Решение по делу № 33-3566/2018 от 13.06.2018

Судья Автушин Ф.А.      Дело № 33-3566/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Орловой И.А., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Мельниковой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2018 года дело по апелляционным жалобам Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2018 года, по которому

на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Ветошкиной Н.Р. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истицы Ветошкиной Н.Р., судебная коллегия,

установила:

Ветошкина Н.Р. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, жильем не обеспечена, в связи с чем, просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного найма жилого помещения.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах администрация МО ГО «Сыктывкар», Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми просят об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и необоснованность решения.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при имеющейся явке лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ветошкина Н.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 07.11.2013 ее родители В. и К. лишены родительских прав.

Жилое помещение за истцом не закреплялось.

Ветошкина Н.Р. в собственности жилых помещений не имеет, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>, которое принадлежит на праве собственности ее родственнице. Заключением межведомственной комиссии от 13.12.2016 № 4 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями Республики Коми по формированию соответствующих списков и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.

Норма предоставления площади жилого помещения на территории МО ГО «Сыктывкар» составляет 13,5 кв. м (решение Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения»).

Руководствуясь приведенными нормами права и установив, что Ветошкина Н.Р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, иных жилых помещений на праве собственности либо на ином праве, пригодных для проживания, не имеет, суд пришел к обоснованному выводу о праве истца на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, обязанность по обеспечению которого возлагается на органы местного самоуправления.

Доводы апелляционных жалоб о том, что Ветошкина Н.Р. не обращалась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в целях решения вопроса о включении в список и оспариваемое решение игнорирует порядок обеспечения истца жилым помещением, не могут повлечь отмену решения суда, учитывая, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигла возраста 23 лет, в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору специализированного найма.

Доводы апелляционной жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о том, что в рамках рассмотрения дела истцом не представлено доказательств того, что г. Сыктывкар является местом ее жительства, а не местом пребывания, на законность постановленного судебного акта не влияют.

Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17 часть 2, Конституции РФ, статья 150 Гражданского кодекса РФ).

На основании статьи 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Реализуя указанное право Ветошкина Н.Р. избрала местом своего жительства г. Сыктывкар. При таком положении в силу социального статуса истца, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о ее праве на жилое помещение, у суда имелись все основания для удовлетворения иска.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» о том, что суд оставил без должного внимания тот факт, что без соответствующего финансирования из средств республиканского бюджета, администрация МО ГО «Сыктывкар» не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение, несостоятельны.

С учетом положений Бюджетного кодекса РФ Ветошкина Н.Р. участником межбюджетных отношений не является, и надлежащим ответчиком по делу выступает именно администрация МО ГО «Сыктывкар», на которую в силу вышеприведенных норм права возложена прямая обязанность обеспечить истца жилым помещением на условиях специализированного найма по установленным нормам.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» о том, что принятое судом решение приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ не устанавливает очередность внутри сводного списка, в качестве условия предоставления жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения указанных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

33-3566/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ветошкина Наталья Руслановна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
21.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее