Решение по делу № 2-6220/2023 от 08.08.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года                                                                    <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Каримова Д.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> действующего в интересах ФИО1 о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес>, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации городского округа Тольятти, в котором просил обязать предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек. С учетом имеющихся не распределенных жилых помещений, приобретенных администрацией г.о. Тольятти в рамках исполнения Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета местным бюджетам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований, указано, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе ФИО1 Установлено, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/51 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек. До настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечен, орган местного самоуправления в лице администрации г.о. Тольятти имеющиеся перед истцом обязательства не исполнил. Не предоставление органом местного самоуправления жилого помещения нарушает жилищные права ФИО1 Обеспечение жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом, согласно отзыву просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель третьего лица Министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в исковых требованиях об обеспечении жилым помещением отказать, поскольку ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда не под номером один, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее него, и к нецелевому расходованию бюджетных средств.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Поскольку в данном случае признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

На основании ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ      -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» (далее – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно статье 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статей 5,6,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ рождения -ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Частями 4,5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 названной статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно части 9 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

Как следует из материалов дела, распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек.

ФИО1 в лице ФИО4 обратился к Администрации г.о. Тольятти по вопросу обеспечения жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда на территории г.о. Тольятти как лица из числа детей-сирот, однако как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ, ему разъяснено, что он включен в список, однако ему будет предложено свободное жилое помещение после обеспечения ранее поставленных на обеспечение.

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в прокуратуру <адрес> поступило заявление по вопросу обеспечения жилым помещением.

Обращение прокурора в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав и интересов ФИО1 обусловлено тем, что он относится к категории социально не защищенных граждан, не обладает специальными юридическим познаниями и знаниями, а также находится в тяжелом материальном положении, в связи с чем не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Судом установлено, что ФИО1 до настоящего времени не обеспечен Администрацией городского округа Тольятти жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.

В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Учитывая, что действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена, то по достижении ФИО1 18 лет у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД Списки формируются и ведутся органами местного самоуправления, на территории которых находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2 к настоящему Закону. Указанные списки дважды в год по состоянию на 1 января текущего года - в срок до 10 января и по состоянию на 1 июля - в срок до 10 июля направляются органами местного самоуправления на бумажном носителе и в электронном виде в орган исполнительной власти <адрес>, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Органы опеки и попечительства обеспечивают размещение информации об условиях обеспечения жилыми помещениями в учреждениях, в которых пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти <адрес>, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, на основании представленных органами местного самоуправления списков формирует дважды в год сводный список по форме согласно приложению 3 к названному Закону и информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону и в срок до 5 февраля и до 5 августа направляет их в орган, уполномоченный <адрес> в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности.

Таким образом, орган местного самоуправления, в лице администрации городского округа Тольятти, осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций. Следовательно, администрация г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.

Кроме того, согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

До настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечен, орган местного самоуправления в лице администрации г.о. Тольятти имеющиеся перед истцом обязательства не исполнил. Не предоставление органом местного самоуправления жилого помещения нарушает жилищные права ФИО1 Обеспечение жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что ФИО1, являющийся лицом из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не обеспечена жильем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о возложении на Администрацию городского округа Тольятти обязанности предоставить ФИО1 с составом семьи 1 человек жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия жилых помещений и финансовых средств на их приобретение.

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

Право ФИО1 на предоставление ему жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются.

Исходя из вышеизложенного, довод представителя третьего лица о нецелевом расходовании бюджетных средств не может быть принят во внимание.

Прокурор также просил обратить решение к немедленному исполнению.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Однако стороной истца не представлено обстоятельств, изложенных в ст. 212 ГПК, вследствие чего, суд не находит оснований для обращения решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования – удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. <адрес> (ИНН 6320001741) предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                    Д.С. Каримов

Решение изготовлено в окончательной форме 10.11.2023г.

Председательствующий                    Д.С. Каримов

2-6220/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усольцев Дмитрий Юрьевич
Прокуратура г.Тольятти
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
Министерство строительства Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Судья
Каримов Д.С.
Дело на странице суда
centralny.sam.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
15.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.10.2023Предварительное судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее