11RS0002-01-2024-002757-14
Дело № 2-2574/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре судебного заседания Беляевой В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воркуте
05 ноября 2024 года гражданское дело по иску Гуровой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал», Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении сведений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица,
установил:
Гурова Н.В. обратилась в суд с иском о возложении на ООО «Водоканал» обязанности произвести корректировку индивидуальных сведений персонифицированного учета от сумм заработка (дохода) за 2020-2021 гг., предоставить в УФНС России по Республике Коми уточненный расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения за отчетные 2020-2021 г.г. Также истец просила обязать УФНС России по Республике Коми и ОСФР по Республике Коми принять уточненный расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения за отчетные 2020-2021 гг., произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внести уточнения в индивидуальный лицевой счет (изменить ИПК за 2020 г.).
В обоснование иска указано, что в период с 01.04.2020 по 30.09.2021 работодатель ООО «Водоканал» неправильно начислял и выплачивал ей заработную плату, что подтверждается решением Воркутинского городского суда от 29.06.2021 по делу №2-1414/2021. Следовательно, сумма начисленных взносов на страховую пенсию отчислялась в заниженном размере. В декабре 2021 г. истцу был сделан перерасчет зарплаты, произведена выплата невыплаченной заработной платы за период с 01.04.2020 по 30.11.2021 в сумме 1218566,13 руб., а именно: за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 доначислено и выплачено 642895,47 руб., за период с 01.01.2021 по 30.09.2021 доначислено и выплачено 575670,66руб. Однако корректировку сведений персонифицированного учета ООО «Водоканал» не производил.
Стороны надлежащим образом извещены о слушании дела, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Представитель ответчика УФНС по Республике Коми представил отзыв на иск, в котором указал, что в действиях ООО «Водоканал» усматривается нарушение норм налогового законодательства в части неверного отражения сумм выплат истцу по страховым взносам за 2020-2021 г.г., и, как следствие, неполной выгрузки персонифицированных сведений в отношении Гуровой Н.В. в ОСФР. Кроме того, представитель УФНС по Республике Коми отметил, что Управление не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как обязанность по предоставлению расчетов по страховым взносам за 2020-2021 г.г. лежит на ответчике ООО «Водоканал».
В представленном письменном отзыве на иск представитель ответчика ОСФР по Республике Коми просил отказать в удовлетворении исковых требований к указанному ответчику. Также пояснил, что страхователем ООО «Водоканал» в составе расчета по страховым взносам представлены сведения о суммах выплат и иных вознаграждений за отчетные периоды 2020 г., где общая сумма дохода составила 630499,60 руб. На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Гуровой Н.В. отражена сумма начислений страховых взносов на страховую пенсию в размере 100879,93 руб. (630499,60*16 процентных пункта), из которой рассчитывается величина ИПК – 4,880 (100879,93/206720 – нормативный размер страховых взносов в 2020 г. * 10). За отчетные периоды 2021 г., где общая сумма дохода составила 2082403,62 руб., на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Гуровой Н.В. отражена сумма начислений страховых взносов на страховую пенсию в размере 234399,99 руб. (нормативный размер страховых взносов в 2021г.), из которой рассчитана величина ИПК – 10,000 (234399,99 / 234400 * 10). Величина ИПК рассчитывается с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов за соответствующий календарный год и влияет на исчисление размера пенсии. Корректировка страховых взносов не производилась.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Гурова Н.В. работает в ООО «Водоканал» на основании трудового договора от 10.12.2013 и дополнительным соглашениям к нему с 10.12.2013 по настоящее время.
Согласно трудовому договору от <дата> ..., заключенному Гуровой Н.В., она с <дата> принята на должность ..., и ей установлен должностной оклад в размере 7304,00 руб. в месяц; месячная премия в размере 40% от заработной платы с учётом всех доплат, другие вознаграждения, предусмотренные коллективным договором, с начислением установленных законодательством районного коэффициента в размере 60 % и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %. С 01.02.2019 истцу установлен оклад 12657,00 руб., с 01.01.2020 – 13087,00 руб., с 01.01.2021 – 13572,00 руб.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от 29.06.2021 по делу №2-1414/2021 ООО «Водоканал» обязано установить Гуровой Н.В. с 01.04.2020 тарифную ставку (оклад) в размере 10303,00 руб., с учетом индексации и с применением тарифного коэффициента для определения тарифных ставок, определяемых работодателем самостоятельно в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 08.12.2016; произвести перерасчёт заработной платы, отпускных за 2020 г. и выплатить суммы, недоплаченные с 01.04.2020 в результате занижения тарифной ставки (оклада).
Согласно расчетному листку Гуровой Н.В. в декабре 2021 г. ей произведен перерасчет заработной платы с 01.04.2020 в сумме 1266310,57 руб. (за вычетом НДФЛ).
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как определено ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
В силу ч. 1 ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи (перечень которых приводится в ст. 6 данного Закона, в их числе, в частности, названы лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), страховщик (к которым относится согласно ст. 5 этого же Закона - Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01.01.2023 Социальный фонд Росси) и его территориальные органы) и застрахованные лица (указанные в ст. 7 Закона).
