УИД №27RS0006-01-2021-002589-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года г. Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Кузьминова М.Ю.,
при секретаре Коротковой Д.В.,
с участием представителя Шевелева Е.К. Колонтаевой Н.В., представителя КУМИ Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Кирсановой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевелева Е.К. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, о признании права на выкуп земельного участка без проведения торгов, возложении обязанности заключить договор выкупа земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Шевелёв Е.К. обратился с вышеуказанным иском указав в обоснование на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района и ФИО2 заключен договор № аренды земель особо охраняемых территорий. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края № было постановлено утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № и разрешенным видом использования: «Строительство и эксплуатация отдельно стоящих жилых домов усадебного типа высотой до трех этажей и иных объектов недвижимости при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения воды», по адресу <адрес>.
Приложением к Постановлению являлся утвержденный градостроительный план, обозначающий границы земельного участка площадью 9300 кв.м., наличие жилого дома (существующего), указание на место будущего жилого дома, водозаборную скважину, шамбо.
Градостроительным планом земельного участка № площадью 9300 кв.м., подготовленным на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, был также подготовлен чертеж градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена зона планируемого размещения ОКС, строений, сооружений. В качестве требованию к назначению земельного участка в п.2 градостроительного плана указано на расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-2 (зона малоэтажной смешанной жилой застройки (до 3 этажей).
Ранее ДД.ММ.ГГГГ Шевелевым Е.К. было получено разрешение № № на строительство индивидуального жилого дома, двухэтажного, со стенами из кирпича общей площадью 432,59 кв.м, на земельном участке <данные изъяты> кв.м.
Право собственности на жилой дом было зарегистрировано по завершении строительства ДД.ММ.ГГГГ регистрационная запись №
Жилой дом был построен с соблюдением действующего законодательства с соблюдением всех строительных, санитарных, технических норм и правил, с разрешения администрации Хабаровского района. При этом, при выдаче разрешения на строительство в заявлении указывалось на каком земельном участке будет располагаться жилой дом.
Кроме того, предыдущим собственником земельного участка ФИО6 также был построен на спорном земельном участке жилой дом и пасека. ДД.ММ.ГГГГ, предыдущим собственником жилого дома было получено заключение по выбору земельного участка площадью 9300 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> № выданного ФГУ «Амурское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулировании рыболовства» (ФГУ «Амуррыбвод»), В котором сделан вывод об отсутствии вредного воздействия на окружающую среду расположенных на нем объектов. Установлено, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами 100-метровой прибрежной защитной полосы. На момент проведения осмотра на спорном земельном участке уже имелся жилой дом и пасека.
После возведения жилого дома, истцом неоднократно подавались заявления о выкупе земельного участка, находящегося в аренде. В первый раз под индивидуальный жилой дом. Второй раз - для эксплуатации недвижимого имущества (согласно вида разрешенного использования в выписке из ЕГРН).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении земельного участка за плату без проведения торгов по причине того, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. Указано на то, что данный участок расположен в рекреационной зоне согласно генерального плана сельского поселения «<адрес>» Хабаровского муниципального района, утв. Решением ФИО1 депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Указано на необходимость проведения государственной экологической экспертизы и необходимости перевода земельного участка в иную категорию.
С учетом того, что все земельные участки, находящиеся рядом, также получили разрешение на строительство жилых домов, а в дальнейшей выкупили земельные участки в собственность без замены категории земельного участка, со стороны административного истца было подано новое заявление о выкупе земельного участка для эксплуатации недвижимого имущества. То есть с той категорией, которая у него фактически и есть.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка за плату в собственность также было отказано по причине того, данный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий с видом разрешенного использования: для эксплуатации недвижимого имущества. И на данном земельном участке расположен жилом дом с кадастровым номером 27:17:0625001:6816, размещение которого не допускается на землях данной категории. А также, что не предоставлены основания для приобретения в собственность за плату всего земельного участка площадью 9300 кв.м. Кроме того, указано, что спорный земельный участок не находится в границах сельских поселений, и градостроительный регламент на него не распространяется, так как он находится на межселенной территории.
