РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск, 01 июня 2023 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Бурлаков И.И,
при секретаре Пшеничниковой Е.В.,
с участием в деле:
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещеряковой И.М.,
истцов – Мартьяновой Юлии Николаевны, Мартьяновой Марины Николаевны,
представителя истцов - адвоката Емельяновой Светланы Валентиновны, действующей на основании ордера от 17 мая 2023 года № 47,
ответчика Администрация городского округа Саранск, в лице представителя Пешехонова Никиты Николаевича, действующего на основании доверенности от 08 июня 2022 года № 80-Д,
третьего лица – Правительство Республики Мордовия
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартьяновой Юлии Николаевны, Мартьяновой Марины Николаевны к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу,
установил:
истцы обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В обосновании требований указано, что на основании договора передачи, заключенного с МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» от 22.02.2006 г. им на праве общей долевой собственности (по 1/2, доле) принадлежит комната, площадью 12,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Их право собственности на указанную комнату зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Заключением Межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда № 2 от 21 февраля 2018 г. были выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации го Саранск от 28 марта 2018 г. № 753 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, п.2 указанного постановления установлен способ изъятия: путем предоставления гражданам, проживающим в указанном доме, других благоустроенных жилых помещений в период с 2018 по 2021 год.
23 декабря 2022 года ими получены уведомления об изъятии и проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, подписанные администрацией го Саранск.
Согласно п.1.1. указанных соглашений предметом является размер и порядок выплаты возмещения за недвижимое имущество. Размер выплаты возмещения в указанных проектах определенный на основании отчета № 14111/2022-Н/107, составляет: Мартьяновой Ю.Н. и Мартьяновой М.Н. по 248 350 руб., а общая сумма за изымаемое имущество составляет 496 700 руб.
Они не согласны с предложенным в соглашениях порядком и размером выплаты возмещения за изымаемое недвижимое имущество, в связи с чем, вынуждены обратиться с настоящим иском в суд.
Ответчик в проектах соглашений указывает, что они составлены на основании постановления Администрации го Саранск № 1249от 02.09.2022 г. «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Указанная ссылка в проектах соглашения не соответствует действительному содержанию документов об изъятии недвижимого имущества по адресу: <адрес>.
Как следует из постановления администрации го Саранск от 02 сентября 2022 г. № 1249,оно принято на основании заключения межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда № 2от 21 февраля 2018 г., постановления администрации го Саранск от 28 марта 2018 г. № 753и во исполнение решения Октябрьского районного суда г.Саранска от 16.03.2022г. по делу № 2a-417/2022.
Из содержания условий проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд следует, что ответчиком положения документов, на основании и во исполнение которых было принято постановление администрации го Саранск от 02 сентября 2022 г. № 1249,не учтены. Ответчиком не учтено, что поручение казенному учреждению го Саранск «градостроительство» по подготовке отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемой недвижимости, содержащееся в п.6 указанного постановления, не отменяет и не изменяет порядка изъятия недвижимого имущества, установленного ответчиком Постановлением администрации го Саранск от 28 марта 2018 г. № 753,а может влиять лишь на наличие или отсутствие доплаты.
Администрация го Саранск, принимая решение о предоставлении всем проживающим в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, других благоустроенных помещений, действуя в пределах предоставленных ей полномочий, выразила свое волеизъявление и определила установленный постановлением № 753 от 28.03.2018 г. порядок изъятия аварийных жилых помещений.
Они с решением ответчика о предоставлении всем проживающим в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, других благоустроенных помещений, закрепленным постановлением № 753 от 28.03.2018 г., согласны.
Условиями об изъятии жилого помещения, содержащимися в направленных им проектах соглашений, существенно нарушаются наши права, как собственников жилого помещения. В результате предлагаемого ответчиком способа изъятия они фактически лишаются жилья. Приобрести другое жилое помещение на предлагаемую к возмещению сумму, невозможно.
Администрацией го Саранск им предложено заключить соглашение об изъятии принадлежащего им имущества для муниципальных нужд, согласно которому Администрация го Саранск выплачивает возмещение за изымаемое имущество в размере 496 700 рублей.
Считают, что указанное соглашение нарушает наши права собственников жилого помещения и фактически лишает их права на жилище.
С учетом изложенного, считают, что за ними подлежит признанию право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома № №по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
В связи с тем, что принадлежащая им комната входит в состав многоквартирного дома, включающего коридоры, кухни, туалеты, ванные (душевые) комнаты, холлы и обеспечена всеми необходимыми коммуникациями (водопровод, канализация, электроосвещение, газоснабжение), считают, что в связи с изъятием их для муниципальных нужд, в их собственность должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение однокомнатная квартира жилой площадью не менее 12,8 кв.м.
На основании вышеизложенного просят обязать Администрацию городского округа Саранск в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м. и жилого помещения с кадастровым номером № площадью 12,8 кв.м. для муниципальных нужд предоставить Мартьяновой Юлии Николаевне и Мартьяновой Марине Николаевне в общую долевую собственность другое благоустроенное жилое помещение - однокомнатную квартиру жилой площадью не менее 12,8 кв.м.
Признать за Мартьяновой Юлией Николаевной и Мартьяновой Мариной Николаевной право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома № №по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
В судебное заседание истцы Мартьянова Ю.Н., Мартьянова М.Н. не явились по неизвестной причине, о дне и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца адвокат Емельянова С.В. исковые требования поддержала в том же объёме и по основаниям изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации го Саранск Пешехонова Н.Н. возражала против удовлетворения исковых требования, по основаниям изложенным в возражениях, просила в иске отказать.
В судебное заседание, представитель третьего лица Правительства Республики Мордовия не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании договора передачи, заключенного с МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» от 22.02.2006 г. истцам на праве общей долевой собственности (по 1/2, доле) принадлежит комната, площадью 12,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д.8). Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из ЕГРН (л.д. 9-12).
Согласно выписке из домовой книги ООО «Саранский информационный центр» № 5001001308993 от 28 апреля 2023 г. в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы Мартьянова Юлия Николаевна, Мартьянова Марина Николаевна.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 21 февраля 2018 г. № 2 принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации го Саранск от 28 марта 2018 г. № 753 «О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, внесенными Постановлением от 11 января 2019 г. №9, Постановлением от 29 декабря 2021 г. № 2039) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); отселить граждан, проживающих в многоквартирных домах, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 по 2025 год.
16 января 2019 года № 231-ОГ, 16 января 2019 года № 232-ОГ истцам направлены требования о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>, совместно с иными собственника в течение двух месяцев со дня его получения. В случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с Администрацией го Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в ее собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В течение 5 дней после получения уведомления предложено направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 июля 2022 г., бездействие Администрации го Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района г. Саранска от 7 июля 2021 г. №7-1-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абзацу 2 части первой статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На Администрацию го Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения Администрацией го Саранск издано постановление от 2 сентября 2022 г. № 1249 «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>», в котором постановлено об изъятии указанного имущества для муниципальных нужд городского округа Саранск:
-земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 4308,46 кв.м (пункт 1)
-жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложению к постановлению для муниципальных нужд городского округа Саранск. (пункт 2)
-нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение №, с кадастровым номером №, площадью 38,5 кв.м. (пункт 3)
Согласно приложению, подлежит изъятию объект недвижимости по адресу: <адрес>, площадью 12,8 кв.м, с кадастровым номером № (л.д. 14-18).
9 сентября 2022 г. по месту регистрации, Мартьяновым направлена копия данного постановления, врученная им 14 сентября 2022 года.
Согласно отчету ООО «НОКС-ОЦЕНКА» № 114/11/2022-Н/107 от 9 ноября 2022 г., определена рыночная стоимость изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом в размере 380 000 рублей, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в размере 20 400 рублей, компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома в размере 96 300 рублей, итого 496 700 рублей (л.д.29-30).
Ответчиком, в адрес истцов подготовлено и передано соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд на указанную отчете сумму (л.д.19-23, 24-28).
Согласно части первой статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании пункта 11 части первой статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 6 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1); признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (часть десятая).
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в пункте 3 статьи 2 определяет понятие переселения из аварийного жилищного фонда, а в части третьей статьи 16 предусматривает правила такого переселения.
На основании части первой статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1 части второй статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия», которая направлена на реализацию регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно паспорту подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» задачами данной Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., являющихся приложением 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», жилой дом по адресу: <адрес>, не включен.
Иных программ на республиканском уровне в указанной сфере отношений не принято.
В силу вышеприведенной статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ вопрос о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в республиканскую адресную программу решается Правительством Республики Мордовия и в полномочия Администрации го Саранск не входит.
Постановлением Администрации го Саранск от 27 мая 2020 г. №764 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск». В разделе № 1 данной программы указано, что в 2019-2021 гг. в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия 6 февраля 2019 г. №53, вошли многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. В адресный список высвободившихся жилых помещений, являющийся приложением №2 к муниципальной программе, жилое помещение, по адресу: <адрес> не включено.
Кроме того, согласно приложению № 4 к муниципальной программе установлен адресный список жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и подлежащих расселению путем предоставления благоустроенных жилых помещений, в который <адрес> также не включена.
Таким образом, спорный многоквартирный дом признан аварийным после 1 января 2017 г. и не включен ни в одну из указанных программ.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть восьмая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в подпункте "и" пункта 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
По смыслу части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности частей первой, восьмой и десятой статьи 32 и пункта 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части третьей статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3, ФИО4» признано, что части первая, восьмая и десятая статьи 32 и пункт 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части первая и вторая), 40, 45, 46 (части первая и вторая), 55 (часть третья) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей первой, восьмой и десятой статьи 32 и пункта 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Таким образом, с учетом данных положений, собственники жилых помещений, признанные малоимущими и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть вторая).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть вторая статьи 49, часть первая статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что при решении вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав истца, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья пригодного для проживания.
Действуя в рамках предоставленных законом полномочий, ответчик Администрация го Саранск приняла постановление от 28 марта 2018 г. № 753, согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Во исполнение указанного постановления собственникам помещений, расположенных в спорном многоквартирном доме, направлено требование о сносе такого дома за счет собственных средств, установлен срок для осуществления сноса данного многоквартирного жилого дома - 12 месяцев со дня получения указанного требования, которое собственниками не исполнено.
Многоквартирный жилой дом, в котором проживают ответчики, не включен ни в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г., ни в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2019 - 2025 г.г, поскольку признан аварийным только в 2018 г.
Из сообщения Жилищного управления Администрации го Саранск от 27 февраля 2023 г. № 372-ЖУ следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2017 г., и не подлежит расселению в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53.
Соглашение о предоставлении другого жилого помещения между Администрацией го Саранск и собственниками Мартьяновыми не достигнуто.
Согласно сообщению ЖУ Администрации го Саранск от 12 мая 2023 г. № 01//428 Мартьяновы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане» в Администрации го Саранск не состоят.
По выписке из ЕГРН Мартьянова Ю.Н. имеет в собственности 1/2 долю жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>; в собственности 1+168 доля земельного участка по адресу: <адрес>
По выписке из ЕГРН Мартьянова М.Н. имеет в собственности 1/2 долю жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
С учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что право предоставления другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, у Мартьяновых, не состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане», и являющиеся собственниками жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным после 1 января 2017 г., не включенного в соответствующую региональную программу, возникает только при достижении соглашения с Администрации го Саранск. Которое на сегодняшний момент не достигнуто.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Мартьяновых по возложению обязанности на Администрацию го Саранск предоставить в их собственность другое благоустроенное жилое помещение – однокомнатную квартиру жилой площадью не менее 12,8 кв.м., в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 308,46 кв.м. и жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 12,8 кв.м.
Доводы представителя истцов адвоката Емельяновой С.В. о наличии у истцов права на предоставление другого благоустроенного жилого помещения, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы истцов Мартьяновых относительно несогласия с предлагаемой к возмещению суммой, судом не принимаются во внимание, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым и входящим в предмет доказывания по настоящему делу.
Истцами Мартьяновыми заявлено требование о признании за ними права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Из искового заявления следует, что данное требование связано с первоначальным, то есть переселение в благоустроенное жилое помещение – однокомнатную квартиру жилой площадью не менее 12,8 кв.м, предоставленную на праве собственности.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй и третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть вторая указанной статьи предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 г.г., утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 определены этапы расселения конкретного перечня аварийных домов, которые были аварийными и подлежащими сносу до 2012 г.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Вместе с тем, пункт 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
При этом в силу положений части первой данной статьи жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания.
Как установлено, реализация жилищных прав собственников Мартьяновых обеспечивается в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и зависит от соблюдения ряда условий, в том числе включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную программу переселения, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья пригодного для проживания.
Наличие данных условий у собственников Мартьяновых судом не установлено.
Доказательств, свидетельствующих, что в настоящее время имеется реальная угроза обрушения указанного многоквартирного дома, а также об обращении с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда истцами Мартьяновыми не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из сформулированных истцом фактических и правовых оснований иска, суд находит не подлежащими удовлетворению исковые требования Мартьяновых о признании за ними права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Мартьяновой Юлии Николаевны, Мартьяновой Марины Николаевны к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья И.И. Бурлаков
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2023 г.
Судья И.И. Бурлаков