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» установлено, что зарегистрированными лицами являются физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее также - Фонд) (ст. 5 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона №27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» (п. 1.2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Согласно п. 2 ст.6 Федерального закона №27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе: периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, определения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и размера указанного страхового обеспечения; заработная плата или доход, в том числе на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
В силу п. 1 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные п.п.2 - 6 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные п. 8 этой статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; 4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные п. 2.1 ст. 6 данного Федерального закона; 5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам; 6) сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; 7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п.2 ст.11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Положениями ст. 15 Федерального закона №27-ФЗ определено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения о зарегистрированных (застрахованных) лицах.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона №27-ФЗ органы Фонда имеют право, в том числе: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу. Органы Фонда обязаны, в том числе осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных данным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
По смыслу приведенных выше нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсии в соответствии с результатом труда каждого застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых возложена на страхователя (работодателя). Страхователь (работодатель) предоставляет о каждом работающем необходимые сведения, после получения, которых Пенсионный фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Управление ФНС по Республике Коми сообщило, что в нарушение действующих норм закона сведения о начисленных суммах выплат, а также суммах исчисленных страховых взносах за период с 01.04.2020 по 30.09.2021 по решению Воркутинского городского суда Республики Коми от 29.06.2021 по делу №2-1414/2021 отражены ООО «Водоканал» в представленном уточненном расчете по страховым взносам за 2021 г.
Обществу направлено уведомление №5264 от 22.07.2024 о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений по вопросу представления уточненных расчетов по страховым взносам за период 2020-2021 гг. 05.08.2024 Обществом представлены пояснения, из которых следует, что корректировка страховых взносов не производилась. Представленная в налоговый орган отчетность свидетельствует о нарушении ООО «Водоканал» законодательства о налогах и сборах в части неверного отражения сумм выплат в пользу Гуровой Н.В. в расчетах по страховым взносам за 2020-2021 гг. и, как следствие, неполной выгрузки персонифицированных сведений в Социальный Фонд России.
Положениями ст.ст. 13, 14 и 15 Федерального закона № 167-ФЗ определена также ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования (страховщика, страхователя и застрахованного лица) за нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пунктом 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) установлено, что определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии) по следующим тарифам: для лиц 1966 года рождения и старше -22%; тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе: 1) вариант пенсионного обеспечения 0,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии): на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии) - 6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 420 и п.1 ст.421 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; базой для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст. 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 настоящего Кодекса.
Как следует из п.4 ст.431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Приказом Минтруда России от 03.04.2023 № 256н утверждена «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах».
Согласно п.27 Инструкции сведения о зарегистрированном лице, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете, уточняются и дополняются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения Фондом сведений от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных организаций, от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, содержащихся в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния
При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Фонда уточненные индивидуальные сведения (п.41).
Суммы заработной платы, взысканные решением Воркутинского городского суда от 29.06.2021, не были включены ответчиком ООО «Водоканал» в налоговые базы за соответствующие периоды для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Соответственно, с сумм, взысканных указанным решением, не была произведена уплата страховых взносов. Истец являлась в спорные периоды застрахованным лицом, ответчик ООО «Водоканал» - страхователем истца. Внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется в целях устранения имеющихся расхождений, поскольку некорректные сведения влияют на объем пенсионных прав истца.
С учетом установленных обстоятельств, приведенного правового регулирования спорных правоотношений, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ООО «Водоканал», как страхователя истца в спорный период, обязанности по направлению корректирующих сведений о трудовой деятельности истца за отчетные периоды 2020-2021г.г.
Относительно требований о возложении обязанности на УФНС России по Республике Коми и ОСФР по Республике Коми принять уточненный расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения за 2020-2021 г.г., суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Требования истца о возложении обязанности на УФНС России по Республике Коми и ОСФР по Республике Коми принять уточненный расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения за 2020-2021 гг.г., произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, внести уточнения в индивидуальный лицевой счет (изменить ИПК за 2020 г.) являются производными от основных требований о возложении обязанности на ответчика ООО «Водоканал» направить в УФНС России по Республике Коми уточненный расчет по страховым взносам.
На момент рассмотрения спора ответчик ООО «Водоканал» корректировку сведений в ОСФР по Республике Коми и УФНС России по Республике Коми не предоставлял. Следовательно, права истца ответчиками ОСФР по Республике Коми и УФНС России по Республике Коми не нарушены.
На основании указанного на данном этапе возложение обязанности на ответчика ООО «Водоканал» направить в УФНС России по Республике Коми уточненный расчет по страховым взносам влечет полное восстановление прав заявителя.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца к УФНС России по Республике Коми и ОСФР по Республике Коми.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Гуровой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» произвести корректировку индивидуальных сведений персонифицированного учета Гуровой Н.В. от сумм заработка (дохода) за 2020-2021 г.г., предоставить в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми уточненный расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения Гуровой Н.В. за отчетные 2020-2021 г.г.
Отказать в удовлетворении исковых требований Гуровой Н.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности принять уточненный расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения за отчетные 2020-2021 годы, произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внести уточнения в индивидуальный лицевой счет (изменить ИПК за 2020 г.).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 06.11.2024.
Судья У.Н. Боричева