УИД 53RS0022-01-2024-001464-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2024 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.,
судей Ребровой И.В. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре Кульш Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 14 мая 2024 года по иску ФИО2 к УМВД России по Новгородской области об обжаловании решения жилищно-бытовой комиссии,
у с т а н о в и л а :
ФИО2 обратилась в суд с иском к УМВД России по Новгородской области (далее - Управление) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, оформленное протоколом от <...> <...>, о снятии ее и членов ее семьи с учёта на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В обоснование иска указано, что <...> истец поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В тот период она проживала совместно с <...> ФИО10, <...>, по адресу: <...>. Данная квартира находится в распоряжении ее семьи с <...> на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного с УМВД по Новгородской области. <...> <...> ФИО1 Все члены семьи истца проживают совместно с ней в представленном служебном жилье.
<...> истец обратилась с рапортом о внесении изменений в учетное дело в связи с изменением состава семьи по факту рождения <...>. <...> жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Новгородской области по предоставлению единовременной социальной выплаты принято решение о снятии истца с семьей с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» (в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты) пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи с <...> по <...> и с <...> по настоящее время более 15 кв. м. Вместе с тем, истец считает, что иные помещения, в которых члены семьи были зарегистрированы по месту жительства, учитываться не должны. Исходя из изложенного, истец просила признать незаконным указанное решение жилищно-бытовой комиссии, признать за ней и ее семьей право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика восстановить ее с семьей в составе пяти человек на учете для получения единовременной социальной выплаты с даты первоначального принятия на данный учет.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 14 мая 2024 года исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилась ФИО2, в поданной апелляционной жалобе она ссылается на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, на неверность выводов суда из установленных фактов, что по мнению подателя жалобы, привело к вынесению незаконного и необоснованного судебного акта, и повторяя правовую позицию, выраженную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО2 – адвокат ФИО8 апелляционную жалобу поддержала, представитель УМВД России по Новгородской области ФИО9 просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, в суд не явились. Руководствуясь ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (абзац 1 части 1).
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 служит в органах внутренних дел Российской Федерации с <...> по настоящее время.
<...> ФИО2 обратилась с заявлением в УМВД России по Новгородской области о постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьёй 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247 - ФЗ, ее и членов ее семьи: ФИО10, ФИО11, ФИО12
<...> ФИО2 обратилась в УМВД России по Новгородской области с рапортом о внесении изменений в учетное дело в связи с изменениями по составу семьи (рождение <...> ФИО1, <...> г.р.).
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Новгородской области, оформленной протоколом от <...> <...>, внесены изменения в учетное дело по составу семьи ФИО2, постановлено считать ее очередником для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе <...> человек (<...>; в соответствии с подпунктом «б» ( в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты) пункта 19 Правил № 1223 ФИО2 с семьей в составе <...> человек <...>.) снята с учета для получения единовременной социальной выплаты, поскольку в период с <...> по <...> и с <...> по настоящее время обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Полагая принятое решение жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета на получение единой социальной выплаты незаконным, ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 19.07.2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года №1223, и исходил из того, что при расчете обеспеченности в общей площади жилого помещения на одного члена семьи ФИО2 ответчиком правомерно учитывались все жилые помещения, в которых истец и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Российская Федерация, согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом определение конкретных жилищных гарантий, их содержания и круга лиц, на которых они распространяются, а также порядка предоставления государственной поддержки является прерогативой законодателя.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №247-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подп. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подп. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с п. 23 Правил в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он предоставляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.
В силу подп. «б» п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.
Утрата оснований для получения сотрудником единовременной выплаты влечет принятие комиссией решения о снятии сотрудника с учета. Перечень оснований, по которым сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, является исчерпывающим (п.24 Правил).
Как видно из материалов дела, принимая на основании подпункта «б» пункта 19 и пункта 24 Правил оспариваемое решение о снятии ФИО2 с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, жилищно-бытовая комиссия исходила из того, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО2 в период с <...> по <...> и с <...> по настоящее время составляет более 15 кв.м. При этом при расчёте обеспеченности в общей площади помещения на одного человека ответчиком учитывались все площади жилых помещений, в которых истец и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства в качестве членов семьи собственника.
Так, с <...>
<...>
<...>
<...>
В целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности (в том числе общая площадь жилого помещения, в котором у сотрудника и членов его семьи возникло право пользования таким жилым помещением по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации), вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
При этом не имеет правового значения факт раздельного проживания с собственником при условии вселения им сотрудника и членов его семьи в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи
Согласно части 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В данном случае сведений об ограничении пользования либо иных основаниях вселения <...>
Таким образом, ФИО2 и члены ее семьи, будучи вселенными в вышеуказанные жилые помещения с согласия собственников, состоящие на регистрационном учете по месту жительства в них, являются членами семьи собственников, и имеют право пользования этими жилыми помещениями наравне с собственниками.
Исходя из положений закона, регулирующих права членов семьи собственника жилого помещения, и установленных по делу обстоятельств, факт проживания истца и членов ее семьи в другом месте на право пользования данными жилыми помещениями не влияет, за ними сохраняется бессрочное право пользования жилыми помещениями на прежних условиях.
Учитывая изложенное, ответчиком правомерно при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи учитывалась площадь вышеуказанных жилых помещений, в которых истица и члены ее семьи имеют право пользования как члены семьи собственника.
При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО2 с <...> составляет:
<...>
<...>
<...>
<...>
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО2 с <...> по настоящее время составляет 17,52 кв. м., что превышает норму, предусмотренную для нахождения на соответствующем учете.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Новгородской области при принятии решения о снятии истца и членов ее семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, правильно применив нормы действующего законодательства, обоснованно сняла истца и членов ее семьи с учета по причине обеспеченности более учетной нормы.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия постановленное судом первой инстанции решение находит законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при разбирательстве дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы, к которым пришел суд, в решении мотивированы с учетом установленных обстоятельств и исследованных по делу доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.09.2024 ░.