№ 16-490/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 27 марта 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Сергеева Сергея Николаевича – Ощепкова А.Г. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми от 06 сентября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Федерального бюджетного учреждения «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» Сергеева Сергея Николаевича,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми от 06 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06 ноября 2019 года, руководитель Федерального бюджетного учреждения «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» (далее также - ФБУ «Администрация «Камводпуть») Сергеев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ощепков А.Г. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон №28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона №28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Сергеев С.Н. в соответствии с приказом от 04 апреля 2014 года является руководителем ФБУ «Администрация «Камводпуть».
29 июля 2019 года на основании распоряжения 1 ОНДиПР по городу Перми №28 от 02 июля 2019 года в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны в отношении ФБУ «Администрация «Камводпуть» проведена внеплановая выездная проверка
Согласно акту проверки №28 от 02 августа 2019 года установлены нарушения требований в области гражданской обороны:
1. в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона №28-ФЗ, пункта 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (далее – Положение о гражданской обороне), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пункта 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее – Положение об организации и ведении гражданской обороны), утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 - не создан страховой фонд документации на объекты повышенного риска;
2. в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона №28-ФЗ, пунктов 3-5, подпункта «в» пункта 6, подпункта «а» пункта 7, подпункта «а» пункта 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, пунктов 10-21 Положения о гражданской обороне, пунктов 7, 16.3-16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны, пунктов 1.6, 3.4.4, 6.3.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, пунктов 4, 5, 9, 13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного Приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701 - организацией в целях гражданской обороны не накоплены запасы продовольственных, медицинских и иных средств;
3. в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 9, пункта 4 статьи 15 Закона №28-ФЗ, пункта 14 Положения о гражданской обороне, пункта 16.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны, пункта 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденных Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 - организацией, эксплуатирующей гидротехнические сооружения высокой опасности, не созданы противопожарные формирования;
4. в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 9, пункта 4 статьи 15 Закона №28-ФЗ, пункта 14 Положения о гражданской обороне, пункта 16.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны, пункта 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований - организацией, эксплуатирующей гидротехнические сооружения высокой опасности, не спланированы действия противопожарных формирований и взаимодействие с другими видами пожарной охраны (представлены планы тушения пожара пожарных частей, которые не определяют порядок действий противопожарных формирований организации);
5. в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона №28-ФЗ, пункта 10 Положения о гражданской обороне, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны, пунктов 2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 - представленные документы определяют потребность в защитном сооружении гражданской обороны в целях укрытия наибольшей работающей смены в количестве 50 человек, а также о неисполнении данного требования;
6. в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона №28-ФЗ, пункта 16 Положения о гражданской обороне, пункта 16.9 Положения об организации и ведении гражданской обороны - не организовано проведение мероприятий по санитарной обработке работников и обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий (не представлены документы, свидетельствующие о наличии дегазационных комплектов (ДК-4 в количестве 4 штук согласно номенклатуре), моек высокого давления в количестве 6 шт., приборов радиационной, химической разведки и контроля для обеспечения постов РХБН; средств индивидуальной защиты).
В связи с выявленными нарушениями требований в области гражданской обороны, указывающих на невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, в отношении Сергеева С.Н., как должностного лица, отвечающего признакам, приведенным в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 стати 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Сергеевым С.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении №133 от 07 августа 2019 года (л.д.7-8), распоряжением №28 от 02 июля 2019 года (л.д.11-12), актом проверки №28 от 02 августа 2019 года (л.д.15-16), приказом от 04 апреля 2014 года (л.д.17), а также иными материалами дела, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности Сергеева С.Н. в совершении административного правонарушения
Вопреки доводам жалобы в действиях Сергеева С.Н. имеется состав административного правонарушения, представленные стороной защиты документы, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка, об обратном не свидетельствуют.
Из положений Закона №28-ФЗ, Положения о гражданской обороне, а также иных перечисленных выше нормативных актов следует, что создание страхового фонда документации, накопление запасов продовольственных, медицинских и иных средств, строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений, проведение мероприятий по санитарной обработке работников и обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий относятся к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществление которых является обязанностью ФБУ «Администрация «Камводпуть».
С учетом того, что ФБУ «Администрация «Камводпуть» является организацией, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, на нее возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, которые представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. В настоящем случае, установлено и не оспаривается, что ФБУ «Администрация «Камводпуть» не созданы противопожарные формирования, а также не спланированы действия противопожарных формирований и взаимодействие с другими видами пожарной охраны. При рассмотрении дела судьей правомерно отклонен довод о том, что существующая штатная численность работников не позволяет создать нештатное аварийно-спасательное мероприятие, как ничем не подтвержденный. Доводы об отсутствии у работников ФБУ «Администрация «Камводпуть» согласия на приобретение статуса спасателя, не свидетельствуют о фактической невозможности создания противопожарного формирования, обязанность создания которого нормативно установлена и возложена на данное лицо.
