гор. Звенигово 03 марта 2016 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием помощника прокурора Белавиной М.Е., от ответчика главы администрации Николаева П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные объекты электроэнергетики,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» (далее администрация поселения, ответчик), в котором просил обязать администрацию поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» поставить на учет бесхозяйные объекты электроэнергетики: ЗТП (закрытая трансформаторная подстанция) № – 1х160кВА, Ф.1004 ПС «<.....>», расположенную в <адрес>; ВЛ - 0,4 кВ от ЗТП №, протяженностью 0,5 км, расположенную в д. <адрес>; КТП № кВА, расположенную в <адрес>; КЛ – 0,4 кВ от ЗТП №, протяженностью 0,3 км., расположенную в <адрес> ТП № кВА, расположенную в <адрес>, в срок до <дата>. В обоснование иска указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики установлено, что на территории муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» имеются бесхозяйные недвижимые объекты (бесхозяйные объекты электроэнергетики), которые являются объектами коммунальной инфраструктуры, постановка которых на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного имущества не осуществлена.
Определением суда от <дата> указанные иски прокурора соединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ прокурором <адрес> требования были уточнены и сформулированы в заявлении, поданном <дата>, срок определен до <дата>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Белавина М.Е. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, объясняла согласно изложенному в иске.
Администрация муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» в лице главы администрации поселения Николаева П.Н. требования признала, представила суду соответствующее заявление. Глава администрации поселения объяснял, что действительно в границах поселения имеются объекты электроэнергетики. Технические и кадастровые паспорта на часть из них не изготовлены ввиду недостаточности денежных средств в бюджете муниципального образования.
Третье лицо Управление Росреестра по <адрес> для участия в деле представителя не направило, письменного отзыва на исковое заявление не представило.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, по правилам ст. 113, 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на территории муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» имеются объекты электроэнергетики, собственник которых не определен.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Статья 18 Конституции РФ указывает, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 14 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 4, 7 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2003 N № 701 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, а также документы, подтверждающие, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества, право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами.
Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности.
Судом принимается во внимание, что отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию объектов электроэнергетики, может в дальнейшем привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой этих объектов. Орган местного самоуправления не только вправе, но и обязан принимать меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Ответчиком представлено заявление о признании исковых требований прокурора <адрес>. Суд не усматривает оснований для непринятия признания иска. Лицам, участвующим в деле, разъяснены последствия признания иска ответчиком.
Заявленный прокурором срок устранения выявленных нарушений суд считает необходимым и достаточным как для изыскания денежных средств для изготовления технической и иной необходимой документации на объекты электроснабжения, собственник которых не установлен, так и проведения мероприятий, связанных с постановкой этих объектов в регистрирующем органе на учет как бесхозяйных.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» (<.....>) в срок до <дата> обязанность поставить на учет бесхозяйные объекты электроэнергетики: ЗТП № – 1х160кВА, Ф.1004 ПС «<.....>», расположенную в <адрес>; ВЛ - 0,4 кВ от ЗТП №, протяженностью 0,5 км, расположенную в <адрес>; КТП № кВА, расположенную в <адрес>; КЛ – 0,4 кВ от ЗТП №, протяженностью 0,3 км., расположенную в <адрес>; ТП № кВА, расположенную в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина