Решение по делу № 33-3517/2023 от 15.08.2023

Председательствующий по делу                                     Дело № 33-3517/2023

судья Никитина Т.П.          (номер материала в суде первой инстанции № 2-1955-17)

УИД 75RS0001-01-2017-004145-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Забайкальский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам Куклиной И.В.

при секретаре Вашуриной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите 29 августа 2023 года заявление Министерства обороны РФ о замене стороны в исполнительном производстве по гражданскому делу по иску военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о возложении обязанности выполнить действия,

по частной жалобе представителя ФГАУ «Росжилкомплекс» Чапыгиной Т.В.

на определение Центрального районного суда г.Читы от 29 марта 2023 года, которым постановлено:

Заявление Министерства обороны РФ о замене стороны в исполнительном производстве удовлетворить.

Произвести замену должника с Министерства обороны Российской Федерации на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации по гражданскому делу № 2-1955/2017, в части обязанностей возложенных решением Центрального районного суда г.Читы от 04.05.2017г. и в пределах которых ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации переданы права Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 № 175.

установил:

Представитель Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве, ссылаясь на следующее. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 года № 175 создано новое юридическое лицо - ФГАУ «Росжилкомплекс», подведомственное Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), в компетенцию которого входят вопросы, являющиеся предметом исполнения по данному гражданскому делу, о передачи последнему помещений в оперативное управление. Согласно Уставу ФГАУ «Росжилкомплекс», утвержденного приказом министра обороны РФ 29.05.2020 года № 976 основные и иные виды деятельности. На ФГАУ «Росжилкомплекс» возложена обязанность, осуществлять капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, в том числе жилых и не жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и закрепленных на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс». На основании приказа Департамента дом для малосемейных (общежитие, инв. № 8, военный городок № 21), расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина д. 111 принят в оперативное управление ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, что подтверждается ответом начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 03.11.2022 года согласно которому здание общежития были приняты в оперативное управление в январе 2021 года. Во исполнение решения Плана мероприятий по завершению деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по управлению многоквартирными домами 03.11.2021 расторгнут договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 26.09.2017 № З-УЖФ/ВВО-1, заключенный между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Просит заменить должника в исполнительном производстве № 28283/21/98077-ИП на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ (т.1 л.д.203).

Судом постановлено вышеприведенное определение (т.2 л.д.4).

В частной жалобе представитель ФГАУ «Росжилкомплекс» Чапыгина Т.В. выражает несогласие с определением суда. Указывает, что ФГАУ «Росжилкомплекс» создано с 01.05.2020 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 № 175, в состав учреждения входит семь филиалов, в ведение которых с указанной даты передаются жилые объекты и жилые помещения как балансодержателю. Считает, что судом не исследовалась причина длительного неисполнения судебного акта, и не дана оценка доказательств, затрудняющих его исполнение с момента возбуждения исполнительного производства. Указывает, что при подаче заявления Министерством обороны РФ не установлено обстоятельств исключительного характера. Поскольку решением суда установлен срок исполнения до 01.01.2018 года, то передача объекта в оперативное управление была за временным сроком его исполнения. Считает, что возложение обязанностей на ФГАУ «Росжилкомплекс» о проведении ремонта спорного объекта не допустимо, поскольку возлагается обязанность на сторону, не являющуюся участником по делу. Просит определение отменить, принять по делу новое решение (т.2 л.д.9-12).

Определением суда от 5 июля 2023 года ФГАУ «Росжилкомплекс» восстановлен срок для подачи частной жалобы (т.2 л.д.40).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба рассматривается судьей единолично, без извещения участвующих в деле лиц.

Проверив законность и обоснованность определения судьи первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 44 ГПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны её правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Согласно указанной норме правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства, то есть на той стадии, на которой выбывает правопредшественник, следовательно, правопреемство возможно на стадии исполнения решения.

Исходя из смысла приведенных правовых норм, процессуальное правопреемство, то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.

Основой правопреемства является правопреемство, предусмотренное нормами материального права.

Из материалов дела установлено, что решением Центрального районного суда г. Читы от 4 мая 2017 года исковые требования военного прокурора Читинского гарнизона удовлетворены. На Министерство обороны РФ и ФГКУ «Сибирское казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в срок до 01.01.2018 организовать проведение капитального ремонта дома для малосемейных (общежитие, инв. № 8, военный городок № 21), расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, д. 111, а именно осуществить ремонта межпанельных швов и стыков, ремонт штукатурки по всей площади фасада ( 3 638 кв.м.), ремонт цоколя (60 кв.м.), ремонт отмостки ( 35 кв.м.), ремонт кровли крыши ( 1 500 кв.м.), ремонт вентиляционных каналов ( 96 шт.), замену окон в местах общего пользования (20 шт.), внутриподъездную окраску стен (540 кв.м.) и потолков (228 кв.м.) (т.1 л.д.67-73).

Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 25 сентября 2017 года решение Центрального районного суда г. Читы от 4 мая 2017 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения (т.1 л.д.150-154).

На основании вышеуказанного решения суда, выдан исполнительный лист, который предъявлен к исполнению, возбуждено исполнительное производство № 28563/17/77039-ИП от 6 декабря 2017 года (т.1 л.д. 198-199).

Определением Центрального районного суда г. Читы от 1 марта 2018 года ФГКУ «СибТУИО» предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 1марта 2019 года (т. 1 л.д.185-192).

Удовлетворяя заявление Министерства обороны РФ о замене стороны в исполнительном производстве, суд первой инстанции исходил из того, что в целях перехода к единой системе управления жилищным фондом, приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 года № 175 создано ФГАУ «Росжилкомплекс», подведомственное Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, целью деятельности которого являются, в том числе, мероприятия по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, а также его инструментальному обследованию и содержанию, что подтверждается Уставом ФГАУ «Росжилкомплекс».

С указанными выводами суд апелляционной инстанции не соглашается ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 об утверждении Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно пункту 2 Положения, Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 Положения).

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 Положения установлено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации.

Согласно пункту 20.5 Устава ФГАУ «Росжилкомплекс», утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 976, Учреждение также осуществляет деятельность по техническому обслуживанию, содержанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда (т.1 л.д. 212-216).

Приказом от 6 ноября 2020 года № 583 Минобороны России «О реорганизации ФГАУ «Росжилкомплекс» установлено, что основной целью деятельности данного Учреждения является: выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Для достижения цели, указанной в пункте 3 настоящего приказа, Учреждение осуществляет обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за указанным Учреждением, при этом функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (пункты 3, 4, 5).

В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Исходя из пункта 1 статьи 123.21 и пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае создания некоммерческой организации (учреждения) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и закрепления за учреждением имущества собственником на праве оперативного управления, такая некоммерческая организация обладает ограниченным вещным правом на имущество - она вправе владеть, пользоваться этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.

Принимая во внимание изложенное, учитывая организационную структуру Министерства обороны Российской Федерации, систему управления подконтрольным ему Учреждением, полномочия ФГАУ «Росжилкомплекс», существующий регламент (порядка) проведения капитального и текущего ремонта в Вооруженных Силах Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что само по себе закрепление государственного имущества за государственным учреждением не влечет переход права собственности, и как следствие, возложенной на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по организации проведения капитального ремонта здания.

Кроме того, заявителем не представлены доказательства, что в установленном решением суда правоотношении одна из сторон – Министерство обороны Российской Федерации выбыла вследствие реорганизации, уступки требования, перевода долга или иного случая перемены лиц в обязательствах, а ФГАУ «Росжилкомплекс» является её правопреемником в правоотношении и обязано исполнить решение суда.

С учетом изложенного, оснований для замены стороны исполнительного производства с Министерства обороны Российской Федерации на ФГАУ «Росжилкомплекс», у которого возникло лишь право оперативного управления имуществом Министерства обороны Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.

В силу части 2 статьи 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение судьи полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

При таком положении, суд апелляционной инстанции находит, что определение Центрального районного суда г.Читы от 29 марта 2023 года подлежит отмене как незаконное и необоснованное, частная жалоба представителя ФГАУ «Росжилкомплекс»Чапыгиной Т.В. – удовлетворению.

В удовлетворении заявления Министерства обороны РФ о замене стороны в исполнительном производстве надлежит отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    определил:

определение Центрального районного суда г.Читы от 29 марта 2023 года отменить, частную жалобу представителя ФГАУ «Росжилкомплекс»Чапыгиной Т.В.– удовлетворить.

В удовлетворении заявления Министерства обороны РФ о замене стороны в исполнительном производстве отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья Забайкальского краевого суда                                               И.В. Куклина

33-3517/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Читинского гарнизона
Ответчики
ФГАУ Росжилкомплекс филиал Восточный
МО РФ
Другие
СПИ МОСП по ОИПНХ ГУ УФСИН по г. Москве Маснева И.В.
Суд
Забайкальский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
16.08.2023Передача дела судье
29.08.2023Судебное заседание
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023Передано в экспедицию
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее