Дело № 2-962/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
с участием заявителя Ахриевой Р.Н.,
представителя У. Р. по <адрес> Ужаховой Л.М.,
при секретаре Газгиреевой М.А.,
рассмотрев в открытом в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ахриевой Р. Н., Тутаева А. А., Тутаевой-Муталиевой Б. А. на неправомерные действия У. Р. по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в результате боевых действий в Чеченской Республике им пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> и временно пребывать на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству им предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения. В очередном раз при обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца У. Р. по <адрес> ей отказало в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с пропуском срока перерегистрации. Просит суд признать неправомерным решение У. Р. по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязать У. Р. по <адрес> продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.
В судебном заседании заявитель Ахриева Р.Н. требования поддержала и просила их удовлетворить.
Заявители Т. А.А., Т.-Муталиева Б.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились.
Представитель У. Р. по <адрес> Ужахова Л.М. требования заявителей не признала и просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, заявители являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики.
Из имеющегося в материалах дела письма У. Р. по РИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что заявителям отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с пропуском срока перерегистрации. Кроме того, в 2006 году им выплачена компенсация в размере 135000 рублей, согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-I статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Из п. 21 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 465 следует, что для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагаются необходимые документы. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
В обосновании доводов об уважительности причин несвоевременного обращения в У. Р. по <адрес> с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявители представили медицинские документы, согласно которым заявитель Ахриева Р.Н. находилась на лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из выписного эпикриза из медицинской карты № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ахриева Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ попала в дорожно-транспортное происшествие с закрытым косым переломом н/з правом плечевой кости со смещением, по просьбе родственником была выписана для дальнейшего лечения в иногородних условиях.
Более того, обстоятельством подтверждающим уважительность причин несвоевременного обращения в У. Р. по <адрес> суд признает смерть сына заявителя, что подтверждается свидетельством о смерти.
Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-I «О вынужденных переселенцах» уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.
Однако, доказательств, подтверждающих направление указанного уведомления в адрес заявителей, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, причину пропуска срока обращения в У. Р. по <адрес> с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца суд считает уважительными.
Поскольку по смыслу закона в течение указанного периода соответствующие органы власти обязаны провести комплекс мероприятий, направленных на создание вынужденным переселенцам должного уровня жизни, истечение указанного срока при ненадлежащем выполнении органами государственной власти мер по обеспечению обустройства, не может рассматриваться как безусловное основание, которое влечет за собой лишение статуса вынужденного переселенца.
Вместе с тем, заявители получили денежную компенсацию за утраченное жилье в Чеченской Республике, что в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается.
Из п.19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 510, следует, что граждане получившие компенсацию за утраченное жилье, теряют право на проживание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в жилых помещениях фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий.
Однако пункт 19 указанного Порядка решением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим.
Также п.19 указанного Порядка исключен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 785, в связи с его несоответствием жилищному законодательству.
Следовательно, не имеет юридической силы и п.9 «Порядка ведения сводных списков вынужденных переселенцев…», утвержденного приказом Министерства по делам Ф., национальной и миграционной политики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 31.
Согласно п. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №153), право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилищных помещений.
Поскольку компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости суд считает, что заявители лишены возможности обеспечить себя жилым помещением по установленным нормам на полученную сумму компенсации.
В связи с этим не возникает и оснований для снятия заявителей с учета как вынужденных переселенцев и следовательно в отказе продления срока действия статуса вынужденных переселенцев, а также исключения из сводного списка вынужденных переселенцев из Чеченской Республики нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, получение гражданами компенсации за утраченное жилье может служить основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания в учетом установленных норм, в результате чего не было бы необходимости предоставлять жилое помещение.
При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ахриевой Р. Н., Тутаева А. А., Тутаевой-Муталиевой Б. А. на неправомерные действия У. Р. по <адрес> удовлетворить.
Признать действия У. Р. по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Ахриевой Р. Н., Тутаеву А. А., Тутаевой-Муталиевой Б. А. неправомерными.
Обязать У. Р. по <адрес> продлить Ахриевой Р. Н., Тутаеву А. А., Тутаевой-Муталиевой Б. А. срок действия статуса вынужденного переселенца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда З.М. Калиматова