Дело № 2-3694/2024 25RS0029-01-2024-006722-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2024 года г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Денисовой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Бормотко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о возложении обязанности устранить нарушения, с участием третьих лиц ФГБУ «ДВО РАН», Администрации УГО, Дальневосточное управление Ростехнадзора,
выслушав представителя истца Тимошенко И.М., представителя ответчика Трубицына А.В., представителя третьего лица Лиховид Ю.С.,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к ответчику ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН, мотивируя свои требования следующим. Здание котельной, расположенное по XXXX, принадлежащее «ГТС»-филиал ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, встроено в многоквартирный жилой дом, что нарушает требование п.6.7 СП 89.13330.2016 «Котельные установки», в соответствии с которым, устройство помещений над котлами не допускается. Руководству «ГТС»-филиал ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН предложено решение указанной ситуации, установка модульного оборудования котельной за пределами многоквартирного жилого дома. Вся инфраструктура села Горнотаежное находится на балансе ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, который является единственным поставщиком коммунальных услуг, в том числе теплоснабжения. Согласно выписке ЕГРН нежилое помещение, в котором расположена котельная XXXX, принадлежит на праве оперативного управления ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии» ДВО РАН от ДД.ММ.ГГ XXXXод. Котельная XXXX на твердом топливе (уголь) обеспечивает топливом многоквартирные жилые дома по XXXX. В настоящее время ввиду отсутствия финансирования «ГТС»-филиал ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН на устранение вышеуказанной проблематики, имеются предпосылки срыва подготовки УГО к отопительному периоду 2024-2025 года, и, следовательно, не получения паспорта готовности УГО к отопительному периоду 2024-2025 года. Работа по привлечению на указанные мероприятия бюджетных средств в настоящее время «ГТС»-филиал ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН не организована и не ведется. Непринятие указанных мер, может повлечь срыв срока получения паспорта готовности УГО в целом, угрозу возникновения дефицита тепловой энергии, нарушение прав граждан, законных интересов организаций на предоставление тепловой энергии. На основании изложенного, истец просил возложить на ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН с учетом финансирования обязанность устранить нарушения путем обеспечения теплоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресу: XXXX, г. Уссурийск, с использованием источника тепловой энергии, отвечающего действующим строительным, санитарным нормам и правил, путем подключения либо к централизованной сети, либо с использованием альтернативного источника теплоснабжения, либо иным способом, отвечающим требованиям законодательства.
ДД.ММ.ГГ истец уточнил исковые требования, просил обязать ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН обеспечить теплоснабжением многоквартирные дома, расположенные по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX с выносом помещения котельной XXXX из помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации профинансировать в 2025 году мероприятия по обеспечению теплоснабжением многоквартирных домов, расположенных по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, с выносом помещения котельной XXXX из помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX. В качестве соответчика привлечено Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на уточненных исковых требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН в судебном заседании с исковыми требованиями был не согласен, полагал, что заключением ООО «ПЭПЦ» подтверждено, что здание котельной находится в работоспособном техническом состоянии, получен паспорт готовности к отопительному сезону. Здание котельной построено до вступления в силу СП 89.13330.2016, в связи с чем требования п.6.7 СП на него не распространяются.
Представитель ответчика Министерства науки и высшего образования РФ в судебное заседание не явился, извещен, отношение к иску не выразил.
Представитель третьего лица Администрации УГО в судебном заседании поддержала исковые требования, представила отзыв на иск.
Представитель третьего лица ФГБУ «ДВО РАН» в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на иск, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Дальневосточного управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен, отношение к иску не выразил. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, полагает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Как установлено в судебном заседании, помещение котельной, расположенное по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, кадастровый номер XXXX, находится в оперативном управлении ФГБУН «Федеральный научный центр биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии» ДВО РАН (ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН), обеспечивает теплом многоквартирные жилые дома по XXXX, расположено в многоквартирном трехэтажном жилом здании 1961 года постройки; в котельной установлены два котла «Универсал-6» секционные (чугунные), мощностью 0,310 МВт., мощность котельной 0,620 МВт (0,526 Гкал/час).
Письмом от ДД.ММ.ГГ Дальневосточное управление Ростехнадзора уведомило ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН, а также главу Администрации УГО о неудовлетворительном состоянии здания указанной котельной, осуществляющей теплоснабжение жилого фонда в XXXX. По результатам технического освидетельствования котельной, расположенной по XXXX, сделан вывод: после ввода в эксплуатацию котельной капитальный ремонт не проводился, обнаруженные дефекты и повреждения отделки стен влияют на безопасную эксплуатацию котельной, целесообразен капитальный ремонт, но здание котельной встроено в многоквартирный жилой дом, что нарушает требование п. 6.7 СП 89.13330.2016 «Котельные установки», в соответствии с которым, устройство помещений над котлами не допускается. Рекомендуется переоборудовать помещения котельной, а котельную выполнить модульного типа.
В ходе выездного рабочего совещания, проведенного ДД.ММ.ГГ по адресу: г. Уссурийск, XXXX, в составе представителей администрации УГО, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, АО «УПТС» и «ГТС» - филиал ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН руководству «ГТС» - филиал ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН был предложен путь решения сложившейся ситуации – установка модульного оборудования котельной за пределами многоквартирного жилого дома.
В рамках надзорной деятельности в городскую прокуратуру поступила информация от Администрации УГО о результатах указанного рабочего совещания, с просьбой принятия мер прокурорского реагирования в отношении ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН, в связи с нарушением п.6.7 СП 89.13330.2016 «Котельные установки».
Представление Уссурийского городского прокурора о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона ответчиком ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН выполнено не было, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
«ГТС» – Филиал ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН является единственной организацией, обеспечивающей XXXX теплоснабжением.
В соответствии с ч.5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при подготовке к отопительному периоду, обязаны, в том числе, организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказывать услугу, соответствующую этим требованиям.
Согласно п.п. «в», «г», «д» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (далее - Правил), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 15 Приложения №1 Правил предусмотрено, что обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях с температурой наиболее холодной пятидневки должно быть +20 градусов С, в угловых +22 градуса С. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях не допускается.
В силу п.121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
Потребителями тепловой энергии от указанной котельной являются граждане, проживающие в жилых домах по XXXX, для которых ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН является теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги теплоснабжения. В силу указанных норм закона ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН» обязано обеспечить бесперебойную круглосуточную работу котельной в течение всего отопительного периода.
Согласно п.6.7 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП П-35-76» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 944/пр) (далее - Свод правил) устройство помещений и чердачных перекрытий над котлами не допускается. Данное требование не распространяется на котлы, установленные в производственных помещениях.
Федеральным законом от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» предусмотрено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии (ч. 1 ст. 28).
Согласно п.67 Указа Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» достижение целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации осуществляется путем решения, в том числе задач по обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации, в том числе обеспечение устойчивого тепло- и энергоснабжения населения и субъектов национальной экономики, повышение энергетической эффективности экономики и эффективности государственного управления в сфере топливно-энергетического комплекса.
Требованиями статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Необходимость обращения прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обусловлена тем, что непринятие мер по выносу помещения котельной XXXX из помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, нарушает права граждан, индивидуализировать круг которых не представляется возможным.
Результатом непринятия мер со стороны ответчиков по выносу помещения котельной XXXX из помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, может явиться срыв срока получения паспорта готовности к отопительному сезону, возникновение дефицита тепловой энергии, причинение вреда здоровью и жизни гражданам, проживающим и временно находящимся в жилых помещениях указанного МКД, а также их имуществу, либо возникновение чрезвычайной ситуации, мероприятия на предупреждение которой, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, должны быть проведены заблаговременно.
Обязанность нести бремя содержания имущества лежит на его собственнике, что закреплено в статье ст.210 Гражданского кодекса РФ.
Согласно уставу ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником её имущества является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя от имени РФ осуществляет Министерство науки и высшего образования РФ.
Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГ, ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН функционирует в рамках своей уставной деятельности за счет средств, выделяемых учредителем на выполнение государственного задания. Утвержденным учредителем бюджетом и планом финансово-хозяйственной деятельности на 2024 год не предусмотрено выделение средств на модернизацию имеющейся котельной, приобретение, установку и эксплуатацию модульного оборудования котельной. ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН неоднократно с 2016 года информировал Министерство науки и высшего образования РФ о крайне серьезной проблеме земельно-имущественного комплекса ГТС и обращался с просьбой инициировать передачу непрофильного имущества на баланс Уссурийского городского округа. Во время проведения краевого штаба по подготовке к отопительному сезону 2024-2025 в Приморском крае представителем Учреждения (зам. Директора департамента управления имуществом ФИО5) был озвучен отказ Министерства науки и высшего образования РФ в выделении средств на модернизацию существующей котельной либо приобретение модульного оборудования котельной за пределами МКД, поскольку данный объект не является профильным для Министерства и не связан с решением целей и задач его деятельности.
В письме от ДД.ММ.ГГ XXXX адресованному Заместителю министра науки и высшего образования РФ ФИО6 ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН указывало на недопуск котельной к отопительному сезону 2023-2024гг., получении паспорта готовности к отопительному периоду по итогам проверки котельных в режиме экстренного решения при поддержке Правительства Приморского края; о том, что состояние и конструктивные особенности котельной по прежнему не соответствуют требованиям законодательства, что влечет 100% риск недопуска к отопительному сезону 2024-2025гг. В силу отсутствия четкого решения руководителя, спорное имущество по назначению не используется, надлежащим образом не содержится, с учетом установленного принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, положений государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»). ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН не располагает средствами на проведение мероприятий, связанных с передачей земель и приведением объектов в надлежащее состояние.
Таким образом, требования прокурора являются правильными, основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению. Возложение на ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН обязанности обеспечить теплоснабжением многоквартирные дома с выносом помещения котельной XXXX из помещения многоквартирного дома, невозможно без одновременного возложения обязанности на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации данные мероприятия профинансировать в 2025 году.
Согласно п. 1.3 «СП 89.13330.2016. Свода правил, к котельным, а также к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим сводом правил, не применяют вплоть до реконструкции или капитального ремонта к следующим котельным: 1) введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего свода правил; 2) строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу настоящего свода правил.
То обстоятельство, что здание котельной построено и введено в эксплуатацию до вступления в силу указанного Свода Правил, не является основанием для освобождения собственника данного имущества от обязанностей по его надлежащему содержанию, предотвращению аварийных ситуаций и нарушений прав неопределенного круга лиц.
То обстоятельство, что ответчиком было получено заключение ООО «ПЭПЦ» XXXXу от ДД.ММ.ГГ, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку предметом исследования эксперта ФИО7 было общее техническое состояние помещения, а не самого блока котельной. Выводы эксперта ФИО7 повторяют выводы заключения АО УПТС, утвержденного ДД.ММ.ГГ о том, что состояние основных строительных конструкций помещения котельной оценивается как работоспособное. Вместе с тем оба данных заключения в выводах имеют рекомендации по выносу энергоустановки из пределы многоквартирного дома, что подтверждает обоснованность требований прокурора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом установленного ч. 1 ст. 209 ГПК РФ порядка вступления в законную силу решения суда, согласно которому решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы, суд полагает, что срок понуждения ответчиков к исполнению обязательства в натуре – один год с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, будет отвечать требованиям разумности и справедливости, не нарушит баланс прав и законных интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать ФГБУН «ФНЦ Биоразнообразия» ДВО РАН обеспечить теплоснабжением многоквартирные дома, расположенные по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX с выносом помещения котельной XXXX из помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации профинансировать в 2025 году мероприятия по обеспечению теплоснабжением многоквартирных домов, расположенных по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, с выносом помещения котельной XXXX из помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд.
Председательствующий Денисова Ю.С.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2024 года.