<адрес> уда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (№а-23 57/2020) данный отказ признан незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ (№а-1580/2021) решение Хабаровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения.
Формально исполнив решение суда, ответчик ответом от ДД.ММ.ГГГГ снова отказал в предоставлении земельного участка за плату с указанием на то, что объект недвижимости «жилой дом» должен поменять свое назначение, что заведомо не исполнимо и очевидно нарушает права истца, так как жилом дом на абсолютно законных основаниями поставлен на учет и построен по согласованию с ответчиком.
Согласно ст. 39.3 ч.1, ч. 2 п. «а» ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В силу положений ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий (именно к данной категории земель относится спорный ЗУ) относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
Исходя из толкования содержания разд. 17 ЗК РФ, спорный земельный участок из всех подкатегорий земель особо охраняемых территорий относится к землям рекреационного назначения (согласно ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (ч. 2 ст. 98 ЗК РФ). На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (ч. 5 ст. 98 ЗК РФ).
Спорный земельный участок на основании постановления главы Хабаровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земель сельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ФИО6, для строительства стационарной пасеки. Постановлением главы Хабаровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения - слова «для строительства стационарной пасеки» исключены, следует читать как «для ведения личного подсобного хозяйства (стационарная пасека) земельный участок расположен в районе 28 км. автодороги Хабаровск-Казакевичево, категория земель-земли особо охраняемых территорий». ФИО6 был построен на спорном земельном участке жилой дом и пасека. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 было получено заключение по выбору земельного участка площадью 9300 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства в с. Казакевичево Хабаровского района Хабаровского № выданного ФГУ «Амуррыбвод», в котором сделан вывод об отсутствии вредного воздействия на окружающую среду расположенных на нем объектов. Установлено, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами 100-метровой прибрежной защитной полосы. На момент проведения осмотра на спорном земельном участке уже имелся жилой дом и пасека.
Распоряжением главы Хабаровскому муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено; прекратить ФИО6 аренду на земельный участок площадью 9300 кв.м., расположенный в <адрес>, предоставить земельный участок с кадастровым номером Шевелеву Е.К. в аренду на срок 49 лет для эксплуатации недвижимого имущества, категория земель-земли особо охраняемых территорий.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района и ФИО2 заключен договор № аренды земельного участка (далее также ЗУ) площадью 9300 кв.м, с кадастровым номером №, в <адрес>, для эксплуатации недвижимого имущества, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края № было постановлено утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № и разрешенным видом использования: «Строительство и эксплуатация отдельно стоящих жилых домов усадебного типа высотой до трех этажей и иных объектов недвижимости при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения воды», по адресу <адрес> <адрес>. Приложением к Постановлению являлся утвержденный градостроительный план, обозначающий границы земельного участка площадью 9300 кв.м., наличие жилого дома (существующего), указание на место будущего двухэтажного жилого дома, водозаборную скважину, шамбо.
ДД.ММ.ГГГГ Шевелевым Е.К. было получено разрешение № на строительство индивидуального жилого дома, двухэтажного, со стенами из кирпича общей площадью 432,59 кв.м, на земельном участке 9300 кв.м.
Градостроительным планом земельного участка площадью 9300 кв.м., подготовленным на основании заявления Шевелева В.К. от ДД.ММ.ГГГГ, был также подготовлен чертеж градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена зона планируемого размещения ОКС, строений, сооружений. В качестве требованию к назначению земельного участка в п.2 градостроительного плана указано на расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-2 (зона малоэтажной смешанной жилой застройки (до 3 этажей). Жилой дом был построен с соблюдением действующего законодательства с соблюдением всех строительных, санитарных, технических норм и правил, с разрешения администрации <адрес>. При этом, при выдаче разрешения на строительство в заявлении указывалось, на каком земельном участке будет располагаться жилой дом.
Право собственности на жилой дом было зарегистрировано по завершении строительства ДД.ММ.ГГГГ г. регистрационная кадастровый номер объекта недвижимости №, площадь 139,9 кв.м., наименование-индивидуальный жилой дома, 2 этажа.
Согласно данным ЕГРН земельный участок площадью 9300+/_67 кв.м, расположен в <адрес>, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, виды разрешенного использования- для эксплуатации недвижимого имущества, для объектов жилой застройки, вид ограничений прав на земельный участок: ограничения прав, предусмотренные ст.56,56.1 ЗК РФ (на основании Водного Кодекса РФ)., обременение объекта-аренда в пользу Шевелева Е.К., договор аренды № выдан ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Закону Хабаровского края от 28,07.2004 N 208 (ред. от 30.06.2020) "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ", картографическое описание границ сельского поселения "Село Казакевичево" представлено следующим образом: От исходной точки с Ка на дамбе, расположенной на острове Большой Уссурийский, на пересечении с государственной границей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, граница проходит по дамбе на юго-восток, пересекает протоку Амурская и под прямым углом выходит в устье ручья Сосновский. По этому ручью граница следует на юго-восток до автодороги Хабаровск - Казакевичево, по ней и контрольно-следовой полосе в юго-западном направлении до точки с №, под прямым углом поворачивает на юго-запад и через 0,3 км выходит на берег залива Пешков, по северному берегу которого (совпадая с границей муниципального района <адрес>. Из этой точки граница идет на север по прямой 0,21 км до пересечения с государственной границей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на фарватере протоки Амурская, далее в северо-восточном, северо-западном и северо-восточном направлениях, совпадая с линией государственной границы, до исходной точки.
Согласно информации администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.» земельный участок расположен на межселенной территории, не входит в границы сельского поселения «Село Казакевичево», данные выводы являются верными, т.к. согласно картографическому описанию границ <адрес>, спорный земельный участок находится восточнее руч. Сосновский.
Согласно пункту 6 статьи I Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки,
Однако, исходя из положений статьи 31 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 ГрК РФ), Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Вместе с тем, спорный земельный участок не относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и не входит в границы особо охраняемых природных территорий.
Согласно информации Министерства природных ресурсов Хабаровского края, границы земельного участка расположены в границах охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский» (особо охраняемой природной территории), имеет ограничения прав, предусмотренное ст. 56, 56,1 ЗК РФ на основании положений ВК РФ, а именно, ст. 65 ВК РФ.
Согласно положениям ст. 65 4.15 ВК РФ, в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
Вместе с тем, как установлено ч.16 ст. 65 ВК РФ, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Само по себе расположение спорного земельного участка в охранной зоне Большехехцирского природного заповедника не может служить препятствием для предоставления ЗУ в собственность (о чем неоднократно указывалось ВС РФ, при пересмотре решений по аналогичным спорам, в т.ч. Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ-15 г. по делу №-КГ 15-2), по следующим основаниям.
Большехехцирский государственный природный заповедник учрежден распоряжением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> нормативной документации, размещенной на официальном сайте заповедника, земельный участок, на котором заповедник расположен, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением кадастрового номера общего земельного участка № категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для охраны природы. В 2009 г, проведено межевание границ заповедника. Заповедник состоит из двух участков общей площадью 45340 га: в районе им. Лазо (кадастровый номер №) и в <адрес> (кадастровый номер №), Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № Большехехцирскому государственному природному заповеднику на праве постоянного бессрочного пользования для целей охраны природы предоставлен земельный участок площадью 45 197 га. Положением об охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника, на основании распоряжения исполнительного комитета <адрес>вого ФИО1 депутатов трудящихся и ФИО1 народного хозяйства Хабаровского экономического района от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в соответствии со статьей 40 Основ земельного законодательства СССР и статьей 108 Земельного кодекса ФИО1 вокруг Большехехцирского государственного заповедника установлена охранная зона шириной 1 км., без схемы описания границ территорий заповедника и границ охранной зоны. До 2010 г. границы заповедника определены не были. При этом в Положении об охранной зоне Большехехцирского государственного природного заповедника содержится запрет на осуществление в границах этой зоны деятельности, нарушающей природный комплекс заповедника и угрожающей сохранению природных объектов.
Статьей 27 ЗК РФ установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2). Названная статья также определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. К таким объектам отнесены, в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 4 и подпункт 1 пункта 5). Земельные участки, находящиеся в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в указанный перечень не включены. Согласно статье 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (пункты 1,4).
Из изложенного следует, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Предоставленный ФИО2, земельный участок, используется им с соблюдением установленного для этого земельного участка особого правового режима, доказательств обратного суду не предоставлено.
Согласно п. 14 ст. 39,16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В заявлении Шевелева Е.К. о предоставлении земельного участка (зарег.ДД.ММ.ГГГГ) указано, что земельный участок испрашивается в целях эксплуатации недвижимого имущества. Согласно данным ЕГРН (официального регистратора), в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования
- для эксплуатации недвижимого имущества.
Распоряжение главы района №-р от ДД.ММ.ГГГГ г., которым вид использования ЗУ изменен с ведения ЛПХ на эксплуатацию недвижимого имущества, а также постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении градостроительного плана земельного участка не оспорены, незаконными не признавались.
Ссылаясь на указанные обстоятельства просит признать за собой право на выкуп земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе 28 км автодороги <адрес> – <адрес>, площадью 9300 кв.м., без проведения торгов, возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района <адрес> обязанность заключить договор выкупа земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – <адрес>, площадью 9300 кв.м. путем заключения договора купли-продажи земельного участка.
В судебное заседание Шевелев Е.К. не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В судебном заседании 06.06.2022 год представитель Шевелева Е.К. Колонтаева Н.В. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании 06.06.2022 год представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Кирсанова Т.В., требования не признала, просила удовлетворить ходатайство о приобщении документов, поддержала ранее представленные возражения, просила в удовлетворении требований отказать.
В судебное заседание ФГБУ «Заповедное Приамурье» представителя не направило,, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ФГБУ «Заповедное Приамурье», извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского района и Шевелевым Е.К. заключен договор аренды земель особоохраняемых территорий, в соответствии с условиями которого арендатору предоставлен земельный участок площадью 9 300 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, для эксплуатации недвижимого имущества. Срок аренды земельного участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шевелев Е.К. обратился в КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность бесплатно.
ДД.ММ.ГГГГ КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что земельный участок расположен в территориальной зоне Р1 — зоне зеленых насаждений общего пользования в населенных пунктах, для которой установлены основные и условно-разрешенные виды использования, при этом вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом Правилами землепользования и застройки не установлен для зоны Р1 ни в основных, ни в условно-разрешенных видах использования. Более того, не представлены доказательства, подтверждающие необходимость использования всей испрашиваемой площади участка для эксплуатации жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Шевелев Е.К. обратился в КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (который примыкает к участку с кадастровым номером №).
ДД.ММ.ГГГГ КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в своем отказе указывает, что образуемый земельный участок расположен в рекреационно-ландшафтной зоне и частично пересекает зону сельскохозяйственных угодий. Образуемый участок относится к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов и к функциональной зоне рекреационного назначения, в связи с чем образование земельного участка в целях использования для ведения личного подсобного хозяйства не предоставляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ Шевелев Е.К. обратился с заявлением в о предоставлении ему в собственность за плату спорного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края был дан отказ Шевелеву Е.К. в предоставлении в собственность за плату спорного участка, поскольку он расположен в рекреационной зоне. Дополнительно сообщено о необходимости изменения категории земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Шевелев Е.К. повторно обратился в КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о предоставлении ему в собственность за плату спорного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края повторно отказал истцу в предоставлении в собственность за плату земельного участка, указав, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения. Кроме того, в своем ответе административный ответчик указал на необходимость предоставления доказательств, подтверждающих необходимость использования участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимого имущества, поскольку земельный участок более чем в 66 раз превышает площадь находящегося в собственности административного истца объекта недвижимости.
Также в своем отказе КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края указал, что в Министерство природных ресурсов Хабаровского края были запрошены сведения о наличии (отсутствии) иных препятствий для предоставления земельного участка и на момент подготовки отказа сведения из Министерства не поступили.
По данным, содержащимся в ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для эксплуатации недвижимого имущества.
Согласно с. 1 ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно генеральному плану сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в рекреационной зоне.
В силу ч. 1 ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско- оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (ч. 2 ст. 98 ЗК РФ).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (ч. 5 ст. 98 ЗК РФ).
Таким образом, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне, следовательно, размещение жилого дома на таком участке запрещено.
Согласно информации Министерства природных ресурсов Хабаровского края границы земельного участка с кадастровым номером № расположены в границах охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский» (особо охраняемой природной территории).
Расположение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника подтверждается выкопировкой из Генерального плана сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района.
Согласно с. 1 ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 58, п. п. 1 и 2 ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N ЗЗ-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N ЗЗ-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
Статьей 9 Закона N ЗЗ-ФЗ установлено, что на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике (п. 1). На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике (п. 4).
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории (п. 10 ст. 2 Закона N ЗЗ-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) относится к зонам с особыми условиями использования территорий (пп. 11 ст. 105 ЗК РФ).
Распоряжением Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся и Совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от ДД.ММ.ГГГГ №р вокруг Большехехцирского заповедника, исключая участки, где границы заповедника являются берега рек Уссури и Амура, установлена охранная зона шириной 1 км.
Указанный документ размещен на сайте информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» (http://oopt.aari.ru/).
Главным управлением по охране природы, заповедникам, лесному и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника.
Согласно данному Положению охранная зона Большехехцирского заповедника составляет 1 км (п. 1); порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и администрацией Большехехцирского государственного заповедника (п. 3).
Из изложенного следует, что вопрос об использовании земельного участка, расположенного в охранной зоне заповедника, должен быть согласован с уполномоченным органом Большехехцирского государственного заповедника, то есть с ФГБУ «Заповедное Приамурье», которое в соответствии с п. 8 Положения о государственном природном заповеднике "Большехехцирский", утвержденного приказом Минприроды России от 13.06.2017 N 293 (документ размещен в правовой системе «Консультант Плюс»), обеспечивает выполнение задач, возложенных на заповедник.
Как указано в п. 1 раздела 3 Положения об охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника, на территории охранной зоны в соответствии со ст. 40 Основ земельного законодательства Союза ССР и ст. 108 ЗК РСФСР запрещается всякая деятельность, нарушающая природный комплекс заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность.
Согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 3535/10 собственник объекта недвижимости, требующий предоставление земельного участка под объектом собственности, должен предоставить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края обоснованно отказал истцу Шевелеву Е.К. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Помимо этого, решением Хабаровского районного суда от 31.08.2021 по делу № 2а-1839/2021 об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в аренду, Шевелеву Е.К. отказано, поскольку испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне рекреационного назначения.
Относительно требований истца о возложении на ответчика обязанности заключить договор выкупа земельного участка, необходимо учитывать, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, недопустимости вмешательства в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
В этой связи суд не полномочен возлагать на орган государственной власти, орган местного самоуправления обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, и в рассматриваемом случае своим решением подменять установленную законом процедуру рассмотрения заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также не вправе предрешать, какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий.
Избрание иного способа защиты нарушенного права истца повлекло бы вмешательство в публичные права органа по решению вопроса, относящегося к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Шевелева Е.К. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, о признании права на выкуп земельного участка без проведения торгов, возложении обязанности заключить договор выкупа земельного участка, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кузьминов М.Ю.