Решение по делу № 2-1021/2022 от 30.11.2022

УИД: 61RS0061-01-2022-001501-52

№ 2-1021/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

ст. Вешенская «20» декабря 2022 года

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Романова С.А.,

при секретаре Власовой О.В.,

с участием: помощника прокурора Шолоховского района Ростовской области Григоровой П.С.,

представителя Администрации Шолоховского района Ростовской области Русакова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Шолоховского района Ростовской области Любименко Д.Л. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 2», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «О понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Шолоховского района Ростовской области Любименко Д.Л. обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 2», администрации Шолоховского района, третье лицо отдел образования администрации Шолоховского района о понуждении устранить нарушения законодательства о санитарном эпидемиологическом благополучии, указав, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка — детский сад № 2» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой установлено, что вопреки п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 вход в помещение (здание) МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» не оборудован пандусом, параметры которого соответствуют требованиям пунктов 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020. С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района в адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 05.10.2022 внесено представление, из ответа от 03.11.2022 № 104.09.0/1039 на которое следует, что нарушения фактически не устранены. Просит суд обязать МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» в срок до 01.09.2023 года оборудовать вход в помещение детского сада пандусом, соответствующим параметрам и требованиям п. 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, а также обязать администрацию Шолоховского района принять меры по финансированию мероприятий по оборудованию входа в помещение МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» пандусом, соответствующим параметрам и требованиям п. 5.1.14 - 5.1.16 «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района Ростовской области Григорова П.С. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Администрации Шолоховского района Русаков С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что что по их мнению данный пандус возможно установить только при реконструкции здания или его капитальном ремонте.

Третье лицо - отдел образовании администрации Шолоховского района, будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, установил следующее.

Прокуратурой Шолоховского района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 года № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка — детский сад № 2» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В ходе проверки установлено, что вопреки п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 вход в помещение (здание) МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» не оборудован пандусом, параметры которого соответствуют требованиям пунктов 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020. Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что детство находится под защитой государства.

Из ответа от 03.11.2022 и.о. заведующего отдела образования администрации Шолоховского района Шелемех С.Г. на представление прокурора Шолоховского района следует, что в МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» входная площадка не имеет пандуса. В связи с этим, в 2023 году планируется разработка проектно-сметной документации для установки пандуса, выполнение работ по установке планируется в 2023-2024 учебном году.

Частью 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, согласно которому в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по п. 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов, до их реконструкции или капитального ремонта, должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Закона № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе, путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

В соответствии с Уставом МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» учредителем учреждения является муниципальное образование «Шолоховский район». Функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет орган местного самоуправления - администрация Шолоховского района. Органом, координирующим деятельность учреждения, а также осуществляющим в отношении нее функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами Шолоховского района, является отдел образования администрации Шолоховского района.

Помимо этого, Уставом образовательной организации предусмотрено, что учредитель, в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Шолоховского района, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом: расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение такого имущества, учитываемого на обособленном учете; расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; расходов на мероприятия, направленные на развитие учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Ссылка представителя ответчика – Администрации Шолоховского района Ростовской области Русакова С.С. на то, что согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, по мнению суда, является несостоятельной.

Указанной нормой Закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.

При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства.

Таким образом, должностными лицами, в том числе учредителем не в полном объеме обеспечены условия доступности для инвалидов объекта образовательной организации и предоставляемых услуг в сфере образования.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, а именно обязании по оборудованию пандусом МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2», соответствующим параметрам и требованиям п.5.1.14 - 5.1.16 «СП 59.13330.2020», поскольку требования являются обоснованными и направлены на устранение нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление и.о. прокурора Шолоховского района Ростовской области Любименко Д.Л. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 2», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «О понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - удовлетворить.

Обязать МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» в срок до 01.09.2023 года оборудовать вход в помещение детского сада пандусом, соответствующим параметрам и требованиям п. 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

Обязать администрацию Шолоховского района принять меры по финансированию мероприятий по оборудованию входа в помещение МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» пандусом, соответствующим параметрам и требованиям п. 5.1.14 - 5.1.16 «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр.

Резолютивная часть решения оглашена 20.12.022.

Мотивированное решение изготовлено 23.12.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца после изготовления мотивированного решения.

Судья С.А. Романов

УИД: 61RS0061-01-2022-001501-52

№ 2-1021/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

ст. Вешенская «20» декабря 2022 года

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Романова С.А.,

при секретаре Власовой О.В.,

с участием: помощника прокурора Шолоховского района Ростовской области Григоровой П.С.,

представителя Администрации Шолоховского района Ростовской области Русакова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Шолоховского района Ростовской области Любименко Д.Л. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 2», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «О понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Шолоховского района Ростовской области Любименко Д.Л. обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 2», администрации Шолоховского района, третье лицо отдел образования администрации Шолоховского района о понуждении устранить нарушения законодательства о санитарном эпидемиологическом благополучии, указав, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка — детский сад № 2» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой установлено, что вопреки п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 вход в помещение (здание) МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» не оборудован пандусом, параметры которого соответствуют требованиям пунктов 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020. С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района в адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 05.10.2022 внесено представление, из ответа от 03.11.2022 № 104.09.0/1039 на которое следует, что нарушения фактически не устранены. Просит суд обязать МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» в срок до 01.09.2023 года оборудовать вход в помещение детского сада пандусом, соответствующим параметрам и требованиям п. 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, а также обязать администрацию Шолоховского района принять меры по финансированию мероприятий по оборудованию входа в помещение МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» пандусом, соответствующим параметрам и требованиям п. 5.1.14 - 5.1.16 «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района Ростовской области Григорова П.С. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Администрации Шолоховского района Русаков С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что что по их мнению данный пандус возможно установить только при реконструкции здания или его капитальном ремонте.

Третье лицо - отдел образовании администрации Шолоховского района, будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, установил следующее.

Прокуратурой Шолоховского района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 года № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка — детский сад № 2» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В ходе проверки установлено, что вопреки п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 вход в помещение (здание) МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» не оборудован пандусом, параметры которого соответствуют требованиям пунктов 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020. Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что детство находится под защитой государства.

Из ответа от 03.11.2022 и.о. заведующего отдела образования администрации Шолоховского района Шелемех С.Г. на представление прокурора Шолоховского района следует, что в МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» входная площадка не имеет пандуса. В связи с этим, в 2023 году планируется разработка проектно-сметной документации для установки пандуса, выполнение работ по установке планируется в 2023-2024 учебном году.

Частью 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, согласно которому в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по п. 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов, до их реконструкции или капитального ремонта, должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Закона № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе, путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

В соответствии с Уставом МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» учредителем учреждения является муниципальное образование «Шолоховский район». Функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет орган местного самоуправления - администрация Шолоховского района. Органом, координирующим деятельность учреждения, а также осуществляющим в отношении нее функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами Шолоховского района, является отдел образования администрации Шолоховского района.

Помимо этого, Уставом образовательной организации предусмотрено, что учредитель, в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Шолоховского района, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом: расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение такого имущества, учитываемого на обособленном учете; расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; расходов на мероприятия, направленные на развитие учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Ссылка представителя ответчика – Администрации Шолоховского района Ростовской области Русакова С.С. на то, что согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, по мнению суда, является несостоятельной.

Указанной нормой Закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.

При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства.

Таким образом, должностными лицами, в том числе учредителем не в полном объеме обеспечены условия доступности для инвалидов объекта образовательной организации и предоставляемых услуг в сфере образования.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, а именно обязании по оборудованию пандусом МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2», соответствующим параметрам и требованиям п.5.1.14 - 5.1.16 «СП 59.13330.2020», поскольку требования являются обоснованными и направлены на устранение нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление и.о. прокурора Шолоховского района Ростовской области Любименко Д.Л. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 2», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «О понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - удовлетворить.

Обязать МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» в срок до 01.09.2023 года оборудовать вход в помещение детского сада пандусом, соответствующим параметрам и требованиям п. 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

Обязать администрацию Шолоховского района принять меры по финансированию мероприятий по оборудованию входа в помещение МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка - детский сад № 2» пандусом, соответствующим параметрам и требованиям п. 5.1.14 - 5.1.16 «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр.

Резолютивная часть решения оглашена 20.12.022.

Мотивированное решение изготовлено 23.12.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца после изготовления мотивированного решения.

Судья С.А. Романов

2-1021/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Исполняющий обязанности прокурора Шолоховского района
Ответчики
Администрация Шолоховского района
МДБОУ "Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 2"
Другие
отдел образования администрации Шолоховского района
Суд
Шолоховский районный суд Ростовской области
Судья
Романов Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
sholohonsky.ros.sudrf.ru
30.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2022Передача материалов судье
01.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2022Подготовка дела (собеседование)
08.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее