УИД №
Производство №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
7 сентября 2021 г. г. Орёл
Судья Северного районного суда г. Орла Лукьянов Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда жалобу директора Бюджетного профессионального образовательного учреждения <адрес> «Орловский технологический техникум» Горькова Юрия Ивановича (далее – БПОУ ОО «Орловский технологический техникум») на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении Бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Орловский технологический техникум»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Фроловой И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» Горьков Ю.И. обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что правонарушение, указанное в постановлении административного органа, не связано с осуществлением учреждением экономической деятельности.
Согласно сведениям ФГИС «Единый реестр проверок» дата начала проведения проверки в отношении БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» ДД.ММ.ГГГГ, однако проверка надзорным органом перенесена без уведомления учреждения на ДД.ММ.ГГГГ и датой завершения мероприятия стало ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление о переносе или продлении сроков проверки в учреждение не поступало.
Полагал, что в нарушение ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» акт проверки, который должен быть составлен ДД.ММ.ГГГГ, фактически составлен ДД.ММ.ГГГГ и направлен в учреждение ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, считал, что при оформлении акта проверки должностным лицом допущены нарушения требований п. 5 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно в акте проверки, указаны лица, которые не работают и никогда не работали в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум».
Указал, что по результатам проверки, завершенной ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки своевременно не составлен и не вручен, протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, а рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ.
Полагал, что указанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении должностным лицом административного органа процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ и гарантированных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указал, что в целях разрешения вопроса по выполнению требований для организации питания обучающихся в образовательном учреждении, которые предъявляет представитель надзорного органа в ходе проверки, в том числе указанных в выданном предписании, образовательным учреждением неоднократно в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области и его заместителей, направлялись подробные объяснения с указанием причин неисполнимости требований надзорного органа, ссылки на действующее законодательство, информация о том, что решение данного вопроса выходит за рамки компетенции образовательного учреждения. Также были представлены копии обращений в Управление Роспотребнадзора по Орловской области и в <данные изъяты>, в которых излагалась сложившаяся ситуация об отсутствии возможности устранить самостоятельно указанные нарушения.
Кроме того, при вынесении постановления не были учтены следующие факты:
В учреждении в соответствии с требованиями п. 3.8 приложения № 2 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» ведется учет температурного режима холодильного оборудования для хранения суточных проб в Журнале учета температурного режима в холодильном оборудовании.
Полагал, что несоответствие формы гигиенического журнала, а также журналов бракеража готовой пищевой продукции и скоропортящейся пищевой продукции требованиям приложений №№ 1, 4, 5 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не могут рассматриваться как нарушения в связи с тем, что вышеперечисленные приложения являются рекомендательными, а значит строгое соответствие им не является обязательным требованием.
П. 2.22 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 допускается ведение гигиенического журнала в электронном виде, соответственно кроме отметок о результатах осмотра каких-либо подписей, предусмотренных рекомендуемым образцом, в журнале быть фактически не может.
Предыдущая форма журнала бракеража готовой кулинарной продукции БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» от рекомендуемого образца отличалась только графой о взвешивании порции, однако в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не содержится такого обязательного требования.
Журнал бракеража скоропортящейся продукции отличался от рекомендуемого образца графами о фасовке, изготовителе и поставщике, что также самим СанПин 2.3/2.4.3590-20 не предусмотрено как обязательное требование.
Производство готовых блюд в техникуме осуществлялось и осуществляется в соответствии с п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» по технологическим картам, отражающим рецептуру приготовления.
Полагал, что при вынесении постановления, должностным лицом не взято за основу действующее региональное законодательство, а именно то, что образовательное учреждение является бюджетным, финансируется из бюджета Орловской области, объем средств, предназначенных на эти цели, определяется законом Орловской области.
Кроме того, считал, что назначение штрафа в размере 30 000 рублей не соответствует тяжести правонарушения и носит скорее карательный, а не превентивный характер и как следствие может создать угрозу дестабилизации процесса образовательной деятельности.
В судебном заседании представитель БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» по доверенности Тетерина Ю.В. жалобу поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в ней. Также пояснила, что в настоящий момент нарушения устранены.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Орловской области Новикова Е.А. суду пояснила, что должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Орловской области на основании распоряжения руководителя указанного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка, которая проведена с целью исполнения утвержденного ежегодного плана плановых проверок юридических лиц и ИП Управления Роспотребнадзора по Орловской области на 2021 год.
Копия распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № получена законным представителем БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» Горьковым Ю.И. ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной проверки в отношении БПОУ ОО «Орловский технологический техникум», установлены нарушения требований, установленных законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного акта направлена в адрес БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» ДД.ММ.ГГГГ.
О необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ в Управления Роспотребнадзора по Орловской области для составления протокола об административном правонарушении, представитель юридического лица был извещен. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Роспотребнадзора по Орловской области директор БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» отказался знакомиться с протоколом об административном правонарушении, от подписи отказался, в связи с чем, направлено повторное извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в отношении БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ был составлен ДД.ММ.ГГГГ, при этом имелась информация о получении ДД.ММ.ГГГГ БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» извещения о составлении протокола об административном правонарушении.
Копия протокола об административном правонарушении была направлена в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, при наличии соответствующих данных о надлежащем извещении законного представителя БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Выслушав доводы представителя юридического лица, пояснения представителя лица, составившего протокол и вынесшего постановление, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по и организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч.ч. 3, 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной форме деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 3.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники производственных помещений предприятий общественного питания обязаны: оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви.
В соответствии с п. 3.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" в целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов необходимо вести ежедневную регистрацию показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности - в складских помещениях (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 2 и 3 к настоящим Правилам).
Согласно п. 8.1.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящим Правилам). В палаточных лагерях для детей допускается разработка меню на период до 7 дней.
Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.
Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности (приложение N 11 к настоящим Правилам).
В соответствии с п. 8.1.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" В целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции на пищеблоках должна отбираться суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции.
Отбор суточной пробы должен осуществляться назначенным ответственным работником пищеблока в специально выделенные обеззараженные и промаркированные емкости (плотно закрывающиеся) - отдельно каждое блюдо и (или) кулинарное изделие. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) должны отбираться в количестве не менее 100 г. Порционные блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды должны оставляться поштучно, целиком (в объеме одной порции).
Суточные пробы должны храниться не менее 48 часов в специально отведенном в холодильнике месте/холодильнике при температуре от +2°С до +6°С.
Согласно п. 2.4.6.2 СинПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции.
Оборудование, инвентарь, посуда и тара должны быть выполнены из материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, а также предусматривающих возможность их мытья и обеззараживания. Допускается использование одноразовой столовой посуды и приборов.
Посуда для приготовления блюд должна быть выполнена из нержавеющей стали. Инвентарь, используемый для раздачи и порционирования блюд, должен иметь мерную метку объема в литрах и (или) миллилитрах.
Не допускается использование деформированной, с дефектами и механическими повреждениями кухонной и столовой посуды, инвентаря; столовых приборов (вилки, ложки) из алюминия.
Хранение стерильных бутылочек, сосок и пустышек должно быть организовано в специальной промаркированной посуде с крышкой.
Складские помещения для хранения пищевых продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами.
Технологическое и холодильное оборудование должно быть исправным и способным поддерживать температурный режим.
Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими, устойчивыми к действию моющих и дезинфекционных средств, выполнены из материалов, для контакта с пищевыми продуктами. Покрытие стола для работы с тестом (столешница) должно быть выполнено из дерева твердых лиственных пород. В дошкольных группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда, для работы с тестом допускается использование съёмной доски, выполненной из дерева твердых лиственных пород.
При замене оборудования в помещениях для приготовления холодных закусок необходимо обеспечить установку столов с охлаждаемой поверхностью.
Кухонная посуда, столы, инвентарь, оборудование маркируются в зависимости от назначения и должны использоваться в соответствии с маркировкой.
Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха.
При отсутствии холодного цеха приборы для обеззараживания воздуха устанавливают на участке (в зоне) приготовления холодных блюд, в мясорыбном, овощном цехах и в помещении для обработки яиц.
Количество технологического, холодильного и моечного оборудования, инвентаря, кухонной и столовой посуды должно обеспечивать поточность технологического процесса, а объем единовременно приготавливаемых блюд должен соответствовать количеству непосредственно принимающих пищу лиц.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения плановой выездной проверки в отношении БПОУ ОО «Орловский технологический техникум», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания в период воспитания и обучения учащихся, выразившиеся в нарушении ст. 28 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения, а именно:
- в нарушение п. 3.8 приложения № 2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в столовой в журнале регистрации показателей температурного режима холодильного оборудования не ведется учет температуры холодильника для хранения суточных проб;
- в нарушение п. 8.1.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 показатели температуры, условия хранения суточных проб определить не представилось возможным в связи с отсутствием термометра для определения температуры;
- в нарушение п. 3.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 специальная одежда (халаты) сотрудников пищеблока хранились совместно с верхней одеждой;
- в нарушение п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 на пищеблоке кухонная посуда используется не в соответствии с маркировкой, а именно: в емкости, промаркированной «1» блюдо, находился гарнир гречка;
- в нарушение п. 2.22, приложения № 1, приложения № 4, № 5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 журнал здоровья, журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, поступающих на пищеблок, старого образца;
- в нарушение п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20 производство готовых блюд осуществляется по технологическим картам, в которых не отражены рецептуры приготовления блюд;
- в нарушение п. 8.1.4, приложения № 9 таблицы № 1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в меню для учащихся от ДД.ММ.ГГГГ масса порций готовых блюд для детей 12 лет и старше занижена, а именно: на завтрак выдавалась каша молочная рисовая выход 150 гр при норме 200-250 гр; первое блюдо рассольник ленинградский с цыплятами выход 200 гр при норме 250-300 гр; гарнир каша гречневая рассыпчатая выход 150 гр при норме 180-230гр; второе блюдо котлеты рубленные из птицы выход 50 гр при норме 100-120 гр;
- в нарушение п. 8.1.4 приложения № 9 таблицы № 3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 суммарные выходы блюд по приемам пищи не соответствуют, а именно: суммарный выход завтрака по меню для учащихся на ДД.ММ.ГГГГ для детей 12 лет и старше составил 350 гр при норме 550 гр; выход обеда составил 680 гр при норме 800 гр.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами. Факт наличия указанных нарушений не оспаривался и представителем БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» - Тетериной Ю.В..
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом № осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; обращением директора БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» в Управления Роспотребнадзора по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением директора БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» в Управление Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения и виновность БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» подтверждены указанными доказательствами, в связи с чем, должностное лицо, пришло к обоснованному выводу о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» к административной ответственности по делу не нарушены.
Не смотря на доводы жалобы о том, что назначенное наказание не соответствует тяжести правонарушения и носит карательный, а не превентивный характер, не соответствует действительности, поскольку административное наказание БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 названного Кодекса. Кроме того, учреждению назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Из объяснений представителя БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» Тетериной Ю.В., данных ею в ходе судебного заседания следует, что на настоящий момент, установленные нарушения учреждением устранены.
Устранение нарушений ко дню рассмотрения судом жалобы на постановление контролирующего органа не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и не является основанием, освобождающим от административной ответственности, поскольку нарушение действующих санитарных правил имело место на дату их выявления.
Остальные доводы жалобы и доводы, приведенные в суде, не опровергают исследованных доказательств, не доверять которым у суда нет оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину БПОУ ОО «Орловский технологический техникум».
Нарушений норм процессуального права, в том числе, правил подведомственности, в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь отмену или изменение постановления, не установлено.
С учетом вышеизложенного, полагаю, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░. 1 ░░. 6.7 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░