дело №2а-630/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Адамовка 15 ноября 2021 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре судебного заседания Назымок О.В.,
с участием административного истца старшего помощника прокурора Адамовского района Шалдаевой Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении полномочий по организации безопасности дорожного движения, и обязании устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Адамовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском. В его обоснование указал, что в ходе проведения проверки исполнения администрацией муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности установлено, что администрацией МО Совхозный сельсовет законодательство в указанной сфере исполняется ненадлежащим образом. Общая протяженность автомобильных дорог местного значения на территории МО Совхозный сельсовет составляет 9 386 м (20 автомобильных дорог местного значения). Все указанные дороги поставлены на кадастровый учет, зарегистрированы в Управлении Росреестра и оформлены в муниципальную собственность. Администрация МО Совхозный сельсовет является уполномоченным лицом, на которое возложены полномочия по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования. Согласно сведениям администрации МО Совхозный сельсовет техническая оценка состояния автомобильных дорог местного значения, оформленных в муниципальную собственность в 2020 году – истекшем в периоде 2021 года, не проводилась, что является недопустимым.
Полагает, что неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, причинению вреда жизни, здоровью, а также имуществу граждан.
В связи с указанными обстоятельствами просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также обязать администрацию муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем проведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области, а именно путем проведения повторного обследования дорог.
В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Адамовского района Шалдаева Л.К. административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области в судебном заседании участие не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В письменном заявлении на имя суда просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика. Также в письменном заявлении на имя суда представитель административного ответчика администрации муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области указал, что административные исковые требования прокурора Адамовского района признает в полном объеме.
Выслушав административного истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 21 и 22 Закона Оренбургской области №-IV-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Оренбургской области» обследование и диагностику автомобильных дорог местного значения, а также охрану организовывают органы местного самоуправления.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом часть 2 указанной статьи устанавливает, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно части 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 утвержден новый порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
На основании пункта 3 Приказа Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования; повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
В процессе обследования автомобильных дорог определяются:
1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги):
продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами (пункт 5 Приказа Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288).
Согласно пункту 6 Приказа № 288 по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в ходе проведенной прокуратурой Адамовского района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Адамовскому району проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности на территории муниципального образования Совхозный сельсовет установлены следующие нарушения.
Общая протяженность автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования Совхозный сельсовет составляет 9386 м (20 автомобильных дорог местного значения). Все указанные дороги поставлены на кадастровый учет, зарегистрированы в Управлении Росреестра и оформлены в муниципальную собственность. Техническая оценка состояния автомобильных дорог местного значения, оформленных в муниципальную собственность в 2020 году – истекшем в периоде 2021 года не проводилась, что подтверждается ответом административного ответчика.
Указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выразившиеся в неисполнении администрацией муниципального образования Совхозный сельсовет своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности, могут привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, причинению вреда жизни, здоровью, а также имуществу граждан.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Адамовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск прокурора Адамовского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области в части неосуществления полномочий по организации безопасности дорожного движения на территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем проведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области, а именно путем проведения повторного обследования дорог.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: М.К. Абдулов