Дело №а-1149/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2019 года г. Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Емельяновой В.Е.,
при секретаре Шекуновой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Забайкальского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю Феофановой С.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
Решением Калганского районного суда Забайкальского края удовлетворены требования прокуратуры Калганского района к Правительству Забайкальского края, на Правительство Забайкальского края возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников, находящихся на территории <адрес> в 2 км. в восточном направлении от <адрес>, в 1,5 км. северо – восточном направлении от <адрес> – <данные изъяты> 3,4 км. в юго- восточном направлении от <адрес> – <данные изъяты> 4, 7 км. в северо – восточном направлении от <адрес>, 1,4 км в южном направлении от <адрес>, 0,7 в северо – западном направлении <адрес>, 1,9 км. в северо – западном направлении от <адрес> – <данные изъяты>, 1,2 км. в северо – восточном направлении от <адрес> 2.3 км. в юго- восточном направлении от <адрес>, 1 км в северном направлении от <адрес>, 2 км. в северо – восточном направлении от <адрес> в соответствии с требованиями ветеринарно – санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В связи с дефицитом бюджетных средств, учитывая, что для исполнения решения суда необходимо провести определенный перечень процедур, предусмотренный законодательством РФ и Забайкальского края, просит суд освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-<данные изъяты>
Правительство Забайкальского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Феофанова С.Г. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили.
Заместитель прокурора Калганского района представил возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьям 2, 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч.2 вышеназванной статьи в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из содержания приведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
При этом бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Судом установлено, что решением Калганского районного суда Забайкальского края на Правительство Забайкальского края возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников, находящихся на территории <данные изъяты> Забайкальского края в 2 км. в восточном направлении от <адрес>, в 1,5 км. северо – восточном направлении от <адрес> – <данные изъяты> 3,4 км. в юго- восточном направлении от <адрес> – <данные изъяты>, 4, 7 км. в северо – восточном направлении от <адрес>, 1,4 км в южном направлении от <адрес>, 0,7 в северо – западном направлении <адрес>, 1,9 км. в северо – западном направлении от <адрес> – <данные изъяты>, 1,2 км. в северо – восточном направлении от <адрес> 2.3 км. в юго- восточном направлении от <адрес>, 1 км в северном направлении от <адрес>, 2 км. в северо – восточном направлении от <адрес> в соответствии с требованиями ветеринарно – санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Калганским районным судом Забайкальского края, возбуждено исполнительное производство.
Предметом исполнения указанного производства является: устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников, находящихся на территории <данные изъяты> Забайкальского края в 2 км. в восточном направлении от <адрес>, в 1,5 км. северо – восточном направлении от <адрес> – <данные изъяты> 3,4 км. в юго- восточном направлении от <адрес> – <данные изъяты>, 4, 7 км. в северо – восточном направлении от <адрес>, 1,4 км в южном направлении от <адрес>, 0,7 в северо – западном направлении <адрес>, 1,9 км. в северо – западном направлении от <адрес> – <данные изъяты>, 1,2 км. в северо – восточном направлении от <адрес> 2.3 км. в юго- восточном направлении от <адрес>, 1 км в северном направлении от <адрес>, 2 км. в северо – восточном направлении от <адрес> в соответствии с требованиями ветеринарно – санитарных правил сбора
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Феофановой С.С. в рамках вышеназванного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с Правительства Забайкальского края, исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок, без уважительных причин.
Из материалов дела следует, что Министерством сельского хозяйства Забайкальского края разработан проект распоряжения Правительства Забайкальского края "Об утверждений Плана мероприятий («дорожной карты») по оформлению в собственность Забайкальского края скотомогильников (биотермических ям)», который предусматривает в том числе определение размера необходимых денежных средств для проведения землеустроительных (кадастровых) работ по формированию земельных участков, занятых скотомогильниками (биотермическими ямами, мероприятий по оформлению в собственность скотомогильников (биотермических ям).
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, рассмотрев указанный проект, дополнил его мероприятием по представлению Министерством в адрес Департамента схем расположения земельных участков, в границах которых расположены скотомогильники (биотермические ямы), предложил изменить сроки выполнения мероприятий связи с необходимостью получения ценовых предложений по районам кран в целях определения начальной максимальной цены контракта на выполнение кадастровых работ в порядке установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В настоящее время Министерство осуществляет сбор информации о схемах расположения земельных участков, в границах которых расположены скотомогильники (биотермические ямы) на территории Забайкальского края, а указанный проект распоряжения Правительства Забайкальского края находится на повторном согласовании в Департаменте с учетом замечании и предложений поступивших от заинтересованных органов исполнительной власти Забайкальского края.
Как установлено в ходе судебного заседания, должником предпринимаются все возможные меры для исполнения решения в указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, Правительством Забайкальского края осуществлялись меры в рамках своих полномочий.
Правительство юридическим лицом не является, лицевых счетов в банках или органах казначейства, собственных финансовых средств или какого либо имущества в пользовании, владении и распоряжении не имеет. Таким образом, средств или имущества, на которые может быть обращено взыскание у Правительства Забайкальского края не имеется.
Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины Правительство Забайкальского края в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, что дает основание для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №- <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю Феофановой С.С. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-<данные изъяты> в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Решение в окончательное форме изготовлено 21 февраля 2019 года.
Судья В.Е. Емельянова