18 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва кандидату необходимо представить 4 527 подписей.
Никешиным С.Н. 7 июля 2021 года в Территориальную избирательную комиссию №46 представлены документы для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №18, а 2 августа 2021 года - документы для его регистрации кандидатом в депутаты, в том числе подписные листы, содержащие 4900 подписей избирателей, проставленных в поддержку его выдвижения.
Представленные документы, в том числе подписные листы в поддержку выдвижения кандидата, проверены рабочей группой по приёму и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, сформированной Территориальной избирательной комиссией №46 (далее Рабочая группа Территориальной избирательной комиссии №46). Проверке подлежали 1132 подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата Никешина С.Н.
В результате проведения случайной выборки (жеребьёвки) подписей избирателей, представленных кандидатом для проверки, было отобрано полностью 12 папок: № 3, 5, 6, 13, 31, 34, 36, 39, 41, 43, 46, 48, в папке № 39 проверке подлежали подписи, содержащиеся в подписных листах данной папки, начиная с первой, в количестве 32 штук.
Процедуру проведения случайной выборки (жеребьёвки) подписей избирателей, представленных кандидатом для проверки, Никешин С.Н. не оспаривает.
По результатам проведения проверки подписных листов, заключения по проверке подписных листов специалистов-почерковедов от 5 августа 2021 года № И/П/Э-26-21, заключения Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5 августа 2021 года (таблица сведений), Рабочая группа Территориальной избирательной комиссии №46, на каждую проверяемую папку составила ведомость проверки подписных листов, а 8 августа 2021 года в 14 часов 30 минут сформировала итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом Никешиным С.Н.
Рабочей группой из 1132 проверяемых подписей выявлена 161 недействительная подпись избирателей, что составляет 14,22% подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемое решение принято на основании результатов проверки подписных листов, проведенной Рабочей группой Территориальной избирательной комиссии №46, заключения экспертов от 5 августа 2021 года № И/П/326-21, официальной справки Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5 августа 2021 года.
Обоснованность и правомерность принятия оспариваемого решения проверена Санкт-Петербургской избирательной комиссией (решение от 19 августа 2021 года).
Так, по результатам проверки Рабочей группой Санкт-Петербургской избирательной комиссии подписных листов, представленных кандидатом Никешиным С.Н. в поддержку своего выдвижения в Территориальную избирательную комиссию №46, ведомостей проверки подписных листов №№ 1-12 кандидата Никешина С.Н, ознакомления с заключением по проверке подписных листов от 5 августа 2021 года №И/П/326-21, заключением Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5 августа 2021 года (таблица сведений), итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных кандидатом Никешиным С.Н. от 8 августа 2021 года, принято решение рекомендовать Санкт-Петербургской избирательной комиссии принять решение об отказе Никешину С.Н. в удовлетворении жалобы.
По результатам проверки подписных листов данной рабочей группой установлено, что количество недействительных подписей, установленное Территориальной избирательной комиссией №46, должно быть уменьшено на 2 (две) подписи, поскольку подпись в папке 13 лист 77 подпись 77 является действительной, номер паспорта, указанный в заключении Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5 августа 2021 года совпадает с номером паспорта, указанным в подписном листе; подпись в папке 34 лист 15 подпись 15 является действительной, номер паспорта, указанный в заключении Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5 августа 2021 года совпадает с номером паспорта, указанным в подписном листе; в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» отсутствуют данные в отношении лиц, указанных в папке 13 лист 14 подпись 14; папке 13 лист 20 подпись 20; папке 13 лист 71 подпись 71; папке 13 лист 75 подпись 75; папке 13 лист 91 подпись 91; папке 13 лист 92 подпись 92; папке 13 лист 93 подпись 93.
При этом 9 августа 2021 года Никешиным С.Н. в Территориальную избирательную комиссию № 46 на 65 листах представлены возражения на признание подписей недостоверными и (или) недействительными, которые рассмотрены Рабочей группой в тот же день и признаны несостоятельными.
Доказательства, опровергающие законность и обоснованность выводов экспертов, привлечённых из государственного учреждения и проводивших исследование в строгом соответствии с законом (ЭКО Управления Министерства внутренних дел России по Красносельскому району Санкт-Петербурга), в суд первой инстанции не представлены.
В то же время, подтверждается соблюдение установленной методики проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации. В частности, подтверждается исполнение требований пунктов 1.2.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7 Методических рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 9/75-8 «О Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» (далее Методические рекомендации): заключение экспертов-почерковедов от 5 августа 2021 года требованиям, изложенным в указанных нормах, соответствует, доказательства, опровергающие данный вывод, отсутствуют, административным истцом их не представлено.
С учётом указанного, отказ суда в удовлетворении ходатайства о вызове в суд для допроса экспертов-почерковедов Венгер М.А. и Попковой Е.Н, проводивших исследование по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Никешина С.Н, не свидетельствует о нарушении норм процессуального закона.
Суд, исследовав представленные оригиналы подписных листов избирателей в поддержку самовыдвижения Никешина С.Н. путём визуального осмотра, пришёл к верному выводу, что из 1132 проверяемых подписей 159 подписей являются недействительными (недостоверными), что составляет 14,05% подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, и что превышает предельное количество недействительных (недостоверных) подписей, при котором допускается регистрация кандидата, в связи с чем, с учётом положений федерального избирательного законодательства и подпункта «з» пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, правильно указал на законность оспариваемого решения.
Обоснованность довода административного истца об ограничении Территориальной избирательной комиссией №46 в его правах на ознакомление с представленными им подписными листами не подтверждается. Административным ответчиком было отказано Никешину С.Н. в производстве фотосъёмки подписных листов без ограничения его права на ознакомление с содержанием таких документов, в том числе без ограничения его права на визуальный осмотр подписных листов.
Более того, при реализации процедуры проверки подписных листов, представленных кандидатом Никешиным С.Н, административный истец неоднократно уведомлялся о датах, времени и месте проведения проверки подписных листов для целей обеспечения возможности его личного участия в такой процедуре.
Так, 6 августа 2021 года в 12 часов 52 минуты Никешин С.Н. посредством электронной почты извещён о втором этапе проверки подписных листов, проведение которой было назначено на 16 часов 00 минут 6 августа 2021 года. От кандидата была обеспечена явка двух доверенных лиц, поименованных Никешиным С.Н. в качестве своих представителей при подаче документов о регистрации, которые не были допущены в помещение избирательной комиссии, где проводилась проверка подписей, по мотиву отсутствия у них документов, подтверждающих их статус и полномочия. При этом Никешин С.Н. не воспользовался правом назначения доверенных лиц, члена Территориальной избирательной комиссии № 46 с правом совещательного голоса, что не опровергнуто в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
На заявления Никешина С.Н. административным ответчиком неоднократно давались письменные ответы, содержащие информацию о возможности его ознакомлении с подписными листами лично или уполномоченными им лицами без проведения фотофиксации подписных листов и (или) копирования, и (или) перенесения сведений, содержащихся в подписных листах каким-либо иным способом в период работы Территориальной избирательной комиссии № 46 (от 5 августа 2021 года исх. №01-10-46/104, от 9 августа 2021 года исх. № 01-10-46/108, от 10 августа 2021 года исх. №01-10-46/109).
Довод административного истца о невозможности реализовать право на представление возражений на протокол об итогах проверки подписных листов, собранных в поддержку его самовыдвижения, несостоятелен с учётом того, что такие возражения им представлены были (на 65 листах), им дана надлежащая оценка в решениях Территориальной избирательной комиссии №46 и Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Не опровергнут установленный судом факт выдачи кандидату в целях реализации его прав в установленный Законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации срок документов, перечисленных в пункте 7 стати 38 указанного правового акта, в том числе: заверенной копии итогового протокола, заверенных копий всех ведомостей проверки подписных листов, а также копии документов, послуживших основанием для признания недействительными подписей избирателей (заключение экспертов-почерковедов от 5 августа 2021 года № И/П326-21, официальная справка Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5 августа 2021 года).
Судебная коллегия отмечает, что само по себе непредоставление кандидату возможности осуществления фотосъёмки представленных им подписных листов не может служить основанием для признания незаконным решения избирательной комиссии об отказе в его регистрации при том, что наличествуют обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для такого отказа, поскольку обратное нарушило бы принцип равенства кандидатов, закреплённый в пункте 1 статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Более того, с такими документами представитель административного истца ознакомлен в период судебного разбирательства по настоящему делу в суде первой инстанции; доказательств внесения избирателями подписей в подписные листы, которые признаны недействительными (недостоверными), суду первой инстанции также не представлено.
Представленными в заседании суда апелляционной инстанции и приобщёнными к материалам административного дела 32 заявлениями избирателей, поддержавших самовыдвижение Никешина С.Н, чьи подписи признаны недействительными (недостоверными), из которых следует их личное проставление подписи и данных об избирателе в подписных листах, не опровергается вывод суда о превышении предельного количества недействительных (недостоверных) подписей, при котором допускается регистрация кандидата.
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным, административный иск удовлетворению не подлежал, в связи с чем судебное решение об отказе в удовлетворении иска является законным.
Доводы административного иска, тождественные изложенным доводам в апелляционной жалобе, основанием для отмены обжалуемого судебного решения не являются. Иных доводов, отличных от заявленных в административном иске, в апелляционной жалобе административным истцом не приведено.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никешина С.Н. – без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: