Решение по делу № 2а-761/2020 от 09.07.2020

Дело № 2а-761/2020

                    Р Е Ш Е Н И Е

     И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й      Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Советская Гавань                           03 сентября 2020 года.

    Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П.

При секретаре Колясниковой М.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательный программы «Школа-интернат № 20» об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора

                   У С Т А Н О В И Л :

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательный программы «Школа-интернат № 20» (далее также – ШИ № 20) обратилось в суд с административным иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, указав в обоснование заявленных требований, что в ОСП по Советско-Гаванскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО находится исполнительное производство от 21.02.2020 года об обязании ШИ № 20 устранить нарушения требований пожарной безопасности, возбужденное на основании выданного Советско-Гаванским городским судом Хабаровского края исполнительного листа. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 02.03.2020 года, судебным приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии настоящего постановления. После получения копии постановления должником предприняты меры по исполнению требований исполнительного документа: произведен демонтаж старой эвакуационной лестницы здания столовой и установлена новая эвакуационная лестница, отвечающая противопожарным требованиям; приборы приемно-контрольные и приборы управления защищены от несанкционированного доступа. Исполнить решение суда в полном объеме в установленный срок не представилось возможным в связи со вспышкой в феврале 2020 года коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер. Ремонтные работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности были приостановлены, поскольку к организациям, проводившим ремонтные работы также были применены ограничительные меры. Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 года, № 239 от 02.04.2020 года, № 294 от 28.04.2020 года дни с 30.03.2020 года по 08.05.2020 объявлены нерабочими днями. 28.05.2020 года от судебного пристава-исполнителя получено требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда. 01.06.2020 года судебному приставу-исполнителю направлен ответ с разъяснениями о невозможности довести ремонтные работы до конца в установленный срок и о возобновлении работ. 03.06.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, копия которого получена должником 29.06.2020 года. Постановление о взыскании исполнительского сбора должник считает незаконным по следующим основаниям. На момент вынесения постановления нарушения требований пожарной безопасности должником частично были устранены: установлены световые оповещатели «ВЫХОД» над эвакуационными выходами, заключен договор с <данные изъяты> на поставку огнетушителей ОП-5 в количестве 17 шт., приобретены 2 огнетушителя. В связи с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 28.04.2020 года № 195-р «О мерах по обеспечению сбалансированного консолидированного бюджета края при его исполнении в 2020 году в условиях ухудшения экономической ситуации» заявка на выделение денежных средств на приобретение оставшихся огнетушителей направлена на согласование. На основании изложенного представитель административного истца Л просила признать постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным и отменить.

Административным истцом в качестве административного ответчика к участию в деле привлечен судебный пристав-исполнитель Бродская О.А., в качестве заинтересованного лица Советско-Гаванский городской прокурор.

Судом в соответствии с частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО.

До судебного заседания от административных ответчиков и заинтересованного лица возражений относительно исковых требований в письменном виде в суд не поступало.

В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о времени и месте его проведения были извещены судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием суд не просили, их явка обязательной судом не признавалась.

Ходатайство Врио начальника ОСП по Советско-Гаванскому району об отложении судебного заседания в связи с нахождением судебного пристава-исполнителя в отпуске удовлетворению не подлежит, поскольку указанное должностное лицо лицом участвующим в деле не является, а изложенные в ходатайстве причины неявки судебного пристава-исполнителя судом уважительными не признаются.

    Учитывая изложенное, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Изучив материалы дела, обсудив заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 20.12.2019 года на Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательный программы «Школа-интернат № 20» возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях по адресу <адрес>, а именно оборудовать световые указатели «Выход» над эвакуационными выходами в учебном корпусе в левом крыле и над центральным выходом, а также над эвакуационными выходами в корпусе столовой; оборудовать здания учебного корпуса и столовой огнетушителями для тушения пожара класса «А»; прибор приемочно-контрольный пожарный установить в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, телефоном и эвакуационным освещением, либо в помещении учебного корпуса с охранной и пожарной сигнализацией и защищенном от несанкционированного доступа; лестницу, ведущую из столовой на втором этаже здания, предназначенную для эвакуации людей из здания, привести с соответствие с противопожарными требованиями.

Решение суда вступило в законную силу 21.01.2020 года.

07.02.2020 года Советско-Гаванскому городскому прокурору выдан исполнительный лист, который 20.02.2020 года предъявлен прокурором для принудительного исполнения в ОСП по Советско-Гаванскому району, где 21.02.2020 года в отношении Школы-интернат № 20 возбуждено исполнительное производство , судебным приставом-исполнителем должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 02.03.2020 года.

В установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа должником не исполнены.

21.05.2020 года судебным приставом-исполнителем Бродской О.А. должнику направлено требование о предоставлении в 3-дневный срок со дня поступления требования документов, подтверждающих исполнение решения суда, требование получено должником 28.05.2020 года, срок для предоставления запрошенных сведений истек 02.03.2020 года, в указанный срок запрошенные судебным приставом-исполнителем сведения должником не представлены.

03.06.2020 года судебным приставом-исполнителем Бродской О.А. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также постановление о назначении нового срока исполнения до 24.06.2020 года.

04.06.2020 года от должника в службу судебных приставов поступила информация, что решение суда в полном объеме не исполнено, проводятся ремонтные работы, в ходе которых устраняются нарушения требований пожарной безопасности, ранее устранить нарушения требований пожарной безопасности не имелось возможным в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и введение ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории <адрес>. К требованию приложены документы, подтверждающие частичное исполнение решения суда: фотография новой эвакуационной лестницы, копия договора о предоставлении услуг в области пожарной безопасности от 27.05.2020 года, заключенного с <данные изъяты> на поставку самоспасателя «СПИ-20» и огнетушителей ОП-4 в количестве 18 шт. со сроком исполнения договора до 30.06.2020 года; счет на оплату товара по договору, расходное расписание о лимите бюджетных обязательств от 27.05.2020 года.

13.07.2020 года исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Ссылаясь на невозможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, принятие мер к исполнению решения суда, должник обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации и иным лицам право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, должностного лица, если они полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

На основании ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст.122 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также – Закон № 229-ФЗ) жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Согласно ч.6 ст.112 Закона № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Срок обращения в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора должником не пропущен, поскольку из содержания искового заявления следует, что копия постановления о взыскании исполнительского сбора получена должником 29.06.2020 года, обращение в суд с рассматриваемым иском последовало 09.07.2020 года.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со ст.2 Закона № 229-ФЗ, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона № 229-ФЗ, исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ч.1 ст.5 Закона № 229-ФЗ, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ч.ч.1, 8, 11 и 12 ст.30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В данном случае срок для добровольного исполнения решения суда истек 10.03.2020 года.

На основании ст.105 Закона № 229-ФЗ в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

Согласно ст.112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

По смыслу ч.1 ст.105, ч.ч.1 и 2 ст.112, ч.ч.11 и 12 ст.30 Закона № 229-ФЗ, после возбуждения исполнительного производства должнику устанавливается пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, в случае невозможности исполнить требования исполнительного документа в указанный срок должник должен представить судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы, в случае, если требования исполнительного документа должником не исполнены и не представлены доказательства невозможности их исполнения в пятидневный срок, судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о взыскании с должника исполнительского сбора и установить новый срок исполнения, а в случае неисполнения должником во вновь установленный срок требований исполнительного документа, привлечь должника к административной ответственности.

Между тем, в рамках данного исполнительного производства после окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель постановление о взыскании исполнительского сбора не выносил, новый срок для исполнения должнику не устанавливал, до 21.05.2020 года какие-либо исполнительские действия по делу не проводились.

Вынося 03.06.2020 года оспариваемое постановление судебный пристав-исполнитель указал, что должник в срок до 03.06.2020 года, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнил, что не соответствует действительности, поскольку срок до 03.06.2020 года должнику не устанавливался (в материалах дела отсутствует соответствующее постановление), из направленного должнику 21.05.2020 года требования следует, что должник был обязан в 3-х дневный срок со дня получения требования представить судебному приставу документы, подтверждающие исполнение решения суда, а не исполнить требования исполнительного документа.

Даже если расценить требование от 21.05.2020 года как постановление о назначении должнику нового срока для добровольного исполнения, поскольку в нем содержится указание о возможности привлечения должника к административной ответственности, то неисполнение должником требований исполнительного документа в этот срок не является в соответствии со ст.ст.105 и 112 Закона № 229-ФЗ основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку нарушение этого срока влечет для должника другие правовые последствия.

В силу ч.ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, суд считает, что порядок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем нарушен, в связи с чем признать оспариваемое постановление законным нельзя.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 179, 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

                    Р Е Ш И Л :

Исковые требования Краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательный программы «Школа-интернат № 20» об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Советско-Гаванскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 03.06.2020 года о взыскании исполнительского сбора с Краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательный программы «Школа-интернат № 20» в рамках исполнительного производства от 03.06.2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия.

    Судья                подпись            К.П. Бугаёв

    Копия верна: судья                        К.П. Бугаёв

2а-761/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКОУ ШИ 20
Ответчики
УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО
судебный пристав-исполнитель ОСП по Советско-Гаванскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Бродская о.А.
Другие
Советско-Гаваснкий городской прокурор
Суд
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
Судья
Бугаев Константин Павлович
Дело на странице суда
s-gavansky.hbr.sudrf.ru
09.07.2020Регистрация административного искового заявления
09.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
03.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2020Дело оформлено
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее