11RS0002-01-2024-001358-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута Республики Коми 06 мая 2024 года
Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе:
председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.,
при секретаре судебного заседания Маликовой О.А.,
с участием заместителя прокурора г. Воркуты Сосновской Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1730/2024 по иску прокурора города Воркуты, в интересах Выдря С.С., к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд, в интересах Выдря С.С., с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – администрация Мо ГО «Воркута»), в котором просил обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом по адресу: <адрес>, для государственных или муниципальных нужд и об изъятии жилого помещения ..., расположенного в указанном жилом доме у собственника Выдря С.С..; обязать администрацию МО ГО «Воркута» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить Выдря С.С. проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что постановлением администрации МО ГО «Воркута» ... от <дата> многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение ... в указанном многоквартирном доме на праве собственности принадлежит Выдря С.С. Со стороны органов местного самоуправления до настоящего времени не принято решение об изъятии земельного участка, а также жилых помещений для муниципальных нужд, проект соглашения не направлен, расчет размера возмещения не произведен. В требовании от <дата> ... администрация МО ГО «Воркута» просила собственников жилых помещений в многоквартирном доме в срок до 01.05.2021 принять решение о сносе дома. Снос дома не произведен, установленный срок истек.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Воркуты Сосновская Е.Д.., доводы искового заявления поддержала, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истец Выдря С.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, судебная корреспонденция возвращена в суд по истечении срока хранения. В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу в данном случае по месту регистрации истца, несет сам адресат.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута», третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута» представил письменные возражения, в которых указано, что администрация МО ГО «Воркута» не является надлежащим ответчиком по требованиям о направлении проекта соглашения, так как эти полномочия возложены на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута». Указанные прокурором сроки не отвечают принципу разумности, поскольку требуется значительное время для соблюдения законодательства о закупках. Также просил в части требований об обязании принять решение об изъятии земельного участка установить срок исполнения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Третье лицо КУМИ администрации МО ГО «Воркута» представило письменный отзыв, в котором указало, что решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, для муниципальных нужд администрацией МО ГО «Воркута» не принималось. В соответствии с Решением Совета МО ГО «Воркута» от 28.04.2016 № 178 (в ред. от 25.11.2021) «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городского округа «Воркута»» принимает решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд администрация МО ГО «Воркута». Согласно Постановлению администрации от 11.04.2022 № 424 «Об утверждении положения об управлении градостроительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования городского округа «Воркута»» организует работу по резервированию и изъятию земельных участков в пределах МО ГО «Воркута», для муниципальных нужд Управление градостроительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО ГО «Воркута». КУМИ администрации МО ГО «Воркута» в соответствии с Решением Совета МО ГО «Воркута» от 14.03.2013 № 228 (в ред. от 17.02.2023) «Об утверждении положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута»» уполномочен организовать работу по оценке рыночной стоимости изымаемых для муниципальных нужд объектов недвижимости, указанных в постановлении, при этом оценка не проводилась, проекты соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка не направлялись, в связи с отсутствием решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч.1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи (ч.10,1 ст.32 ЖК РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ч.6 ст. 279 ГК РФ).
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с <дата> по настоящее время, принадлежит на праве собственности Выдря С.С..
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от <дата> ... многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Требованием от <дата> ... администрация МО ГО «Воркуты» установила Выдря С.С. совместно с другими собственниками срок до 01.05.2021 для добровольного сноса многоквартирного дома. При этом указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос многоквартирного жилого дома, орган местного самоуправления будет решать вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания дома, в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно акту от <дата> ... многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, отключен от инженерных коммуникаций.
Материалами дела подтверждено, что в установленный в требовании срок для сноса многоквартирного дома истек, многоквартирный дом не снесен, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом не принято, проект соглашения о выыкупе жилого помещения истца не направлен, что подтверждается ответом администрации МО ГО «Воркута» от <дата> ..., направленном по запросу прокурора.
Судом установлено, что многоквартирный дом, в котором находится квартира истца, признан аварийным и подлежащим сносу, требование администрации о сносе дома собственниками помещений не исполнено, срок для сноса жилого дома истек.
Вместе с тем, ответчик неправомерно уклоняется от принятия мер, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ. Решение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, в том числе жилого помещения, принадлежащего истцу, не принимается, оценка выкупной стоимости не производится, проект соглашения о выкупе ответчиком жилого помещения в адрес истцов не направляется.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора, в интересах Выдря С.С., подлежат удовлетворению.
В силу закона обязанность по исполнению требований, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, в том числе о выкупе жилого помещения, лежит на органе местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО «Воркута». Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» на основании Положения, утвержденного решением Совета МО ГО «Воркута» от 14.03.2013 № 228, входит в структуру администрации МО ГО «Воркута», осуществляет свою деятельность в пределах и порядке установленном, в том числе распоряжениями администрации, подотчетен руководителю администрации, финансируется за счет средств бюджета муниципального образования. В силу организационно-правовой формы (муниципальное казенное учреждение), по обязательствам комитета субсидиарную ответственность несет администрация.
При таком положении надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям прокурора является администрация МО ГО «Воркута», которая при наличии законных оснований своим распоряжением возлагает на созданные учреждения, входящие в ее структуру, определенные обязанности, обеспечивая их исполнение соответствующим финансированием.
Учитывая необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка, оценки имущества, составления проекта соглашения, суд полагает возможным, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок для принять решение об изъятии земельного участка в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, как того просит ответчик.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░»:
░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░;
░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2024 ░░░░.