Решение по делу № 2-344/2022 (2-7693/2021;) от 04.08.2021

Дело № 2-344/2022                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2022 года                         г. Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Герасиной Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Сат К.Р.,

с участием представителя ответчика Голдобиной Ю.С.,

представителя третьего лица Юриной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарчук Елены Владимировны к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, администрации Ленинского района города Новосибирска о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Бондарчук Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, администрации Ленинского района г. Новосибирска, в котором с учетом уточнений просила взыскать солидарно с ответчиков стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 166 076 руб., расходы на оплату услуг по оценке в размере 14 000 руб., на оплату услуг представителя 15 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 522 руб., почтовые расходы в размере 1 300 руб.

В обоснование иска указано на следующие обстоятельства. Истцу принадлежит на праве собственности транспортное средство Субару Трибека 154. 17.05.2021 Бондарчук Е.В. на принадлежащем ей транспортном средства двигалась по ул. Танкистов со стороны ул. Связистов в сторону ул. Бийская. В районе доме <адрес> произошел наезд на яму, размеры которой составили: длина 2,2 м., ширина – 1,6 м., глубина – 0,12 м., что значительно превышает размеры дефектов дорожного покрытия, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017. В результате ДТП автомобиль истца получил значительные механические повреждения. На момент ДТП в районе ямы на проезжей части и вблизи ямы на проезжей части отсутствовали дорожные знаки, предупреждающие о ремонтных работах или аварии, а также информирующие и предупреждающие знаки о наличии препятствий на проезжей части. С целью определения рыночной стоимости ремонта истец обратилась в ИП Птицын А.А., за заключение которого оплатила 14 000 руб. и согласно которому, стоимость ремонта автомобиля истца составляет 166 076 руб.

Истец Бондарчук Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель истца ранее в судебном заседании требования иска поддерживал.

Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Новосибирска Голдобина Ю.С. в судебном заседании против иска возражала, указав, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, так как характер дефектов и размеры ямы свидетельствуют о необходимости проведения капитального ремонта дороги, ответственность за проведение которого несет Департамент транспорта, в полномочия администрации не входит обеспечение ремонта дорог, безопасности дорожного движения, возложена обязанность только по участию в организации уборки. Размер ущерба, причиненного автомобилю истца, не оспаривала, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявляла.

Представитель ответчика Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска в суд не явился, извещен, направил письменные возражения, в которых указал, что спорный участок автомобильной дороги имеет 3 категорию и обслуживается администрацией Ленинского района, которая обязана была провести оценку нормативного содержания спорного участка и принять меры к оперативному устранению выявленных недостатков (л.д. 37,38). Размер ущерба не оспаривал.

Представитель третьего лица МКУ «ДЭУ-3» Юрина О.Н. в судебном заседании дала пояснения о том, что надлежащим ответчиком по иску является администрация района.

Представитель третьего лица МКУ «УДС» в суд не явился, извещен, направил письменные возражения, в которых указал, что работы по ремонту автомобильной дороги, расположенной <адрес>, на момент ДТП в 2021 году не производились, в силу отсутствия заключенного муниципального контракта.

Выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

    В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

    Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

    Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

    Таким образом, в силу установленной в законе презумпции на ответчиков возложена обязанность по доказыванию своей невиновности, в том числе и по представлению доказательств, подтверждающих, что повреждение имущества истца произошло в результате действий третьих лиц, а не самих ответчиков, допустивших нарушение порядка содержания дорог общего пользования.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 17.05.2021 на участке автодороги по адресу: <адрес> произошло ДТП с участием принадлежащего истцу Бондарчук Е.В. автомобиля Субару Трибека гос.рег.знак под управлением Бондарчук Е.В., а именно наезд на препятствие – дефект дорожного покрытия (яма), от удара автомобиль получил технические повреждения.

В связи с отсутствием в действиях водителя Бондарчук Е.В. состава административного правонарушения, в возбуждении дела об административном правонарушении отказано.

Требования к состоянию дорог изложены в ГОСТ Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения". В соответствии с данным ГОСТом, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

    В соответствии с требованиями пункта 3.1.2 вышеуказанного ГОСТ предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, по ширине - 60 см и глубине - 5 см.

    Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

    Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

    Рассматриваемое ДТП, как следует из материалов дела, является следствием ненадлежащего содержания проезжей части дороги, с существенным нарушением установленных требований: на схеме к протоколу осмотра места ДТП, составленной инспектором ДПС, зафиксирована яма глубиной 0,12 м., длиной 1,6 м. и шириной 2,2 м., что значительно превышает установленные размеры (более, чем в 2 раза).

Из совокупности фактических обстоятельств дела следует причинно-следственная связь между ненадлежащим состоянием автомобильной дороги и вредом, причиненным истцу, в виде повреждения автомобиля. Обстоятельства причинения вреда подтверждены административным материалом по факту ДТП, ответчиками не оспаривались.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пользователи автомобильными дорогами имеют право: получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренный гражданским законодательством.

    При определении надлежащего ответчика, суд исходит из следующего.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

    В пункте 2 статьи 12 названного Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

    К вопросам местного значения поселения относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

    Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 5 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ).

    С учетом приведенных норм безопасность дорожного движения является публичной функцией, ответственность за неисполнение которой должны нести соответствующие публичные образования, либо организации, на которых публичным образованием возложена такая обязанность.

Под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с решением городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 № 207 «О территориальных органах мэрии города Новосибирска», участие в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории района относится к полномочиям администрации района города Новосибирска.

В соответствии с п. 2.1 постановления мэрии г. Новосибирска от 20.08.2018 № 3035 «О порядке содержания автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска», организацию работ по содержанию дорог III, IV и V категорий осуществляют администрации районов (округа по районом) города Новосибирска.

В соответствии с пунктом 2.3 вышеуказанного постановления мэрии города Новосибирска, производство работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется муниципальными учреждениями города Новосибирска сферы осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка содержания автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, при оценке качества содержания автомобильных дорог администрация района (в данном случае администрация Ленинского района г. Новосибирска) осуществляет ежедневную оценку качества уборки и состояния автомобильных дорог на предмет соответствия нормативным требованиям; при выявлении ненадлежащего содержания автомобильных дорог принимает меры по оперативному устранению выявленных недостатков.

Согласно п. 2.34 Положения об администрации района (округа по районам), администрация принимает участие в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории района; согласно п. 1.3 Положения, администрация является главным распорядителем средств бюджета города Новосибирска в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

Согласно Перечню территорий Ленинского района, финансируемых за счет средств городского бюджета, который утвержден начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска 11.12.2019 и согласован с главой администрации Ленинского района г. Новосибирска, участок дороги по ул. Танкистов, на котором произошло ДТП, финансируется за счет средств городского бюджета, передан с 01.01.2020 года на обслуживание МКУ «ДЭУ № 3», но ответственность за содержание которого несет администрация Ленинского района г. Новосибирска (л.д. 49, 50).

То обстоятельство, что администрация Ленинского района г. Новосибирска передала дороги районного значения категории 3 (механизированная уборка) на обслуживание, текущее содержание МКУ «ДЭУ-3» и соответствующие бюджетные ассигнования (л.д. 55, 72), не свидетельствует о передаче иных полномочий и обязанностей администрации района данному лицу, не является основанием для освобождения от ответственности за причиненный вред.

Ссылку представителя ответчика на наличие муниципального контракта от 29.06.2021 между МКУ «УДС» (заказчиком) и ООО «СтройСити» (подрядчиком) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог суд отклоняет, поскольку рассматриваемое ДТП произошло 17.05.2021 – до даты заключения настоящего контракта. Сведений о наличии каких-либо договорных обязательств по ремонту спорного участка автомобильной дороги на момент произошедшего события, повлекшего причинение вреда истцу, в материалы дела не представлено.

При этом, Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска в пределах своей компетенции осуществляет функции управления и контроля за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса.

В силу п. 2.1 Положения о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 № 654, основными задачами Департамента являются, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска.

Из положений Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402, следует, что работы по устранению колей глубиной более 50 мм относятся к работам по капитальному ремонту; работы по ликвидации колей глубиной до 50 мм относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.

Поскольку в настоящем случае глубина ямы составила более 50 мм
(а именно 0,12 м = 120 мм), работы по ее ликвидации следует отнести к капитальному ремонту, который к полномочиям администрации района не относится и обязанность по обеспечению осуществления которого относится к полномочиям Департамента.

Учитывая, что процесс образования ямы на участке автомобильной дороги и ее углубления является длительным и очевидно следствием ненадлежащего содержания дороги, ответственность за которое несет администрация района, приведшего к необходимости капитального ремонта, надлежащими ответчиками по настоящему иску суд находит как Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, так и администрацию Ленинского района города Новосибирска.

В силу статьи 1080 Гражданского кодекса РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

Доказательств наличия на месте произошедшего ДТП дорожных знаков, информирующих водителей об имеющемся недостатке дороги и объезде препятствия на данном участке дороги, в материалы дела ответчиками не представлено.

Причинно-следственной связи между действиями (либо бездействием) водителя и причиненным истцу вредом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Размер ущерба, причиненного истцу, подтвержден экспертным заключением ИП Птицына А.А. (эксперта-техника Гнатюка А.В.) от 17.05.2021, согласно которому, рыночная стоимость материального ущерба от повреждения транспортного средства (стоимость восстановительного ремонта) автомобиля <данные изъяты> составляет 166 976 руб.

В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, ответчиками размер ущерба не оспорен, доказательств иной стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, поврежденного в ДТП от 17.05.2021, не представлено.

При таких обстоятельствах требования иска следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (часть 1).

На основании данной нормы, взысканию с ответчиков в пользу истца подлежат подтвержденные материалами дела расходы по оплате экспертного заключения по определению размера ущерба в размере 14 000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 4 522 руб., почтовые расходы в размере 1 300 руб.

Согласно статье 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание категорию и характер дела, небольшую степень его сложности, объем доказательственной базы (дело в 1 томе), объем и качество оказанной представителем помощи (подготовка искового заявления, участие в двух судебных заседаниях продолжительностью не более 20 минут), расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. суд находит завышенными, с учетом объема и невысокого уровня сложности юридических услуг обоснованными, подлежащими возмещению ответчиками находит соответствующие расходы в 10 000 руб.

Итого, размер судебных расходов истца составит: 10 000 + 4 522 + 1 300 = 15 822 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать солидарно с Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, администрации Ленинского района города Новосибирска в пользу Бондарчук Елены Владимировны стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 166 076 рублей, расходы по оценке ущерба в размере 14 000 рублей, судебные расходы в размере 15 822 рубля.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 05.03.2022.

Судья (подпись) Е.Н. Герасина

Подлинник решения суда находится в гражданском деле № 2-344/2022 Ленинского районного суда г. Новосибирска.

2-344/2022 (2-7693/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бондарчук Елена Владимировна
Ответчики
Администрация Ленинского района г.Новосибирска
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска
Другие
Муниципальное казенное учреждение г. Новосибирска "Управление дорожного строительства" (МКУ "УДС")
МКУ Дорожно-Эксплуатационное учреждение № 3
Суд
Ленинский районный суд г. Новосибирск
Судья
Герасина Елена Николаевна
Дело на странице суда
leninsky.nsk.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2021Передача материалов судье
09.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
18.02.2022Судебное заседание
05.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее