Дело №2-6190/2024
УИД: 50RS0028-01-2024-004660-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2024 года г. Мытищи, Московской области
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Молевой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Селивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мытищинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водопроводно-канализационные системы» об обязании принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности объекта водоотведения,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Администрации городского округа Мытищи Московской области, АО «Водоканал-Мытищи», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Мытищинский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Водоканал-Мытищи» об обязании принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности объекта водоснабжения – водозаборный узел «ДОЗ», расположенный по адресу <адрес>, путем оборудования объекта системой охранной телевизионной и системой охранной сигнализации.
В обоснование иска указано, что АО «Водоканал-Мытищи» эксплуатирует объект водоотведения - водозаборный узел «ДОЗ», расположенный по адресу <адрес>, которому присвоена 4 категория опасности. Указанный объект функционирует в автономном режиме, вместе с тем, требования антитеррористической защищенности на указанном объекте должным образом не соблюдаются, поскольку инженерными средствами защиты и техническими средствами охраны указанный объект не оснащен. Так вопреки требованиям законодательства система охранная телевизионная (видеонаблюдение), а также система охранной сигнализации на указанном объекте отсутствуют.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что Постановлением Администрации городского округа Мытищи № от ДД.ММ.ГГГГ гарантирующей организацией для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Мытищи была определена ООО «Водопроводно-канализационные системы», в связи с чем, судом была произведена замена ненадлежащего ответчика АО «Водоканал-Мытищи» на ООО «Водопроводно-канализационные системы».
Мытищинский городской прокурор уточнил заявленные исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просил обязать ООО «Водопроводно-канализационные системы» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности объекта водоотведения – водозаборный узел «ДОЗ», расположенный по адресу <адрес>, путем проведения работ по ремонту дополнительного ограждения с колючей проволокой по всему периметру забора.
В судебном заседании старший помощник Мытищинского городского прокурора ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Водопроводно-канализационные системы» по доверенности ФИО4, являющаяся также представителем третьего лица АО «Водоканал-Мытищи», в судебном заседании исковые требования признала, просила суд предоставить срок не менее 12 месяцев для устранения недостатков.
Представители третьих лиц Администрации городского округа Мытищи Московской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены судом надлежащим образом, о чем в дело приобщены отчеты почты.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных Фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. I Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации действует в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно ст. 35 того же Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма закреплены в Федеральном законе от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), статьей 2 которого к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно статье 3 Закона о противодействии терроризму (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта, а террористический акт - как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии с частью 3.1 статьи 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1467 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения (далее – Требования).
Согласно п. 26 Требований обеспечение антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения осуществляется, в частности, путем воспрепятствования неправомерному проникновению на объект водоснабжения и водоотведения; выявления потенциальных нарушителей установленного на объекте водоснабжения и водоотведения режима и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов; пресечения попыток совершения террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 28 Требований предусмотрено, что режимно-охранные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения включают в себя: формирование подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения, а также его материально-техническое обеспечение и оснащение; управление уполномоченными должностными лицами организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, действиями подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения; действия подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения с использованием инженерно-технических средств охраны по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 28 Требований предусмотрено, что инженерно-технические мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения включают в себя: проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, эксплуатацию (в том числе текущий ремонт и техническое обслуживание), реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, консервацию, снос, демонтаж и утилизацию инженерно-технических средств охраны; организацию функционирования инженерно-технических средств охраны в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.
Объекты водоснабжения и водоотведения независимо от установленной категории при наличии соответствующей технической возможности оборудуются инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также средствами, предотвращающими (максимально затрудняющими) несанкционированное проникновение нарушителя на объект водоснабжения и водоотведения (подпункт «а» пункта 36 Требований).
Как следует из материалов дела, Мытищинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения.
Установлено, что ООО «Водопроводно-канализационные системы» эксплуатирует объект водоотведения – водозаборный узел «ДОЗ, расположенный по адресу <адрес>, которому ДД.ММ.ГГГГ присвоена 4 категория опасности.
В ходе актуализации паспорта безопасности комиссией по обследованию и категорированию указанного объекта ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по результатам проведенной оценки количественных показателей критериев объект категорированию не подлежит, следовательно на основании п. 23 Требований подлежит исключению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации из перечня объектов в порядке, установленном для его формирования.
В силу п. 13 Требований руководители организаций, эксплуатирующих объекты водоснабжения и водоотведения, которые не включены в перечень объектов, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов водоснабжения и водоотведения (охрана, реализация пропускного и внутриобъектового режимов, оборудование инженерно-техническими средствами охраны, реагирование на угрозу совершения или на совершение террористических актов, информирование об этом правоохранительных органов, а также реализация других мер антитеррористической защищенности).
Как следует из п. 3 акта обследования и категорирования объекта – водозаборный узел «ДОЗ», от ДД.ММ.ГГГГ, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта необходимо провести работы по ремонту дополнительного ограждения с колючей проволокой по всему периметру забора. По состоянию на сегодняшний день указанные работы не проведены.
Таким образом, водозаборный узел «ДОЗ» в настоящее время не отвечает требованиям антитеррористической защищенности, что влечет нарушение порядка реализации мер государственной политики в области противодействия терроризму и создает угрозу жизни и здоровью граждан. Данный объект жизнеобеспечения уязвим для несанкционированных посягательств террористической и диверсионной направленности.
До настоящего времени, как указано в иске, выявленные нарушения законодательства не устранены.
Непринятие мер по обеспечению соответствия объектов водоснабжения предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, в результате чего нарушаются права граждан на благоприятные, безопасные условия проживания.
Из содержания ст. 206 ГПК РФ следует, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая заявленные требования, с учетом объема работ, подлежащих выполнению ответчиком, с целью соблюдения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Мытищинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водопроводно-канализационные системы» об обязании принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности объекта водоотведения – удовлетворить.
Обязать ООО «Водопроводно-канализационные системы» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности объекта водоотведения – водозаборный узел «ДОЗ», расположенный по адресу <адрес>, путем проведения работ по ремонту дополнительного ограждения с колючей проволокой по всему периметру забора.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27.09.2024.
Председательствующий Д.А. Молева