ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 66а-46/2020
Санкт-Петербург 20 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А.,
судей Подгорной Е.П. и Вдовиченко С.В.
при секретаре Матвейчук О.В.
с участием прокурора Яковлевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-557/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственность «Архинвест» (далее – ООО «Архинвест») и общества с ограниченной ответственностью «Центр амбулаторного гемодиализа Архангельска» (далее – ООО «ЦАГА») об оспаривании в части Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по апелляционной жалобе ООО «Архинвест» и ООО «ЦАГА» на решение Архангельского областного суда от 27 сентября 2019 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., объяснения представителя истцов ООО «Архинвест» и ООО «ЦАГА» - Вешнякову Е.К., представителей заинтересованных лиц: министерства здравоохранения Архангельской области - Коробейникова Д.Е. и территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - Солдатенкову Д.Ю., заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
28 декабря 2018 года заключено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского тарифного страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов между министерством здравоохранения Архангельской области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Архангельской области, профессиональными союзами медицинских работников, страховыми медицинскими организациями Архангельской области, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области, и медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (далее - Тарифное соглашение).
Тарифным соглашением (приложениями к нему) установлены тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в их числе приложением № 16 установлены тарифы на оплату медицинской помощи при проведении заместительной почечной терапии (гемодиализа).
Тарифное соглашение утверждено решением №5 к протоколу №12 Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области (далее – Комиссия) и вступило в силу с 1 января 2019 года.
27 февраля 2019 года решением №2 к протоколу №3 Комиссии в Тарифное соглашение внесены изменения в соответствии с дополнительным соглашением №1 к Тарифному соглашению от 27 февраля 2019 года, приложение №16 «Тарифы на оплату медицинской помощи при проведении заместительной почечной терапии (диализа)» изложено в новой редакции согласно приложению №13 к настоящему решению, изменившей размер тарифов в меньшую сторону.
26 марта 2019 года решением №2 к протоколу №4 Комиссии в Тарифное соглашение внесены изменения в соответствии с дополнительным соглашением №2 от 26 марта 2019 года к Тарифному соглашению, приложение № 16 изложено в новой редакции согласно приложению №4 к настоящему решению.
С 1 марта 2019 года тарифы на медицинскую услугу гемодиализа интермиттирующего низкопоточного по территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, и по территориям Крайнего Севера составили соответственно: 6 069,55 руб. и 6 450,66 руб.; на медицинскую услугу гемодиализа интермиттирующего высокопоточного – 6 373,03 руб. и 6 773,21 руб.; на медицинскую услугу гемодиафильтрации – 6 555,12 руб. и 6 966,72 руб.
Тарифное соглашение, изменения и приложения к нему согласно части 5 статьи 30 Федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) размещены на официальных сайтах министерства здравоохранения Архангельской области и территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области.
ООО «Архинвест» и ООО «ЦАГА» являются медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь жителям Архангельской области по профилю «нефрология» в форме заместительной почечной терапии (гемодиализа); считая тарифы на услуги гемодиализа заниженными и нарушающими их экономические права, обратились в суд с уточненными требованиями о признании недействующими решения №2 к протоколу №4 Комиссии (вместе с приложением №4 к решению) от 26 марта 2019 года, дополнительного соглашения №2 к Тарифному соглашению от 26 марта 2019 года (приложение №1 к дополнительному соглашению), Тарифного соглашения в редакции дополнительного соглашения №2 от 26 марта 2019 года в части установления с 1 марта 2019 года по территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, тарифа за услуги гемодиализа интермиттирующего низкопоточного - 6 069,55 руб., гемодиализа интермиттирующего высокопоточного - 6 373,01 руб., гемодиафильтрации – 6 555,12 руб. (том 3 л.д.59-60,173-174).
Административные истцы указали на противоречие Тарифного соглашения в действующей редакции части 1 статьи 30, части 7 статьи 35 Федерального закона №326-ФЗ, Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2011 года, действовавшим на момент утверждения Тарифного соглашения и изменений к нему, оспаривают размер и квалификацию ряда затрат, включаемых в расчет тарифов на услуги гемодиализа, оказываемые по обязательному медицинскому страхованию.
