Решение по делу № 33-3797/2019 от 03.10.2019

Судья Милошенко Н.В.                                                    Дело №2-172/2019

(первая инстанция)

№33-3797/2019

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.

Судей Ваулиной А.В., Радовиль В.Л.,

При секретаре Белановой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 3 июня 2019 года по гражданскому делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Логачевой З.П., 3-и лица Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя, ТСН «ЖСТ «Зевс», Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, признании права собственности отсутствующим, истребовании земельного участка из незаконного владения,

УСТАНОВИЛА:

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обратился в суд с иском к Логачевой З.П., в котором просил:

- признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок серии , выданный на имя Логачевой З.П.;

- признать отсутствующим право собственности Логачевой З.П. на земельный участок с кадастровым номером площадью 0,1000 га, расположенный в г<адрес>;

- истребовать в государственную собственность субъекта федерации – города Севастополя из незаконного владения Логачевой З.П. указанный земельный участок.

Требования иска мотивированы тем, что спорный земельный участок перешел в собственность ответчика, члена ТСН «ЖСТ «Зевс», с нарушением законодательства. Спорный земельный участок относился и относится к землям лесного фонда. Между тем, решение об изъятии земельного участка из земель лесного фонда уполномоченным на то органом не принималось.

Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 3 июня 2019 года в удовлетворении иска Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя было отказано.

В апелляционной жалобе Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя просит об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска. По мнению апеллянта, при разрешении спора суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок на момент его передачи в собственность ответчика не относился к землям лесного фонда. Соответственно, неправомерно посчитал, что процедура передачи земельного участка ответчику нарушена не была.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно. В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Представитель Логачевой З.П., действующий по ордеру, в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, решением Инкерманского городского Совета от 18 апреля 2008 года №22/391 ОК ЖСТИЗ «Зевс» дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 25,7 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Инкерманского городского Совета от 24 июня 2009 года № 35/704 в редакции решения Инкерманского городского Совета от 17 июля 2009 года № 36/740 восстановлен срок действия решения Инкерманского городского Совета от 18 апреля 2008 года №22/391, ОК ЖСТИЗ «Зевс» утвержден проект землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>; членам ОК ЖСТИЗ «Зевс» переданы в собственность земельные участки площадью по 0,1 га, расположенные в <адрес>, для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в соответствии с приложением № 1, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.

Логачева З.П. значится в списках членов ОК ЖСТИЗ «Зевс» для утверждения проекта землеустройства и передачи бесплатно в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек.

На основании указанных решений Логачевой З.П. передан в собственность земельный участок общей площадью 0,1000 га, расположенный в <адрес>; целевое назначение – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).

В 2011 году Логачевой З.П. получен государственный акт на право собственности на земельный участок, которому присвоен кадастровый номер .

Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера ; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

По сообщению Главного управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя от 11 сентября 2018 года № 2089/СПН спорный земельный участок согласно картографическим материалам накладывается на земельный участок с кадастровым номером .

Наложение границ земельных участков также подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 64).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером входит в состав земель Мекензиевского участкового лесничества, поставлен на кадастровый учет на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 11 июля 2016 года № 2171-РДЗ, категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Отдых (рекреация)» (код 5.0.), «Использование лесов» (код 10.0).

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок на момент его передачи в собственность ответчика не входил в состав земель лесного фонда.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из пропуска истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной ответчика.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правильными.

Заявляя настоящий иск, истец ссылался на положения статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К таким исковым требованиям применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.

Положениями пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Леса города Севастополя входят в состав Севастопольского лесничества. Количество лесничеств и их границы установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2014 года №227 «Об определении количества лесничеств на территории города Севастополя и установлении их границ».

Согласно Постановлению Правительства Севастополя №164 создано ГКУ «Севастопольское лесничество», за которым на праве оперативного управления закреплена территория лесного фонда общей площадью 34 332 га, в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года и со схемой, согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

По состоянию на 29 июля 2014 года все лесные участки города Севастополя, кварталы, выделы были обозначены на Схеме территорий лесного фонда общей площадью 34 332 га.

Таким образом, о выбытии земельного участка из состава земель лесного фонда истец мог и должен был узнать после определения границ Севастопольского лесничества (приказ Рослесхоза №227 от 3 июля                 2014 года), и составления Схемы территорий лесного фонда (Приложение №2 к постановлению Правительства от 29 июля 2014 года №164).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом срока исковой давности.

Выводы суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности соответствуют разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 года №3-П.

Доводов, опровергающих указанные выводы, апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы Департамента по имущественным                       и земельным отношениям города Севастополя о том, что при предоставлении земельного участка ответчику в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, являлись предметом судебного разбирательства, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Судом первой инстанции на основании материалов предварительного согласования местоположения и целевого назначения земельного участка для индивидуальной жилой застройки ОК ЖСТИЗ «Зевс» установлено, что первоначально проект землеустройства по отводу земельного участка был разработан на отвод участков общей площадью 25,7 га. При согласовании проекта отвода установлено, что земельный участок частично накладывается на земли Мекензиевского лесничества. В заключении Главного управления охраны окружающей природной среды в городе Севастополе от 31 марта 2008 года № 1575/11-06 и в заключении Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе от 03 апреля 2008 года указано, что                             в соответствии с градостроительной документацией земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки и зоне лесов и других лесопарковых территорий.

После чего была произведена корректировка проекта землеустройства, учтены все замечания, площадь испрашиваемого участка уменьшена до 15,2089 га.

Исправленный проект в соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины, статей 50, 62 Закона Украины                           «О землеустройстве», пунктом 10 Порядка разработки проектов относительно отведения земельных участков, утверждённого постановлением Кабинета министров Украины от 26 мая 2004 года № 677,                 а также статьями 1-6, 24-26, 31-33 и статьей 35 Закона Украины                              «О государственной экспертизе землеустроительной документации» прошел необходимые согласования, получил положительное заключение государственной экспертизы землеустроительной документации.

В заключении государственной экспертизы землеустроительной документации от 18 июня 2009 года №3239/09 указано, что наложение на земли Мекензиевского лесничества устранено, земельный участок, который       в соответствии с Генеральным планом города предназначен для размещения парка (лесопарковой зоны), исключен из границ испрашиваемого участка. Это заключение согласно части 4 статьи 35 Закона Украины                                   «О государственной экспертизе землеустроительной документации» послужило основанием для принятия Инкерманским городским Советом                24 июня 2009 года решения № 35/704 об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, и для предоставления спорного земельного участка ответчику.

Кроме того, суд первой инстанции учел, что по сообщению Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 26 марта 2019 года спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утверждённым решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы о вхождении спорного земельного участка в земли леса на момент его предоставления                                  в собственность ответчика являются несостоятельными.

Право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только                           в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым                          и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданам земельного участка.

В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло на основании акта местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка, впоследствии данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости Российской Федерации. Государственная регистрация права собственности ответчика на земельный участок свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала. Со стороны государственных органов Украины каких-либо действий, направленных на возвращение в собственность государства или города Севастополя спорного земельного участка, с 2009 года предпринято не было. Целесообразность возврата земельного участка в собственность города Севастополя истцом не обоснована.

В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу                о том, что сам по себе факт приобретения спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования (города Севастополя), принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, подтвержденного документом, выданным государственным органом города Севастополя, не может являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований.

Проверяя решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам искового заявления, были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, они обоснованно опровергнуты в решении суда, по существу сводятся к переоценке обстоятельств, которые судом определены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения судебной коллегией не установлено.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 3 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя – без удовлетворения.

Председательствующий:                     О.И. Жиляева

Судьи:                                 А.В. Ваулина

                                    В.Л. Радовиль

33-3797/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Логачева Зинаида Павловна
Другие
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Логачев Николай Дмитриевич
Тарасенко Владимир Викторович
ТСН ЖСТИЗ Зевс
Логинова екатерина Алексеевна
Праивтельство Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Жиляева Ольга Ивановна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
03.10.2019Передача дела судье
28.10.2019Судебное заседание
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
08.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2019Передано в экспедицию
28.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее