Дело № 2-3870/2024
УИД: 61RS0003-01-2024-005592-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Коховой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3870/2024 по иску Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону к Мельниковой И.В. , третьи лица: Администрация г. Ростова-на-Дону, МБУ «Городской центр по управлению специализированным муниципальным фондом» о выселении из аварийного жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кировского района г.Ростова-на-Дону обратилась в суд с настоящим иском к Мельниковой И.В. о выселении, указав, что постановлением Администрации города Ростова-на-Дону многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер А.Б признан аварийным и подлежащим сносу.
В Постановлении Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, литер А.Б. аварийным и подлежащим сносу» собственникам помещений в течение 2 месяцев со дня принятия настоящего постановления поручено осуществить снос дома по адресу: <адрес>
Как следует из письма ООО «АГ «Северная Пальмира» № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении 1 цикла мониторинга аварийных зданий <адрес> установлено, что здание по адресу: <адрес> имеет деформации разрушающего характера с угрозой самообрушения.
Мельниковой И.В. на праве собственности принадлежит <адрес> площадью 39,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
Во исполнение вышеуказанного Распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону, администрацией района в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 указанного Распоряжения, собственникам жилого помещения в письменном виде была доведена информация об опасности проживания в указанном многоквартирном доме, и для устранения наступления неблагоприятных последствий предложено отселение в помещения маневренного жилищного фонда.
В соответствии с Положением об администрации Кировского района города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация района является территориальным органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города в Кировском районе города Ростова-на-Дону.
Подпунктом 11 пункта 3 раздела 3 Положения установлено, что в компетенцию администрации района входит исполнение функций, связанных с решением вопросов местного значения, а именно обращение в суд общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая, что ответчик отказался от отселения, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация района обратилась в суд с настоящим иском.
Проживание в жилом помещении по адресу: <адрес> создает угрозу жизни и здоровья ответчиков.
Истец ссылается на то, что заявленные им исковые требования направлены на устранение опасности причинения вреда жизни и здоровью ответчиков в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (разрушение жилого дома) в соответствии с п. п. 3.1, 4 ст. 95 ЖК РФ ввиду аварийного состояния дома.
В связи с этим существует реальная угроза и для граждан, являющихся сособственниками и проживающих в указанном доме. Однако поскольку добровольно отселиться из аварийного жилого помещения ответчик отказывается, орган местного самоуправления с целью недопущения причинения вреда их жизни и здоровью в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (разрушение жилого дома) ввиду аварийного состояния дома, предоставляет ответчикам жилое помещение маневренного фонда.
На основании изложенного, истец просит суд выселить Мельникову И.В. из <адрес> площадью 39,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в жилое помещение муниципального маневренного фонда, расположенное по адресу <адрес>, ком.1-4, комната 3.
Протокольным определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Ростова-на-Дону, привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Протокольным определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Городской центр по управлению специализированным муниципальным фондом» привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца на основании доверенности Кушнарева П.А. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Ответчик судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась судом надлежащим образом.
Помощник прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Кваша В.Ю. в судебное заседание явилась, полагала не подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.
Третьи лица о дате, времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, третьего лица в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Исследовав представленные письменные доказательства, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в РФ, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.
В соответствии с Положением об администрации Кировского района города Ростова-на-Дону, утвержденного Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация района является территориальным органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города в Кировском районе города Ростова-на-Дону.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 в полномочия администрации района входит организация эксплуатации муниципального жилищного фонда на территории района.
Подпунктом 11 пункта 3 раздела 3 Положения установлено, что в компетенцию администрации района входит исполнение функций, связанных с решением вопросов местного значения, а именно обращение в суд общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктами 1, 2 ст. 288 ГК РФ предусмотрено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Положениями ч. 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что Мельниковой И.В. на праве собственности принадлежит <адрес> площадью 39,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер А,Б признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанным постановлением собственникам помещений в течение 2 месяцев со дня принятия настоящего постановления поручено осуществить снос дома по адресу: <адрес>.
Как следует из письма ООО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении 1 цикла мониторинга аварийных зданий <адрес> установлено, что здание по адресу: <адрес> имеет деформации разрушающего характера с угрозой самообрушения.
В соответствии с положениями статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из норм статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека и договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Из содержания положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из приведенных норм права следует, что при предоставлении гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения аварийным и подлежащим реконструкции иного жилого помещения фактически производится временная замена жилого помещения непригодного для проживания на жилое помещение маневренного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан на период реконструкции и капитального ремонта занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения, а также с целью соблюдения их безопасности.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 1 ст. 15 ЖК РФ).
Согласно п. 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений (комнат в коммунальной квартире, секции и т.п.).
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда, как нанимателям, так и собственникам жилых помещений, которые стали непригодными в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 3.1. ст. 95 ЖК РФ).
При этом, на органе местного самоуправления лежит обязанность доказать соответствие предоставляемого жилого помещения техническим и санитарным нормам и уровню благоустроенности.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно техническому паспорту домовладения, предоставляемое ответчику маневренного жилья комната расположена в помещении коридорного типа с отдельно расположенными общими санитарно-бытовыми помещениями (кухня, туалет, ванная), использование которых предполагается еще жильцами двух комнат помимо комнаты, предоставляемой ответчику, что не способствует соблюдению санитарных норм и не может свидетельствовать о достаточном уровне благоустроенности предоставляемых комнат.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В силу ст. 19 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в проектной документации зданий и сооружений с помещениями с постоянным пребыванием людей, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 в проектной документации зданий и сооружений должно быть предусмотрено оборудование зданий и сооружений системой вентиляции.
В проектной документации зданий и сооружений может быть предусмотрено оборудование помещений системой кондиционирования воздуха.
Истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств соответствия жилого помещения всем требованиям, отвечающим критериям благоустроенности жилого помещения, не представлено, отсутствуют экспертные заключения, в связи с чем, суд не может признать соответствие представляемых жилых комнат требованиям благоустроенности.
Иной информации о соответствии предоставляемого жилого помещения требованиям благоустроенности, санитарным и техническим требованиям материалы дела не содержат, как не содержат информации о возможности предоставления Мельниковой И.В. для временного проживания отдельного помещения маневренного жилого фонда, отвечающего уровню благоустроенности для проживания.
Принудительное изъятие у собственника жилого помещения без предоставления ему возмещения приведет к нарушению права собственности, принадлежащего ответчику и гарантированного ей ст. 35 Конституции РФ.
Ввиду изложенного, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств, отвечающих требованиям ст. 56 ГПК РФ, свидетельствующих о том, что предполагаемое к предоставлению Мельниковой И.В. жилое помещение <адрес> по адресу: <адрес>, являются равноценным благоустроенным жилым помещением.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону к Мельниковой И.В. о выселении из аварийного жилья,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону (ИНН 6163033290, ОГРН 1026103174690) к Мельниковой И.В. (паспорт №) третьи лица: Администрация г. Ростова-на-Дону, МБУ «Городской центр по управлению специализированным муниципальным фондом» о выселении из аварийного жилья - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Волкова
Решение в окончательной форме изготовлено 09 декабря 2024г.