Дело №2-1413/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Султановой А. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антонова Станислава Васильевича к Антонову Юрию Васильевичу и Шамрай Ольге Александровне, третье лицо Администрации Челядиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, о признании лиц не принявшими наследство,
УСТАНОВИЛ:
Антонов С. В. в лице представителя по доверенности Побережного Л. М. обратился в суд с иском, в котором просит признать ответчиков не принявшими наследство после смерти ФИО1, умершей 23.05.1997 г. Требования мотивированы тем, что после смерти ФИО1 кроме истца наследниками являются также ответчики, однако Антонов Ю. В. 13.01.1998 г. написал заявление, в котором указал, что на наследство не претендует, а Шамрай О. А. более 20 лет не проживает в ленинском районе, мер по получению свидетельства о праве на наследство не предпринимает. Полагает, что таким образом ответчики наследство не приняли, претензий к истцу и интереса к наследственному имуществу не имеют. В связи с тем, что у истца нет иной возможности реализовать свое право на наследство во внесудебном порядке, он вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание истец не явился, представитель истца по доверенности Побережный Л. М. подал заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил исковые требования удовлетворить (л.д.75).
Ответчики Антонов Ю. В. и Шамрай О. А. в судебное заседание не явились, Шамрай О. А. подала в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признала (л.д.56), а конверты адресованные Антонову Ю. В. возвратились в суд с отметками «за отсутствием адресата» и «за истечением срока хранения».
Третье лицо Администрация Челядиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представил (л.д.66).
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Антонов Станислав Васильевич и ответчики Антонов Юрий Васильевич и Шамрай (Антонова, Бровко) Ольга Александровна являются детьми ФИО1, умершей 23.05.1997 г. (л.д.4,5,10,47-55).
ФИО1 в похозяйственных книгах значится собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6).
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.ст. 524-527 Гражданского кодекса УССР (далее - ГК УССР), действовавшего на момент смерти ФИО1, умершей 23.05.1997 г., наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя. Местом открытия наследства признается последнее постоянное место проживания наследодателя (статья 17 этого Кодекса), а если оно неизвестно, - местонахождение имущества или его основной части. Наследниками могут быть лица, которые были живыми на момент смерти наследодателя.
Статья 529 ГК УССР предусматривала, что при наследовании по закону наследниками первой очереди являются, в равных долях, дети (в том числе усыновленные), жена и родители (усыновители) умершего.
В соответствии с нормами статей 548, 549 ГК УССР для приобретения наследства необходимо, чтобы наследник его принял. Не допускается принятие наследства с условием или с предостережениями. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику с момента открытия наследства. Признается, что наследник принял наследство: 1) если он фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом; 2) если он подал государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Наследниками по закону после смерти ФИО1, принявшими наследство, являются заявитель Антонов Станислав Васильевич и Антонов Юрий Васильевич, постоянно проживавшие с наследодателем на день её смерти, а также Шамрай (Бровко) Ольга Александровна, которая в установленном законом порядке обратилась к нотариусу, было заведено наследственное дело, однако свидетельство о праве на наследство не было выдано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на наследственное имущество (л.д.47-55).
Суд не принимает во внимание согласие ответчиков с исковыми требованиями и их заявления, что в суд они подавать не будут (л.д.8,56), так как нормами ГК УССР, действовавшего на момент смерти ФИО1, как и нормами ГК РФ определено, что принявшим наследство считается наследник, фактически вступивший в управление или владение наследственным имуществом (постоянно проживавший с наследодателем на время открытия наследства), а также если он подал государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
При этом, срок обращения к нотариусу наследников, принявших наследство, законодательством не ограничен, поэтому не обращение к нотариусу правового значения не имеет, так как получение свидетельства о праве на наследство является в данном случаем правом, а не обязанностью наследников.
Вместе с тем, суд отмечает, что статья 1154 ГК РФ закрепляет, что наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства, представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства (пункт 37 указанного Постановления Пленума).
Таким образом, в силу статьи 1153 ГК РФ, если наследником совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства, то именно на нем лежит обязанность доказать факт того, что наследство принято не было. В частности к таким допустимым доказательствам могут относиться заявление об отказе от наследства (статья 1159 ГК РФ), либо решение суда об установлении факта непринятия наследства.
То есть требования о признании лиц не принявшими наследство является ненадлежащим способом защиты права, а с требованием об установлении факта непринятия наследства в суд может обратиться только лицо, которым совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства, поэтому истец не может заявлять такие требования относительно иного наследника.
Вместе с тем, Антонов Ю. В. и Шамрай О. А. с указанными требованиями в суд не обращались.
В связи с указанными обстоятельствами, суд полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Антонова Станислава Васильевича об установления факта непринятия Антоновым Юрием Васильевичем и Шамрай Ольгой Александровной наследства, открывшегося после смерти, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 18.12.2018 г.
Судья А. Я. Цветков