Истцы считают, что в состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской услуги гемодиализа, неправомерно не включены затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, используемых при оказании медицинской услуги; затраты на оплату лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в сторонних организациях, и на оплату коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, учтенные в тарифе в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, должны быть учтены в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги; расходы на оплату труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании услуги, занижены в результате не включения в них выплат на оплату труда инженерно-техническим работникам – инженеру и технику, а также младшему медицинскому персоналу – санитарке. Указывали, что процедура диализа с подготовкой и обработкой аппарата длится 7 часов, что должно учитываться при определении объема трудозатрат персонала.
Определением Архангельского областного суда от 27 сентября 2019 года прекращено производство по делу в части требований об оспаривании решения № 2 к протоколу №3 Комиссии от 27 февраля 2019 года, дополнительного соглашения № 1 к Тарифному соглашению от 27 февраля 2019 года, Тарифного соглашения в редакции дополнительного соглашения № 1 от 27 февраля 2019 года на основании пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ.
Решением Архангельского областного суда от 27 сентября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Административные ответчики и заинтересованные лица представили возражения на апелляционную жалобу, просят оставить решение суда без изменений.
Административные ответчики Правительство Архангельской области, Губернатор Архангельской области, Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области, заинтересованное лицо Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия на основании частей 8,9 статьи 96, части 2 статьи 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене решения суда первой инстанции не усматривает.
Проанализировав положения законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о том, что Тарифное соглашение заключено уполномоченными лицами, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликовано и не противоречит федеральному законодательству о государственном регулировании тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию или иным актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд исходил из того, что требования, предъявляемые к структуре и содержанию тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования, соблюдены; структура тарифов, порядок их расчета соответствуют Методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (раздел Х1 Правил обязательного медицинского страхования); Тарифное соглашение проверено уполномоченным на это учреждением - Федеральным фондом социального страхования на предмет соответствия базовой программе обязательного медицинского страхования и признано ей соответствующим; вопрос об уровне экономической обоснованности затрат административных истцов на оказание медицинской услуги, предоставляемой по обязательному медицинскому страхованию, не входит в предмет проверки по настоящему делу.
Выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела, соответствуют приведенным в обжалуемом судебном постановлении нормам права, регулирующим данные правоотношения, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1);
тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2);
тарифное соглашение в пятидневный срок после дня его заключения направляется председателем комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в Федеральный фонд для подготовки заключения о соответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования. Порядок и сроки рассмотрения тарифного соглашения, подготовки заключения Федеральным фондом и его типовая форма устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если в заключении Федерального фонда сделан вывод о несоответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования, представители сторон тарифного соглашения, указанных в части 2 настоящей статьи, обеспечивают внесение соответствующих изменений в тарифное соглашение, а председатель комиссии повторно направляет его в Федеральный фонд в установленный им срок (часть 2.1.);
тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (часть 3);
структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (часть 4).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования как составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет на территории субъекта Российской Федерации в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи (части 1,6 статьи 36 Федерального закона №326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона №326-ФЗ, подпунктом 1 пункта 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 года №158н и действовавших на момент заключения Тарифного соглашения (далее - Правила ОМС), структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с пунктом 155 Правил ОМС расчет тарифов может осуществляться на единицу объема медицинской помощи (1 случай госпитализации, 1 обращение в связи с заболеванием, 1 законченный случай при оплате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан, 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме, 1 пациенто-день лечения, 1 вызов скорой медицинской помощи), на медицинскую услугу, за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц.
Тарифы рассчитываются в соответствии с главой XI Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой (пункт 156 Правил ОМС).
Таким образом, структура тарифа на медицинские услуги в сфере обязательного медицинского страхования установлена Федеральным законом №326-ФЗ, методика расчета тарифов определена в главе ХI Правил ОМС.
Перечень статей затрат медицинских организаций, включаемых в расчет стоимости медицинской помощи (медицинской услуги), оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования, приведен в Таблице пункта 165 Правил ОМС.