Ссылки заявителя на пункт 8 Положения о российском страховом фонде документации, на фактическое отсутствие перечня, в который могут быть включены подведомственные объекты, представленная в материалы дела переписка (в том числе обращения в ГУ МЧС России по Пермскому краю от 31.07.2018 №38-05/55,от 05.03.2019 №38-03/5дсп, ответ начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю от 09.04.2019; ответ ФГКУ Рузский ЦОПУ МЧС России от 26.04.2019; обращение ФБУ «Администрация «Камводпуть» в Росморречфлот от 04 июня 2019 года) не свидетельствуют об отсутствии вины Сергеева С.Н., как должностного лица, в совершении вмененного ему административного правонарушения, в части того, что ФБУ «Администрация «Камводпуть» не создан страховой фонд документации на объекты повышенного риска, не указывает, что предприняты все необходимые и надлежащие меры для создания страхового фонда документации, как основного мероприятия по гражданской обороне. Приложенная в материалы дела переписка не отменяет обязанность учреждения, предусмотренную нормативными актами.
Представленным в материалы дела договорам и соглашениям на поставку продукции, товарным накладным на приобретение медицинских средств судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка, как не свидетельствующим о выполнении нормативно закрепленного требования о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, поскольку доказательств фактического наличия продовольственных и медицинских средств в объеме, предусмотренном номенклатурой, на складах или объектах, предназначенных для их хранения, не имеется. Основания не согласиться с указанной оценкой представленных стороной защиты в подтверждение требования о накоплении, хранении и использовании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств документов, отсутствуют.
Доводы о невозможности и нереальности создания запасов продовольственных средств по рекомендуемой номенклатуре обеспечения населения продуктами питания в соответствии с методическими рекомендациями, а также об отсутствии производственных мощностей по их хранению и содержанию и специфике деятельности учреждения, целям и задачам, являются несостоятельными, не указывают на наличие объективных препятствий соблюдения требований, не освобождают учреждение от выполнения обязанностей в области гражданской обороны по накоплению и хранению запасов продовольственных средств в объеме, предусмотренном номенклатурой.
Доводы о том, что представленные документы о приобретении медицинских средств (товарные накладные) и нахождении их на объектах ФБУ «Администрация «Камводпуть» подтверждают наличие запасов медицинских средств в объеме, предусмотренном номенклатурой, являются необоснованными.
Так представленные в материалы дела товарные накладные (л.д.91-94), а также инвентаризационная опись (л.д.88-89), в полной мере не отвечают требованиям относимости, поскольку, исходя из их даты, не подтверждают наличие запасов медицинских средств в объеме, предусмотренном номенклатурой, на момент проведения проверки.
Также не имеется оснований не согласиться с судебной оценкой в части непредставления документов, свидетельствующих о наличии дегазационных комплектов, моек высокого давления, приборов радиационной, химической разведки и контроля для обеспечения постов РХБН; средств индивидуальной защиты. Представленные документы не подтверждают создание и наличие необходимых запасов оборудования, веществ и средств для проведения указанных мероприятий.
Вопреки доводам жалобы отсутствие собственного земельного участка на территории Ленинского района г. Перми для строительства защитного сооружения, отсутствие финансирования, не указывают на отсутствие потребности в защитном сооружении гражданской обороны в целях укрытия наибольшей работающей смены в количестве 50 человек, не исключает необходимости соблюдения данного нормативного требования.
При данных обстоятельствах, учитывая, что вмененные нарушения имели место, Сергеев С.Н. является надлежащим субъектом, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению требований в области гражданской обороны, как и указывающих на невозможность их соблюдения в силу объективных причин, в материалах дела не представлено, выводы судей о наличии в действиях Сергеева С.Н. состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия Сергеева С.Н. правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при надлежащем уведомлении в отсутствие Сергеева С.Н., соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола выслана в его адрес.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, данных о личности Сергеева С.Н., а также при отсутствии отягчающих и смягчающих обстоятельств, является обоснованным и справедливым, отвечающим цели административного наказания.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда Сергеев С.Н. извещен надлежащим образом. В судебных заседаниях Сергеев С.Н. участия не принимал, распорядившись правом по своему усмотрению, в судебных заседаниях участвовал защитник, обосновывавший позицию Сергеева С.Н. по делу. Возможности обосновывать свою позицию, в том числе путем заявления ходатайств, возможности реализации иных процессуальных прав Сергеев С.Н. лишен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми от 06 сентября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Федерального бюджетного учреждения «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» Сергеева Сергея Николаевича оставить без изменения, жалобу защитника Сергеева Сергея Николаевича – Ощепкова А.Г. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова