Дело № 2а-233/2019
Решение
Именем Российской Федерации
31 мая 2019 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Конищевой И.И., при секретаре Катунине В.А.,
с участием:
- представителя административного истца – Мартыновой О.А.,
- представителя административного ответчика – Заичкина Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району о признании незаконным проведения внеплановой проверки,
установил:
Администрация Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району, в котором просит признать проведение внеплановой проверки Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Красноярскому краю в отношении администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края, выполненной в период с 27 ноября 2018 по 29 ноября 2018 года и отменить результаты проверки, а именно: распоряжение от 14.11.2018 № 287 о проведении проверки, акт проверки № 287 от 29.11.2018, протокол № 315 от 06.12.2018, предписание № 287/1/1-3 от 29.11.2018.
Требования мотивированы тем, что ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, в лице государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Булавского Д.А., в период с 27 ноября 2018 по 29 ноября 2018 года была проведена внеплановая проверка на основании Распоряжения о проведении внеплановой проверки юридического лица от 14 ноября 2018 №287 с целью контроля за исполнением ранее выданного ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Красноярскому краю предписания от 31 мая 2018 №91/1/1-9 срок устранения которого установления 01 октября 2018.
Результаты проверки оформлены актом от 29 ноября 2018 №287.
На основании Акта проверки вынесено предписание №287/1/1-3 устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 июня 2019.
06 декабря 2018 года составлен протокол об административном правонарушении № 315 в отношении юридического лица Администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края.
Данные действия нарушают права и законные интересы административного истца, а именно при организации и проведении проверки государственным инспектором были допущены грубые нарушения требований ст.77 ч.4 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: согласно п. 2.6 ч.4 ст.77 указанного Федерального закона, на который ссылается, в качестве правового основания, в своем распоряжении о проведении проверки ВрИО начальника ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району Булавский Д.А., применима для внеплановой проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, но не для проверки администрации сельсовета как юридического лица. Администрация сельсовета наделена полномочиями осуществления управленческих и хозяйствующих функций, и как юридическое лицо не несет ответственности по решению вопросов местного значения и проведение проверки администрации в качестве юридического лица по ст.77 ч.4 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ и ст.6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ (ред. От 30 октября 2018) «О пожарной безопасности» не законно. Согласно действующего законодательства, за несоблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, к ответственности может быть привлечено только должностное лицо – руководитель органа местного самоуправления. В то время как протокол составлен в отношении юридического лица – администрации сельсовета. Кроме того, в материалах дела отсутствует выписка из Устава Филимоновского сельсовета. В нарушение законодательства, материалы дела, вместе с протоколом об административном правонарушении, составленным без соблюдения требований ст.28.2 КоАП РФ, которые подлежали возвращению, составившему протокол должностному лицу для устранения недостатков, были рассмотрены по существу.
Распоряжение о проведении проверки было выслано на электронную почту администрации Филимоновского сельсовета без цифровой подписи государственного инспектора, документом в формате «word», в то время как заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим проверку, уполномоченному лицу органа власти, в отношении которого ведется проверка. Кроме того, о проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее, чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной цифровой подписью и направленного по адресу электронной почты органа власти, юридического лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен органом власти, юридическим лицом в орган ГПН. Также распоряжение не заверено печатью издавшего его органа ГПН, в связи с чем распоряжение не может являться правовым основанием для проведения проверки.
Представитель административного истца Мартынова О.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в административном иске доводам, пояснила, что администрация предприняла все возможные действия, выполнила первый пункт предписания, для выполнения второго и третьего пункта предписания уже выделены денежные средства.
Представитель административного ответчика Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Заичкин Э.А. (на основании служебного удостоверения) в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что распоряжение должно быть отправлено любым доступным способом, который позволяет подтвердить факт извещения.
Определением от 31.05.2019 производство по административному исковому заявлению администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Каннскому району о признании незаконным проведения внеплановой проверки в части требования об отменен протокола №315 об административном правонарушении от 06.12.2018, составленного государственным инспектором г. Канска и Канского района по пожарному надзору Василенко Н.Н. прекращено.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. ч. 8, 9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О пожарной безопасности» пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О пожарной безопасности», к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.
В соответствии с п. 9 «О федеральном государственном пожарном надзоре» утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 №290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора в части соблюдения требований пожарной безопасности (пп. «а»); выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара (пп. «е»).
В соответствии с «Административным регламентом Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 №644, по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного пожарного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 93).
Основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ (ред. От 29.07.2018) «О пожарной безопасности» является истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ).
Предметом проверок при осуществлении государственного пожарного надзора согласно статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ (ред. От 29.07.2018) является соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности, соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Судом установлено, что ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, в лице государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Булавского Д.А., в период с 27 ноября 2018 по 29 ноября 2018 года была проведена внеплановая проверка на основании Распоряжения о проведении внеплановой проверки юридического лица от 14 ноября 2018 №287 с целью контроля за исполнением ранее выданного ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Красноярскому краю предписания от 31 мая 2018 года №91/1/1-9 срок устранения которого установлен до 01 октября 2018 года. Результаты проверки оформлены актом от 29 ноября 2018 года № 287. На основании Акта проверки вынесено предписание № 287/1/1-3 устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 июня 2019 года.
Согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов российской Федерации.
В соответствии с п. 66 «Административного регламента Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 №644, внеплановая проверка проводится на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки, издаваемого в соответствии с пунктами 52 - 54 настоящего Административного регламента.
Согласно п. 52 Административного регламента проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки органов власти, объекта защиты, территории (далее - распоряжение о проведении проверки) органа ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России N 141.
Согласно п. 54 Административного регламента распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.
Копии распоряжения о проведении проверки, представляемые или направляемые уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, заверяются печатью издавшего его органа ГПН.
В соответствии с п. 73 Административного регламента о проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа власти, юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен органом власти, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином в орган ГПН.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований п.п. 54, 73 Административного регламента распоряжение о проведении оспариваемой внеплановой проверки было направлено административным ответчиком на электронную почту администрации Филимоновского сельсовета без усиленной квалифицированной электронной подписи государственного инспектора, в виде документа в формате «word» без подписи и печати. Копия распоряжения с печатью и подписью государственного инспектора Главе администрации Филимоновского сельсовета, присутствовавшей при проведении проверки не представлена. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание данные обстоятельства суд считает, что требования администрации Филимоновского сельсовета в части признания незаконным проведение внеплановой проверки подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 85 Административного регламента по результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя в двух экземплярах.
В соответствии с пп. 1 п. 90 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения
Учитывая, что внеплановая выездная проверка, проведенная органом ГПН 27.11.2018, 29.11.2018, является незаконной, акт проверки № 287 от 29.11.2018, а также предписание № 287/1/1-3 от 29.11.2018, составленные по результатам проверки подлежат отмене.
Рассматривая требования административного истца в части отмены распоряжения о проведении проверки № 287 от 14.11.2018, суд исходит из того, что представителем административного ответчика представлена в материалы дела копия оспариваемого распоряжения с подписью и печатью государственного инспектора Булавского Д.А., данное распоряжение соответствует требованиям, предъявляемым к форме и содержанию распоряжения, основания для издания данного распоряжения о проведении внеплановой проверки имели место. В связи с чем, правовых оснований для отмены оспариваемого распоряжения государственного инспектора органа ГПН суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края частично удовлетворить.
Признать незаконным проведение внеплановой проверки Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Красноярскому краю в отношении администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края, выполненной в период с 27 ноября 2018 по 29 ноября 2018 и отменить акт проверки № 287 от 29.11.2018, предписание № 287/1/1-3 от 29.11.2018.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Председательствующий И.И. Конищева
Мотивированное решение составлено 05.06.2019.