Исходя из пункта 4.4 Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (совместное письмо Минздрава России №11-7/10-2-7543 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования №14525/26-1/и от 21 ноября 2018 года) тарифным соглашением устанавливаются базовые тарифы на оплату гемодиализа (код услуги А18.05.002 «Гемодиализ») и перитонеального диализа (код услуги А18.30.001 «Перитонеальный диализ»), рассчитанные в соответствии с Методикой расчета тарифов и включающие в себя расходы, определенные частью 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ. Расчет тарифов на другие услуги диализа осуществляется путем применения соответствующих коэффициентов затратоемкости.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что в состав тарифа на услугу гемодиализа по обязательному медицинскому страхованию в качестве затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской услуги, не могут быть включены затраты на оплату труда санитарки, техника и инженера, т.к. указанные лица не относятся к категории работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской услуги.
Согласно пункту 158 Правил ОМС затраты медицинской организации, включаемые в расчет тарифов, делятся на затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В пунктах 158.1 и 158.3 Правил ОМС, содержащих перечни таких затрат, выделяются группы затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, относимых в зависимости от характера деятельности работников либо на затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), либо на затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые в процессе оказания медицинской услуги.
В пункте 158.4 Правил ОМС детализированы затраты и к затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда, определяемым исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), отнесены учитываемые при формировании тарифов затраты на оплату труда перечисленным в данном пункте категориям работников врачебного и среднего медицинского персонала (врачам, медицинским сестрам, фельдшерам).
Санитарки (младший медицинский персонал), а также работники инженерно-технического персонала, обслуживающие медицинское учреждение (техник и инженер), в перечень пункта 158.4 Правил ОМС не включены.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Правом на осуществление медицинского вмешательства как разновидности медицинской деятельности обладают лица, имеющие высшее и среднее медицинское образование и имеющие сертификат специалиста (статья 100 названного Федерального закона). Санитарка к числу таких лиц не относится.
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года №541н, в должностные обязанности санитарки не входит оказание медицинских услуг или непосредственное участие в оказании медицинской помощи.
Из приведенных норм следует, что в целях формирования тарифов затраты на оплату труда техника, инженера, санитарки не отнесены к затратам по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской услуги и потребляемым в процессе ее предоставления, поэтому на основании пункта 158.3 Правил ОМС данные затраты правильно отнесены органом регулирования к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, как затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской услуги).
Ссылка в апелляционной жалобе на нормы приложения №8 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2012 года №17н, несостоятельна, поскольку данное приложение определяет рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала отделения диализа, т.е. количество врачебного и инженерно-технического персонала для отделения, но не регулирует вопросы тарифообразования и не определяет понятия персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи.
По аналогичным основаниям отклоняется ссылка в апелляционной жалобе на приложение №3 к Приказу Минздрава России от 13 августа 2002 года №254 «О совершенствовании организации диализной помощи населению Российской Федерации».
Положения Отраслевого стандарта ОСТ 91500.02.0001-2003 «Общие требования безопасности», касающиеся расчета потребности персонала отделения с целью обеспечения технического контроля и безопасности при проведении процедуры гемодиализа, на правильность выводов суда не влияют.
Тарифное соглашение в рассматриваемой части соответствует пунктам 158.1,158.3,158.4 Правил ОМС.
Нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы о незаконном исключении из состава затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской услуги гемодиализа, расходов на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), и расходов на оплату коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.
Как указано выше, затраты медицинской организации делятся на непосредственно связанные и потребляемые в процессе предоставления медицинской помощи (медицинской услуги) и на необходимые для обеспечения деятельности организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 158.2. Правил ОМС затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Напрямую пунктом 158.1 Правил ОМС не предусмотрено включение расходов на проведение лабораторных и инструментальных исследований у сторонней организации в группу затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Оснований для признания расходов на лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в сторонних организациях, к иным затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской услуги, не имеется с учетом того, что непосредственно во время процедуры диализа лабораторные (инструментальные) исследования в сторонних организациях не проводятся и, соответственно, не потребляются.
Что касается расходов на оплату коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, то согласно пункту 158.3 Правил ОМС группа затрат на коммунальные услуги включается в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Административными истцами не оспаривалось то обстоятельство, что затраты на воду, используемую для диализирующего раствора, и водоотведение учтены в общих затратах медицинских организаций на коммунальные услуги, что соответствует абзацу 2 пункта 158.3 Правил ОМС.
Тот факт, что по ГОСТу Р 52556-2006 «Вода для гемодиализа. Технические условия» вода, производимая из воды коммунальных сетей, совместно с концентратом является основным компонентом диализирующего раствора, не дает оснований для вывода о неправомерном исключении органом регулирования расходов на приобретение воды (услуг водоснабжения и водоотведения) в соответствующей части из статьи затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской услуги, и о незаконном отнесении их к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, поскольку для производства диализирующего раствора, как и для промывки и дезинфекции оборудования, используется вода, поступающая из коммунальных сетей.
Тариф на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования устанавливается единым для всех медицинских организаций, участвующих в реализации программы обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ). То обстоятельство, что медицинские организации Архангельской области, оказывающие услуги диализа, все или в подавляющем количестве, имеют приборы учета, позволяющие определить объем коммунальных ресурсов, потребленного непосредственно на проведение процедур гемодиализа, суду представлены не были, и на такие обстоятельства административные истцы не указывают.
Учитывая многопрофильность большинства медицинских организаций, оказывающих диализную помощь в рамках ОМС, невозможность отнесения коммунальных расходов на те или иные виды коммунальных услуг прямым методом, затраты на холодное водоснабжение, водоотведение безотносительно их фактического использования рассчитаны органом регулирования косвенно, пропорционально стоимости оказываемых медицинских услуг, что не противоречит положениям пунктов 157.2, 158.1 Правил ОМС.
С доводами жалобы о произвольном отнесении затрат на оплату коммунальных ресурсов косвенным методом пропорционально стоимости оказываемых услуг и о том, что Правилами ОМС не предусмотрено определение размера затрат таким методом, согласиться нельзя.
В пункте 157.2 Правил ОМС перечислены методы установления тарифов (нормативный, структурный экспертный), которые выбираются для каждой группы затрат в зависимости от условий оказания медицинской помощи, территориальных и иных особенностей оказания медицинской услуги (пункт 157.6 Правил ОМС). Структурный метод установления тарифов предусматривает расчет затрат, включаемых в тариф, пропорционально выбранному основанию, т.е. фактически косвенным способом расчета, каким в данном случае и произведен расчет затрат на коммунальные ресурсы.
Довод апелляционной жалобы о противоречии Тарифного соглашения пунктам 157,158.1,158.6 Правил ОМС в результате необоснованного исключения из тарифа затрат на амортизацию основных средств стоимостью до ста тысяч рублей отклоняется, исходя из следующего.
Установлено, что затраты на амортизацию основных средств стоимостью до 100 000 руб. за единицу не учтены в тарифах на услуги гемодиализа, показатель по строке «Сумма начисленной амортизации основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги)», принят как 0 рублей.
Данное обстоятельств истцы рассматривают как нарушение структуры тарифа, которая определена пунктом 7 статьи 35 Федерального закона №326-фз, пунктом 158.1 Правил ОМС и включает в себя статью расходов на амортизацию; истцы указывают, что фактически у них имеется оборудование, подлежащее амортизации, которое не было учтено при формировании тарифа, приводят расчеты амортизации на сумму 871,39 руб. и считают, что судом в нарушение статьи 84 КАС РФ не дана оценка этому расчету.
Как указано выше, в силу пункта 4.4. Методических указаний по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования базовым для расчета тарифов на услуги гемодиализа являются тарифы на услугу гемодилиза интермиттирующего низкопоточного.
По определению суда апелляционной инстанции министерством здравоохранения Архангельской области представлены дополнительные доказательства, из которых видно, что в 2019 году в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования участвовали одиннадцать государственных и частных медицинских организаций, проводящих процедуры диализа различных видов, из них шесть медицинских организаций, включая ООО «ЦАГА», оказывали услуги диализа, оплачиваемые по базовому тарифу (гемодилиз интермиттирующий низкопоточный) – том 5 л.д.83-153.
Для расчета тарифа Министерством здравоохранения Архангельской области были сделаны запросы в медицинские организации о предоставлении сведений о затратах на одну услугу при оказании диализной помощи и получена информация от всех шести медицинских организаций, оказывающих услуги гемодиализа интермиттирующего низкопоточного в рамках программы ОМС: от пяти организаций получены ответы об отсутствии у них основных средств стоимостью до 100 000 рублей, подлежащих амортизации; от ООО «ЦАГА» поступили сведения о затратах на амортизацию в сумме 29,64 руб. и о наличии на балансе организации основных средств стоимостью 3 556 784,93 руб. (том 5 л.д. 154-201).
При таких обстоятельствах, учитывая явную несопоставимость суммы амортизации со стоимостью основных средств, не представление ООО «ЦАГА» перечня основных средств и сроков их использования, при формировании тарифов сумма амортизации 29,64 руб., заявленная ООО «ЦАГА», правомерно не учтена органом регулирования как не отвечающая требованию достоверности представляемых сведений.
По мнению судебной коллегии, данное обстоятельство не должно влиять на размер оспариваемых тарифов.
Принципы формирования финансовой системы обязательного медицинского страхования и специфика тарифообразования в данной сфере предусматривают, что тарифы формируются усредненно, без учета индивидуальных особенностей каждой медицинской организации, участвующей в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. По смыслу закона последствия представления недостоверных, ошибочных либо неполных сведений о расходах организации, включаемых в расчет тарифа, возлагаются на данную организацию, которая в дальнейшем не может ссылаться на это обстоятельство с целью отмены тарифного решения. Остальными медицинскими организациями Архангельской области представлены сведения об отсутствии основных средств, подлежащих амортизации.
Мнение административных истцов о том, что наличие величины «0 рублей» в строке затрат на амортизацию, включаемой в тариф, означает нарушение структуры тарифов, основано на ошибочном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 158.6 Правил ОМС затраты на амортизацию основных средств, используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), определяются исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы износа и времени работы оборудования в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Анализ пункта 158.1. Правил ОМС, во взаимосвязи с пунктом 158.6, позволяет прийти к выводу, что статья расходов на амортизацию может не содержать показателя в случае отсутствия на балансе медицинских организаций (организации) имущества, подлежащего амортизации, соответственно, отсутствие показателя в статье расходов «Сумма начисленной амортизации основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги)», не равнозначно отсутствию статьи расходов в тарифе и не свидетельствует о нарушении структуры тарифа.
Вариант расчета амортизации основных средств, сделанный административными истцами, не относится к числу доказательств, подлежащих оценке судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением, которое в силу закона подлежит рассмотрению на предмет соответствия базовой программе обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном пунктом 2.1. статьи 30 Федерального закона №326-ФЗ.
Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2019 года № 25н утверждены Порядок и сроки рассмотрения тарифных соглашений, заключаемых в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», подготовки заключения Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о соответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования и его типовой формы» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка при проверке тарифного соглашению на соответствие базовой программе ОМС осуществляется проверка структуры тарифа на оплату медицинской помощи, тарифов на оплату единиц объема медицинской помощи (медицинская услуга, др.), услуг диализа.
Установлено, что после выполнения мероприятий по устранению недостатков в соответствии с частью 2.1. статьи 30 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Тарифное соглашение получило положительное заключение Федерального фонда обязательного медицинского страхования, признано соответствующим базовой программе обязательного медицинского страхования, в том числе Требованиям к структуре и содержанию тарифного соглашения от 21 ноября 2018 года №247 (том 2 л.д.165).
Данное обстоятельство подтверждает соблюдение при формировании Тарифного соглашения в оспариваемой редакции установленных требований к структуре тарифа.
В суде первой инстанции истцы заявили ходатайство о проведении судебной экономической экспертизы для проверки соответствия тарифа на услуги гемодиализа, его структуры Методике расчета тарифов ОМС и правильности определения органом регулирования расходов при расчете тарифа, просили поручить ее проведение ООО АКГ «Новгородаудит».
В назначении экспертизы судом правильно отказано ввиду отсутствия оснований для проведения экспертизы, поскольку предложенные истцами вопросы либо носят правовой характер и не могут являться предметом экспертной оценки, либо находятся за пределами предмета проверки по настоящему делу.
По аналогичным основаниям судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства административных истцов о проведении экономической экспертизы для проверки соответствия расчета оспариваемых тарифов Методике расчета тарифов ОМС и учета в тарифе всех подлежащих включению затрат медицинских организаций.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, отвечает требованиям статьи 180 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Архангельского областного суда от 27 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Архинвест» и ООО «Центр амбулаторного гемодиализа Архангельска» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: